Психолого-педагогические особенности дифференциального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности индивидуально подхода в обучении младших школьников
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
2. Рассмотреть направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
3. Проанализировать особенности познавательной деятельности младших школьников.
4. Рассмотреть особенности построения процесса обучения младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

3 уровень.

 Выполни чертеж к  задаче.

 Пользуясь чертежом, найди  более рациональный способ решения.  Составь к этому способу «дерево  рассуждений» (дети самостоятельно  составляют «дерево рассуждений» как во втором варианте).

 Запиши план решения  задачи в соответствии с «деревом рассуждений».

 Пользуясь планом, запиши  решение задачи:

по действиям;

 выражением.

 Ответ:

 Проверь себя! Ответ задачи: 35 км.

 Дополнительное задание.

 Узнай, какое расстояние  будет между катерами при той  же скорости и направления движения через 3 часа? 4 часа?\

 В заданиях намеренно  как бы изолируется план решения  от вычислительных действий (в  практике преобладает «пошаговое»  планирование как более доступное). Это сделано с целью формирования  умения осуществлять целостное  планирование решения задачи. Преимущество  его перед «пошаговым» видится  в том, что при этом внимание  учащихся концентрируется на  поиске обобщенного способа решения  задачи вне зависимости от  конкретных числовых данных, отвлекаясь  от них.

Дифференцированную работу на уроке можно проводить и  при работе над ошибками в решении  задач.

 

 Приведем примеры дифференцированных заданий такого рода:\

 Учащимся, которые успешно  справляются с решением задач,  предлагаются дифференцированные  задания, которые связаны с  увеличением объёма задач, с  составлением обратных задач,  с решением задач с недостающими  или лишними данными, с составлением  задач по данному решению.

 Учащимся были предложены задачи:

 Коробка цветных карандашей  стоит 12 копеек. Кисточка в 3 раза  дешевле коробки карандашей, а  книга на 28 копеек дороже, чем кисточка. Сколько стоит книга?

 Хозяйка купила 16 кг  огурцов. Она разложила их в  4 банки по 3 кг в каждую. Сколько  килограмм огурцов у неё осталось?

 Мама купила 3 метра  шёлка по 4 рубля за 1 метр и  столько же метров шерсти по 7 рублей за 1 метр. Сколько денег она уплатила за всю покупку?

 С учётом ошибок  были составлены следующие задания:

 Для учеников, которые  самостоятельно справились с решением всех трех задач:

 Составь задачу по  выражению

(48:8)х6

2. Решите задачу: « За  три стула заплатили 27 рублей. Сколько можно купить стульев на 63 рубля?».

 Измени вопрос задачи  так, чтобы ответ на него был найден умножением.

3. На какие вопросы  можно ещё ответить пользуясь данными задачи №1. Запиши эти вопросы и ответы на них

 Прочитай задачу №2. Во сколько банок можно разложить  оставшиеся огурцы и сколько  кг огурцов останется после  этого.\

 Составь обратную задачу к задаче №1 и реши её.

 Для учеников, допустивших ошибки.

I. Со вспомогательными  вопросами к задаче.

 К задаче №2:

Ответьте на вопросы:

 что означает число  3 в условии задачи ( 3 кг огурцов в одной банке)

 можно ли узнать сколько кг огурцов в 4 банках? (можно 3х4=12 кг)

 хозяйка купила огурцов  больше или меньше 12 кг? (больше)

 Запиши решение.

 К задаче №3:

 Прочитай условие задачи. Что означает: столько же метров  шерсти? Запиши эти слова числом  и реши задачу.

II .C дополнительными указаниями.

 К задаче №1:

Дешевле – значит меньше;

 Дороже – значит  больше.

 Замените слова дороже  и дешевле словами больше и меньше и решите задачу.

 К задаче №2:

 Узнайте сначала сколько кг огурцов в 4 банках, а затем ответьте на вопрос задачи.

III. С дополнительной конкретизацией.

 К задаче №1:

 КОРОБКА – 12 коп.

 КИСТОЧКА - в 3 раза  больше

 КНИКА - на 28 коп. меньше

 К задаче №2:

 Рассмотри чертеж, что  означает на нем каждая величина?

16 кг

3кг 3кг 3кг 3кг ? кг

(по 3 кг х 4 раза)

 К задаче №3:

 ШЕЛК 3 м по 4 руб.

 ШЕРСТЬ м по 7 руб

 Вставь в окошко нужное число и реши задачу.

IV. С выбором решения.

 К задаче №1:

 Выбери решение для данной задачи:

1) 12х3=36 (коп.)

2) 36+28=64 (коп.)

1) 12:3=4 (коп.)

2) 4+28=32 (коп.)

1) 12х3=36 (коп.)

2) 36-28=8 (коп.)

V. С выполнением некоторой части задания.

 К задаче №1:

 Закончи решение задачи

12:3= 4 (коп.)

 …Запиши первое действие и ответ

 …4+28=… (коп.)

 С вспомогательными упражнениями.

 К задаче №1:

 Сначала реши задачу:

 а) Коробка цветных  карандашей стоит 12 копеек, кисточка  в 3 раза дешевле. Сколько стоит кисточка?

 б) Кисточка стоит  4 копейки, а книга на 28 копеек дороже. Сколько стоит книга?

 в) А теперь реши  задачу №1.

 Работа над текстовой  задачей на уроке с помощью  карточек-заданий ,и дифференцированных заданий при работе над ошибками, допущенными при их решении, позволяет организовать разноуровневую работу на уроке и органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умение решать текстовые задачи на доступном им уровне сложности – это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 Итак, подведём итоги  рассмотрения данного вопроса.  Индивидуальный подход рассматривается  как один из важнейших принципов  обучения. Он, в отличие от других  дидактических принципов, подчеркивает  необходимость систематического  учета не только социально-типического,  но и индивидуально-неповторимого  в личности каждого школьника.  Также в индивидуальном подходе  нуждается каждый без исключения  ученик. Индивидуальный подход является  активным, формирующим, развивающим  принципом, тем самым предполагается  творческое развитие индивидуальности  ученика. В связи с этим, педагог  должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих  учеников.

 В процессе индивидуального  обучения диагностируются потенциальные  возможность , ближайшие перспективы развития воспитуемого.

 Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность  личности, безусловно, связаны с  возрастом и индивидуальными  особенностями. Но только приоритет  главных личностных характеристик  выводит на правильный учет данных принципов.

 В качестве основного разрешающего аспека трудностей индивидуального обучения, связанных с ослаблением непосредственной руководящей роли преподавателя, переходом обучения на воспроизводящее содержание материала, отсутствием критериев работы учащихся и большой сложности организации обучения был предложен бригадно-лабораторный метод, при котором учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно ставят различные опыты и путем непосредственных восприятий усваивают определенные знания и навыки. В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня) является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. М., 2008.
  2. Истомина Н.Б., Шмырева Г.В. Методика работы над уравнениями // Начальная школа. – 2007. - №3.
  3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в началь-ных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2005.- 64 с., ил.
  4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.– 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 288 c.
  5. Капустина Г.М. Особенности обучения младших школьников с за-держкой психического развития решению арифметических задач: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2004. – 14 с.
  6. Коррекционная педагогика в начальном образовании /Г.Ф. Кумарина, М.Э.Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др. /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
  7. Окунев А.К. Квадратные функции, уравнения и неравенства. М.,. 2004. - 273 с.
  8. Практикум по методике начального обучения математике / Сост. В.Л.Дрозд, А.Т.Катасонова, Л.В.Савицкая, А.А.Столяр. – Минск: Выс-шая школа, 2004.
  9. Шафаревич И.Р. О решениях уравнений высших степеней. М., 2003.
  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организацион-но-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов кор-рекционно-развивающего обучения. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности дифференциального обучения