Психолого-педагогические особенности дифференциального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности индивидуально подхода в обучении младших школьников
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
2. Рассмотреть направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
3. Проанализировать особенности познавательной деятельности младших школьников.
4. Рассмотреть особенности построения процесса обучения младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило  потребность изменения форм индивидуального  обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального  подхода в обучении как способа  освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при  которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как  можно более раннем приобщении каждого  нового члена общества к сложной  практике индивидуального обучения в педагогической системе.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного  обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической  и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Индивидуальный подход к  учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно  определит исходный уровень его  обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное  обучение по определению является обучением дифференцированным.

Цель исследования: изучить особенности индивидуально подхода в обучении младших школьников

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: применение индивидуально подхода в обучении младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
  2. Рассмотреть направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
  3. Проанализировать особенности познавательной деятельности младших школьников.
  4. Рассмотреть особенности построения процесса обучения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного  подхода в обучении школьников

1.1 Понятие "индивидуализация" обучения

 

В настоящее время образование  рассматривается педагогами как  общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве  стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.

Реализация тех или  иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом  сведений, имеющих отношение к  обеспечению жизнедеятельности  человека. Второй – основан на широкой  культурно – исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается  получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности.

Цель современного образования  – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для  включения в социально – ценностную деятельность. Человек – система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в динамике. Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения.

Общее и одинаковое для  всех детей образование, обеспечивая  выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.

Индивидуальный подход обеспечивает:

·   устранение трудностей в учении отдельных школьников.

·     возможность  развития всех сил и способностей учащихся.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода  в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный  тон обращения к ребёнку, слово  поощрения, одобрения за удачный  ответ, красиво написанную строчку  дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель  заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция  не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе  к ребёнку, индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка  осуществления индивидуального  подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное  внимание к каждому ученику, его  творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать  у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. [22]

Для того чтобы пробудить  интерес, необходим и коллективный и подход: поставить перед классом  цель, познавательную задачу, создать  поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они  уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу  не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. [33]

Реализация индивидуального  подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие", это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием  и изменением ребёнка, уровень его  знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно  связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

· систематическое изучение каждого ученика;

·  постановка ближайших  педагогических задач в работе с каждым учеником;

· выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

·  фиксация и анализ полученных результатов;

·  постановка новых педагогических задач.

Важно отметить, что в  индивидуальном подходе нуждается  действительно каждый ребёнок, ибо  это непременное условие и  предпосылка формирования гармонической  и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как  неповторимой индивидуальности.

Индивидуализация – это  осуществление принципа индивидуального  подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать  оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого  ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между  уровнем учебной деятельности, который  задают программы и реальные возможности  каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и  формирования индивидуальности. [14]

При использовании понятия "индивидуализация обучения" необходимо иметь в виду, что при его  практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной  индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются  индивидуальные особенности не  каждого ученика, а в группе  учеников, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные  особенности или их комплексы  и именно такие, которые важны  с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду  с этим может выступать ряд  особенностей, учёт которых в  конкретной форме индивидуализации  невозможен или даже не так  уж необходим (например, различные  свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит учёт  некоторых свойств или состояний  лишь в том случае, если именно  это важно для данного ученика  (например, талантливость в какой-либо  области, расстройство здоровья);

4) индивидуализация реализуется  не во всём объёме учебной  деятельности, а эпизодически или  в каком-либо виде учебной работы  и интегрирована с неиндивидуализированной работой. [5]

Для организации индивидуализации учебной работы, как в России, так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов  – дифференциация обучения, т.е. группировка  учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для  обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы).

В общеобразовательной школе  в России до сих пор распространено два типа сравнительного гомогенных классов (школ):

·  созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;

·  сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

Классы с углублённым  изучением отдельных предметов  на низкой степени обучения создаются  в основном по тем предметам, специальные  способности по которым могут  проявляться уже в раннем возрасте и упражнения, в которых с раннего  возраста особенно необходимо. По художественным дисциплинам для части детей  в начальных классах начинается профессиональная подготовка. Несколько  особая обстановка царит в этих классах  в области обучения иностранным  языкам. Здесь в основе приёма лежат  не особые способности ребёнка к  языкам, и тем более не его интересы, а скорее всего, более высока общая  школьная зрелость. Последняя необходимо, чтобы дети были в состоянии заниматься по учебным планам требующим большого умственного напряжения. Приём в такие классы по конкурсу приводит к тому, что такие классы оказываются гомогенными, в основном и за отсутствия слабых учеников – они отсеиваются уже при вступительных экзаменах.

Классы и школы, созданные  на основании дефектов в общем  умственном развитии и состоянии  здоровья, рассчитаны на детей с  отстающими и аномальным развитием. [14]

Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в

гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребёнка, что  возможности развития крайне индивидуальны  и что для полного развития ребёнка необходимо обучение в таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей. [24]

Таким образом, вопрос, какая  форма индивидуализации учебной  работы целесообразнее – гомогенизация  или гетерогенизация класса, вызывает дискуссии во всём мире.

В доказательство преимуществ  гомогенных классов выставляются следующие  аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к  различному типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку  здесь различия менее значительны, а необходимость во внутриклассной индивидуализации учебной работы меньше. У слабых учащихся не возникает отрицательных эмоций.

Против гомогенных классов  выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечёт за собой  снобизм у сильных учащихся и  чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся без  развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается  также то, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны  интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития. [14]

Информация о работе Психолого-педагогические особенности дифференциального обучения