Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: Выявить психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников.
Объект: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие внимания, как важного компонента готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания детей.
3. Провести диагностику развития внимания у детей 6-7 лет.
4. Разработать и апробировать содержание занятий, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания у старших дошкольников……………………………………………………………4-6
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………7-10
1.2. Возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10-19
Глава II. Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет………………………………………………………………………….20
2.1. База исследования. ………………………………………………….20
2.2 Методы исследования внимания детей 6-7 лет…………………….20-37
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………38-44
Выводы……………………………………………………………………45
Список литературы Библиография……………………………………………………….46-47
—- создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;
— тренировка произвольного внимания (путем повторение и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем, школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других — уметь выделять и помнить цель действия, в третьих —- вовремя переключать внимание, в четвертых — сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности. Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.
Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; ^сформировавшаяся воля.
При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:
Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже' не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.
Глава II. Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет.
2.1. База исследования.
Исследование проводилось на базе ГОУ – детского сада комбинированного вида №1547 ВАО г. Москвы.
В исследовании принимали участие 10 детей: 6 девочек и 4 мальчика в возрасте от 6 до 6,5 лет. Все дети посещают дошкольное учреждение четвёртый год из наблюдений в повседневной жизни и на занятиях было отмечено, что дети не очень усидчивые, не всегда могут сосредоточить своё внимание на каком-либо предмете достаточное время, часто отвлекаются. Всё это и послужило толчком для исследования внимания детей данной группы.
2.2. Методы исследования внимания у детей 6-7 лет.
Психодиагностика свойств внимания детей 6—7-летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Одним из важных условий
получения достоверных
В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения.
Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. В целом обследование ребенка-дошкольника занимает от 30 до 60 минут.
Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (Нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).
Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его.
Работе психолога с ребенком никто не должен мешать. Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:
—предлагаемые задания и уровень их выполнения;
—оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
—возможности самостоятельного исправления ошибок;
—характер контакта со взрослым;
—отношение к выполнению заданий;
—уровень активности при выполнении заданий.
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5—7 лет.
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок — горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.
Оборудование: рисунок С изображением простых фигур (лист 1)2, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним.
Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы.
Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
Фиксируемые параметры: t — время выполнения задания; JV — количество изображений предметов, просмотренных за все время работы, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал; п — количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).
Обработка результатов:
В начале подсчитывается количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.
S=(0,5N-2,8n)/t,
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N — количество просмотренных предметов; t — время выполнения задания, мин; п — количество допущенных ошибок.
По приведенной выше формуле определяются шесть показателей (для каждого 30-секундного интервала). Соответственно переменная t в методике будет принимать значение 150и30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа, которого можно судить о динамике изменения продуктивности и устойчивости внимания ребенка во времени.
При построении графика показатели продуктивности и устойчивости оцениваются (каждый в отдельности) по 10-балльной системе.
Таблица №2
Баллы |
Показатель S |
10 |
Выше 1,25 |
8—9 |
1 —1,25 |
6—7 |
0,75—1 |
4—5 |
0,50—0,75 |
2—3 |
0,24—0,50 |
0—1 |
0—0,2 |
t(мин)
1. Зона очень высокопродуктивного внимания
2. Зона высокопродуктивного внимания
3. Зона среднепродуктивного внимания
4. Зона низкопродуктивного внимания
5. Зона очень низкопродуктивного внимания
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая изображена
с помощью линии .-.. , —график
высокопродуктивного и
2. Кривая, представленная линией ... , — график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
3. Кривая изображена линией...., — график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая изображена
с помощью линии ---—, —
5. Кривая изображена линией ____, — график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Устойчивость внимания, в свою очередь, оценивается так:
10 баллов — все точки на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график напоминает кривую 1;
8—9 баллов — все точки в двух зонах аналогично кривой 2;
б—7 баллов — все точки в трех зонах, сама кривая похожа на график 3;
4—5 баллов — все точки в четырех зонах, а кривая напоминает график 4;
3 балла — все точки в пяти зонах, а кривая похожа на график 5
таблица №3. Нормативы:
Баллы |
Продуктивность и устойчивость внимания |
10 |
Очень высокая |
8—9 |
Высокая |
4—7 |
Средняя |
2—3 |
Низкая |
0—1 |
Очень низкая |
Запомни и расставь точки
Цель: определение объема внимания.
Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек
(от 2 до 9). Ребенку последовательно
сверху вниз показывается (на 1—2
секунды) каждая из восьми
Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (лист 2), часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Фиксируемые параметры:
t— время выполнения; N— количество правильно воспроизведенных точек.
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ