Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: Выявить психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников.
Объект: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие внимания, как важного компонента готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания детей.
3. Провести диагностику развития внимания у детей 6-7 лет.
4. Разработать и апробировать содержание занятий, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания у старших дошкольников……………………………………………………………4-6
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………7-10
1.2. Возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10-19
Глава II. Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет………………………………………………………………………….20
2.1. База исследования. ………………………………………………….20
2.2 Методы исследования внимания детей 6-7 лет…………………….20-37
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………38-44
Выводы……………………………………………………………………45
Список литературы Библиография……………………………………………………….46-47
Объем внимания оценивается по 10-балльной системе:
Таблица №4
Баллы |
Воспроизведенные точки |
10 |
6 и более |
8—9 |
4—5 |
6—7 |
3—4 |
4—5 |
2—3 |
0—3 |
1 |
Нормативы:
Баллы |
уровень развития объема внимания |
10 |
Очень высокий
|
8—9 |
Высокий
|
6—7 |
Средний
|
4—5 |
Низкий
|
0—3 |
Очень низкий
|
Диагностика особенностей внимания
Цель методики: определение эффективности внимания.
Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Оборудование: односюжетные картинки (лист 3), стол, часы с секундной стрелкой, протокол.
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество
названных отличий, повторы, неправильно
названные отличия, пропущенные отличительные
признаки.
Таблица №5 Нормативы:
Уровень развития внимания |
Время выполнения задания, мин |
|
ЧИСЛО ОШИБОК |
Очень высокий |
1—1,5 |
15 |
— |
Выше среднего |
1,5—2 |
14—13 |
1—2 |
Средний |
2—2,5 |
12—11 |
3 |
Ниже среднего |
2,5—3 |
10—9 |
4 |
Низкий |
3—3,5 |
8—6 |
7—5 |
Очень низкий |
3,5-4 |
Менее 6 |
Более 7 |
Оценка уровня развития произвольного внимания
Цель: выявление уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1.-м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе — зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе — зачеркивает во всех фигурках (лист 6) нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур (лист 4); 2) образ реальных предметов — рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз (лист 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (лист 6V В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры — это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом».—Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». — Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц». — Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
— отвлекался от работы или нет;
— как часто требовалось напомина
— часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
—пытался ли проверять себя, если да, то как.
Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество
допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры,
ошибочный значок, лишние значки).
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 6—7 лет, Необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
f=(tj+t2 + t3) :3,
где t — среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;
t J — время заполнения карточки 4, t2nt3 — соответственно карточек 5 и 6. . Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:
п = (n, + n2 + пз) : 3, где п — среднее арифметическое количества ошибок;
n) n2, пз — количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.
Таблица №6 Нормативы
Уровень развития произвольного внимания |
Время заполнения, t |
Количество ошибок, п |
Очень высокий |
1 мин 15 с |
— |
Высокий |
1 мин 45 с |
2 |
Средний |
1 мин 50 с |
3 |
Ниже среднего |
2 мин 10 с |
6 |
Низкий |
Более 2 мин 10 с |
Более 6 |
Примечание. Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6 лет довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу — это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается и вы чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходимы, это, безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.
Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми двумя этапами: РО — пз - (пt + п2).
Если РО окажется величиной положительной, то это говорит о снижении интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижении активного внимания, другими словами, о снижении степени концентрации внимания и невозможности произвольно отрегулировать этот процесс.
Тест переплетенных линий
Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.
Описание: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линии пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.
Оборудование: лист с переплетенными линиями (7), протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе».
Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.
Нормативы:
—высокая устойчивость внимания — равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);
—средняя устойчивость — без ошибок, время в пределах 1,5—2 минут (или 1—2 ошибки, но быстрее темп);
—низкая устойчивость — три (и более) ошибки за то же время;
—очень низкая — большее число ошибок. Такой результат говорит о состоянии временного утомления ребенка в момент проведения теста или об общей слабости (астении) процессов внимания, связанной с другими причинами.
Корректурная проба
Цель: диагностика распределения внимания.
Описание: проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9—11 с любыми другими простыми фигурами).
. Ребенок, просматривая
в корректурной матрице каждую
сторону последовательно,
Для такой пробы можно использовать обыкновенную колонку передовицы из газет, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут. По результатам работы можно составить график продуктивности, откладывая по вертикальной оси число просмотренных за минуту знаков, а по горизонтали — время по минутам. Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале, то это нормальная кривая распределения внимания (возможны ошибки при высоком темпе работы), с выраженным устойчивым периодом врабатываемости.
Если кривая работоспособности
имеет резкие колебания по всей длине
или понижение в конце работы,
то это свидетельствует о
соматическое заболевание, органическая недостаточность ЦНС и др.).
Оборудование: различного вида изображения — фигурные, буквенные, силуэтные и др.; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши. Инструкция: «Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три буквы — А, К, X. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания».
Фиксируемые параметры: время выполнения задания.
Нормативы:
—высокий темп — менее 2,5 минут;
—средний — 2,5—3 минуты;
— низкий — 3—5 минут (скоростные характеристики психической деятельности являются индивидуальными для каждого ребенка, здесь не может быть жестких нормативов и прямой связи с уровнем развития интеллекта).
Интерпретация.
Методика позволяет оценить скорость и продуктивность работы, а также количество и качество допущенных ошибок.
Графический диктант
Цель: выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого,
способность работать в коллективе.
Описание: на тетрадном листе в клетку ребенок выполняет четыре задания (одно из них — тренировочное) под диктовку взрослого, с дальнейшим самостоятельным выполнением узора. По количеству ошибок определяют уровень развития ориентации.
Оборудование: тетрадный лист в клетку, простой отточенный карандаш, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а вы рисуйте то, что я диктую. Вы помните, где у вас правая рука?
Правильно, это та, в которой карандаш. Ну-ка вытяните ее в сторону. Куда она показывает?
— На дверь.
— Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведете ее в сторону двери. А куда показывает левая рука? — К окну.
— Правильно.
Когда я скажу «налево», вы
проведете линии по
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ