Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: Выявить психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников.
Объект: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие внимания, как важного компонента готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания детей.
3. Провести диагностику развития внимания у детей 6-7 лет.
4. Разработать и апробировать содержание занятий, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания у старших дошкольников……………………………………………………………4-6
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………7-10
1.2. Возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10-19
Глава II. Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет………………………………………………………………………….20
2.1. База исследования. ………………………………………………….20
2.2 Методы исследования внимания детей 6-7 лет…………………….20-37
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………38-44
Выводы……………………………………………………………………45
Список литературы Библиография……………………………………………………….46-47
— Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз. А теперь, сами рисуйте узор до конца строки. При правильном выполнении «диктанта» должен получиться такой узор:
Если какой-то ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный. Рисуя его, дети должны лучше понять инструкцию/Когда этот узор готов, покажите детям,
откуда начинать следующий, и диктуйте:
— Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Две клетки вниз; Две направо. Две вверх. Одна направо. Одна вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две вниз. Две направо. Дальше рисуйте узор сами.
Теперь уже по ходу рисования не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинайте диктовать следующий:
— Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка налево (слово «налево» нужно слегка подчеркнуть голосом). Одна вниз. Две направо. Дальше рисуйте сами. И, наконец, последний узор:
— Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Одна кдетка направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз. Одна направо. Одна клеточка вверх. Две направо. Одна вверх. Одна налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна направо. А дальше рисуйте сами.
Диктуемые узоры должны выглядеть так:
Фиксируемые параметры: ошибки в ходе выполнения каждого задания.
Нормативы: оценка уровня выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оцениваются отдельно:
4 балла — самый
высокий уровень —
2 балла больше двух ошибок.
1 балл — ошибок
больше, чем правильно
О баллов — правильных участков нет.
Теперь сложите
все баллы, полученные
качестве нормы можно указать 5 баллов для периода, непосредственно предшествующего поступлению в школу, и 4 балла за полгода до поступления.
Цель: определение переключаемости произвольного внимания. Описание: по указанию взрослого ребенок рисует треугольники 2—3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол. Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание — рисовать треугольники уголком вверх: (показать на отдельном листке, если обследуется группа детей — на доске; после этого образец убрать). Через 2—2,5 строчки рисунка предлагается второе задание — продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз
(поставить образец). Второе задание выполняется также в 2—3 строки. Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания
таблица №7
Результат и его интерпретация |
Балл |
1. Ребенок правильно
выполняет второе задание, |
5 |
2. Ошибки при рисовании
Первых трех фигур второго
задания, затем правильно —
слабо выраженные |
4 |
3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания — нарушение Переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии) |
3 |
4. Первые три треугольника
второго задания выполнены |
2 |
5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости («застревание» на предыдущем действии) |
1 |
Домик (по Н.И. Гуткиной)
Цель: определение уровня развития произвольного внимания у детей 5—10 лет, выявление умения ориентироваться в своей работе на образец, копировать его.
Описание: ребенку предлагают срисовывать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
Оборудование: простой карандаш, лист бумаги, образец с изображением домика, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок. На нем изображен домик. Попробуй рядом нарисовать такой же. Будь внимателен. По окончании работы необходимо проверить, все ли нарисовано верно. Неточности в рисунке можно исправить. Приступай к работе».
Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания. Проводится подсчет баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками являются:
—отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика) — 4 балла;
—увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) — 3 балла;
—неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор — правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба) — 2 балла. Элемент оценивается в целом. Если часть его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитывается;
—неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) — 1 балл;
—отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (перекос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) — 1 балл;
—разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (за каждый разрыв) — 1 балл. Если штриховка крыши не доходит до ее линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;
—одна линия заходит за другую (за каждое залезание) 1 балл. Штриховка крыши оценивается в целом;
—безошибочное копирование рисунка — 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется ноль.
Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Нормативы:
Таблица №8
Баллы |
уровень развития произвольного внимания |
0 |
Хороший |
1—2 |
Средний |
>4 |
Слабый |
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Диагностика особенностей
Таблица №9
|
Результаты диагностики |
Ира С. |
Средний |
Саша Ч. |
Низкий |
Никита А. |
Средний |
Яна Ю. |
Низкий |
Ира Т. |
Средний |
Оксана Д. |
Низкий |
Соня М. |
Низкий |
Женя М. |
Средний |
Слава Л. |
Средний |
Айдан А. |
низкий |
Данная диагностика определяет уровень развития внимания детей дошкольного возраста. Данное исследование показало, что у половины детей уровень развития внимания на низком уровне, а у другой половины на среднем уровне.
Найди и вычеркни
Таблица №10
|
Результаты диагностики |
Ира С. |
Низкий |
Саша Ч. |
Оч. Низкий |
Никита А. |
Низкий |
Яна Ю. |
Низкий |
Ира Т. |
Низкий |
Оксана Д. |
Оч. Низкий |
Соня М. |
Очю низкий |
Женя М. |
Низкий |
Слава Л. |
Низкий |
Айдан А. |
Оч. Низкий |
Данная диагностика определяет уровень продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет. Проведённое исследование показало, что уровень сформированности продуктивности и устойчивости внимания находится на низком уровне и требует от педагогов коррекционно-развивающих занятий для подготовки детей к успешному обучению в школе.
Запомни и расставь точки
Таблица №11
|
Результаты диагностики |
Ира С. |
Низкий |
Саша Ч. |
Низкий |
Никита А. |
Средний |
Яна Ю. |
Средний |
Ира Т. |
Средний |
Оксана Д. |
Средний |
Соня М. |
Низкий |
Женя М. |
Средний |
Слава Л. |
Средний |
Айдан А. |
Средний |
Данная диагностика определяет объём внимания, от уровня сформированности объёма внимания зависит успешность обучения детей. Результаты исследования показали, что у 7-ми детей объём внимания находится на среднем уровне, а у 3-х на низком уровне. Что говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающего обучения для расширения объёма внимания.
Переплетённые линии
Таблица №12
|
Результаты диагностики |
Ира С. |
Оч. низкий |
Саша Ч. |
Низкий |
Никита А. |
Низкий |
Яна Ю. |
Низкий |
Ира Т. |
Средняя |
Оксана Д. |
Оч. Низкая |
Соня М. |
Средний |
Женя М. |
Средняя |
Слава Л. |
Средняя |
Айдан А. |
Оч. Низкая |
Данная диагностика определяет уровень развития устойчивости внимания.. проведенное исследование показало, что у 4-х детей уровень устойчивости внимания находится на среднем уровне, у 3-х детей на низком уровне и у 3-Х детей на очень низком уровне. Во время проведения исследования дети отвлекались, не могли зрительно довести линию до конца. Темп выполнения задания был неровномерный.
Корректурная проба
Таблица №14
|
Результаты диагностики |
Ира С. |
Средний |
Саша Ч. |
Низкий |
Никита А. |
Средний |
Яна Ю. |
Средний |
Ира Т. |
Средний |
Оксана Д. |
Низкий |
Соня М. |
Низкий |
Женя М. |
Средний |
Слава Л. |
Средний |
Айдан А. |
Низкий |
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ