Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников.
Объект: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие внимания, как важного компонента готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания детей.
3. Провести диагностику развития внимания у детей 6-7 лет.
4. Разработать и апробировать содержание занятий, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания у старших дошкольников……………………………………………………………4-6
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………7-10
1.2. Возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10-19
Глава II. Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет………………………………………………………………………….20
2.1. База исследования. ………………………………………………….20
2.2 Методы исследования внимания детей 6-7 лет…………………….20-37
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………38-44
Выводы……………………………………………………………………45
Список литературы Библиография……………………………………………………….46-47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа исправленное.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Объем внимания оценивается  по 10-балльной системе:

Таблица №4

Баллы

Воспроизведенные  точки

10

6 и более

8—9

4—5

6—7

3—4

4—5

2—3

0—3

1


Нормативы:

Баллы

уровень развития объема внимания

10

Очень высокий

 

8—9

Высокий

 

6—7

Средний

 

4—5

Низкий

 

0—3

Очень низкий

 


 

Диагностика особенностей внимания

Цель методики: определение эффективности внимания.

Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.

Оборудование: односюжетные картинки (лист 3), стол, часы с секундной стрелкой, протокол.

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.                         

Таблица №5                   Нормативы:

Уровень развития внимания

Время выполнения задания, мин

 

ЧИСЛО ОШИБОК

Очень высокий

1—1,5

15

Выше среднего

1,5—2

14—13

1—2

Средний

2—2,5

12—11

3

Ниже среднего

2,5—3

10—9

4

Низкий

3—3,5

8—6

7—5

Очень низкий

3,5-4

Менее 6

Более 7


                 Оценка уровня развития произвольного внимания

Цель: выявление уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1.-м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе — зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе — зачеркивает во всех фигурках (лист 6) нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур (лист 4); 2) образ реальных предметов — рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз (лист 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (лист 6V В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры — это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом».—Первый этап.

«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и  арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». — Второй этап.

«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц». — Третий этап.

Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение  испытуемого:

— отвлекался от работы или нет;

— как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;

— часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;

—пытался ли проверять  себя, если да, то как.

Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество

допущенных ошибок при  заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры,

ошибочный значок, лишние значки).

Обработка результатов:

Чтобы оценить уровень  развития произвольного внимания ребенка 6—7 лет, Необходимо подсчитать среднее  время заполнения карточки по формуле:

f=(tj+t2 + t3) :3,

где t — среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;

t J — время заполнения карточки 4, t2nt3 — соответственно карточек 5 и 6. . Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:

п = (n, + n2 + пз) : 3, где п — среднее арифметическое количества ошибок;

n) n2, пз — количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.

Таблица №6           Нормативы

Уровень развития произвольного внимания

Время заполнения, t

Количество  ошибок, п

Очень высокий

1 мин 15 с

Высокий

1 мин 45 с

2

Средний

1 мин 50 с

3

Ниже среднего

2 мин 10 с

6

Низкий

Более 2 мин 10 с

Более 6


Примечание. Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6 лет довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу — это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается и вы чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходимы, это, безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.

Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим  и первыми двумя этапами: РО — пз - (пt + п2).

Если РО окажется величиной  положительной, то это говорит о  снижении интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижении активного внимания, другими словами, о снижении степени концентрации внимания и невозможности произвольно отрегулировать этот процесс.

                      Тест переплетенных линий

Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.

Описание: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линии пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.

Оборудование: лист с переплетенными линиями (7), протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе».

Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.

Нормативы:

—высокая устойчивость внимания — равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);

—средняя устойчивость — без ошибок, время в пределах 1,5—2 минут (или 1—2 ошибки, но быстрее  темп);

—низкая устойчивость —  три (и более) ошибки за то же время;

—очень низкая — большее число ошибок. Такой результат говорит о состоянии временного утомления ребенка в момент проведения теста или об общей слабости (астении) процессов внимания, связанной с другими причинами.

 

                        Корректурная проба

Цель: диагностика распределения внимания.

Описание: проверить уровень  развития способности к распределению  внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах  корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9—11 с любыми другими простыми фигурами).

. Ребенок, просматривая  в корректурной матрице каждую  сторону последовательно, должен  как можно скорее зачеркивать  разными способами три каких-либо  различных элемента матрицы (лист 8). Например: елочку — поперечной  чертой, мяч — вертикальной, а звездочку — крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков.

Для такой пробы можно  использовать обыкновенную колонку  передовицы из газет, вычеркивая в ней  три разные буквы в течение 5 минут. По результатам работы можно составить график продуктивности, откладывая по вертикальной оси число просмотренных за минуту знаков, а по горизонтали — время по минутам. Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале, то это нормальная кривая распределения внимания (возможны ошибки при высоком темпе работы), с выраженным устойчивым периодом врабатываемости.

Если кривая работоспособности  имеет резкие колебания по всей длине  или понижение в конце работы, то это свидетельствует о состоянии  быстрой истощаемости внимания и сигнализирует о каком-либо неблагополучии психического состояния ребенка (перенапряжение от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок;

соматическое заболевание, органическая недостаточность ЦНС  и др.).

Оборудование: различного вида изображения — фигурные, буквенные, силуэтные и др.; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши. Инструкция: «Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три буквы — А, К, X. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания.

Нормативы:

—высокий темп — менее 2,5 минут;

—средний — 2,5—3 минуты;

— низкий — 3—5 минут (скоростные характеристики психической деятельности являются индивидуальными для каждого  ребенка, здесь не может быть жестких  нормативов и прямой связи с уровнем  развития интеллекта).

Интерпретация.

Методика позволяет  оценить скорость и продуктивность работы, а также количество и качество допущенных ошибок.

        

                      Графический диктант

 Цель: выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого,

способность работать в  коллективе.

Описание: на тетрадном листе в клетку ребенок выполняет четыре задания (одно из них — тренировочное) под диктовку взрослого, с дальнейшим самостоятельным выполнением узора. По количеству ошибок определяют уровень развития ориентации.

Оборудование: тетрадный лист в клетку, простой отточенный карандаш, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а вы рисуйте то, что я диктую. Вы помните, где у вас правая рука?

Правильно, это та, в  которой карандаш. Ну-ка вытяните ее в сторону. Куда она показывает?

— На дверь.

— Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведете ее в сторону двери. А куда показывает левая рука? — К окну.

   — Правильно.  Когда я скажу «налево», вы  проведете линии по направлению  к окну. Я буду говорить не  только, в какую сторону проводить  линию, но и какой она должна  быть длины — в одну или  в две клеточки. Рисуйте только  то, что я скажу. Когда проведете линию, остановитесь и ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую Линию надо начинать там, где кончилась предыдущая». На листе у каждого ребенка должны быть заранее поставлены точки для начала узоров. Всего в задании четыре узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, можно помочь детям, если нужно. Второй, третий и четвертый рисунки выполняются под диктовку экспериментатора (помогать, исправлять нельзя). После того как дана инструкция, диктуйте:

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ