Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности индивидуально подхода в обучении младших школьников
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
2. Рассмотреть направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
3. Проанализировать особенности познавательной деятельности младших школьников.
4. Рассмотреть особенности построения процесса обучения младших школьников.
Характерной особенностью работы с этими учениками должно быть не пассивное приспособление к слабым сторонам психики, а принцип активного воздействия на умственное развитие школьников для максимального их формирования, активное противодействия сложившегося у них представления о собственной неспособности и даже неполноценности.
Важную роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях к обучению. Младшего школьника надо убедить (и показать реально), что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже товарищей, что "трудно не значит не возможно". Учителю следует помнить, что формирование веры в свои силы способствует переживание школьником успехов, пусть первых и скромных. Поэтому важно, как организовать работу неуспевающих учеников, чтобы они чувствовали свое движение вперед, надо дать ему возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи. Учителю начальных классов надо пользоваться каждой возможностью, чтобы подчеркнуть хотя бы небольшой, на первых порах, успех ученика, обратить его внимание на, пусть пока еще скромные, достижения.
Осуществление принципа индивидуального подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.
Задачи обучения в школе
– создание условий, которые обеспечивали
бы всестороннее развитие способностей
всех детей. Наряду с этим стоит задача
выявления школьников, обнаруживающих
глубокие интересы, склонности и способности
в определенных областях. Им надо создавать
условия для дальнейшего
Индивидуализацию можно
организовать в разнообразных
формах, которые существенно зависят
от индивидуальных подходов
В организации коллективной
и индивидуальной
Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени сложности:
1 вариант – самый трудный
2 вариант – менее сложный
3 вариант – самый легкий.\
Каждый ученик имеет
возможность выбрать для себя
наиболее оптимальный вариант
при составлении учебных
Действие первой ступени (сложение, умножение) более легкие для выполнения по сравнению с действиями второй ступени (вычитание, деление).
Выражения, содержащие
несколько действий – более
сложные по сравнению с
Действия, содержащие
большое число элементарных
Нами были разработаны и проведены примеры таких заданий по темам «Сложение и вычитание в пределах 100», «Внетабличное умножение и деление» , «Умножение и деление многозначных чисел». Примеры данных работ см. приложение № .
Другой набор –
это карточки, особенность которых
состоит в том, что кроме
материала с заданиями для
самостоятельной работы даны
дополнительные карточки к
Дополнительные карточки
содержат рисунки, чертежи,
Сегодня часто поднимается
вопрос о необходимости
Среди причин, определяющих
недостаточный уровень
Первая заключается
в методике обучения, которая
долгое время ориентировала
Вторая причина кроется
в том, что учащиеся
Первая из указанных
причин в настоящее время
Многим учителям знакомы
трудности, которые связаны с
организацией на уроке
Низкий уровень. Восприятие
задачи осуществляется
Средний уровень. Восприятие
задачи сопровождается её
Высокий уровень. На
основе полного всестороннего
анализа задачи ученик
Очевидно, что то обучающее
воздействие, которое
Отмеченные выше особенности
умственной деятельности
Широкие возможности
для совершенствования работы
над текстовой задачей имеются,
Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, можно использовать индивидуальные карточки-задание, которые готовятся заранее в трех вариантах (для трёх уровней). Эти карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. В размноженном виде они предлагаются учащимся в виде печатной основы. Ученик выполняет задание письменно в специально отведенном для этого месте.
Приведем примеры таких
карточек. Отметим, что из этических
соображений в предлагаемой
Задача.(III кл.). От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг к другу по реке два катера. Один шёл со скоростью 17 км/ч., другой – 24 км/ч. какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?
1 уровень.
Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:
17 км/ч 24 км/ч
117 км
а) обведи синим
карандашом отрезок,
б) обведи красным
карандашом отрезок,
в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.
г) прочитай вопрос
задачи и обозначь дугой на
чертеже отрезок,
Если задача решена, то запиши ответ
Ответ:
Рассмотри ещё раз задание I и запиши план решения этой задачи (без вычислений).
Проверь себя! Ответ: 35 км.
У данной задачи есть более рациональный способ решения. Но он как правило более труден для слабых учащихся, так как предусматривает оперирование менее конкретным понятием «скорость сближения». Поэтому можно предложить учащимся рассмотреть этот способ решения и объяснить его. Это задание обозначаем в карточке как дополнительное.
Дополнительное задание.
Рассмотри другой способ решения данной задачи. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ.
17+24=
…х2=
117-…= Ответ: … км
2 уровень.
Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нём данные и искомые:
Рассмотри «дерево
рассуждений» от данных к
17 км/ч 24 км/ч
скорость сближения 2 часа
расстояние пройденное ?
двумя катерами 117 км?
расстояние между катерами.
Пользуясь «деревом рассуждений», запиши план решения задачи.
Запиши решение задачи:
а) по действиям,
б) выражением.
Ответ
Дополнительное задание
Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его. (т.к. другой способ решения более очевиден, учащиеся могут найти его самостоятельно, без вспомогательных средств).
по действиям с пояснением
выражением.
Ответ.
Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.
Информация о работе Психолого-педагогические особенности дифференциального обучения