Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: Выявить психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников.
Объект: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие внимания, как важного компонента готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания детей.
3. Провести диагностику развития внимания у детей 6-7 лет.
4. Разработать и апробировать содержание занятий, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания у старших дошкольников……………………………………………………………4-6
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………7-10
1.2. Возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10-19
Глава II. Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет………………………………………………………………………….20
2.1. База исследования. ………………………………………………….20
2.2 Методы исследования внимания детей 6-7 лет…………………….20-37
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………38-44
Выводы……………………………………………………………………45
Список литературы Библиография……………………………………………………….46-47
Данная методика определяет уровень распределения внимания.
Проведённая методика позволила оценить скорость и продуктивность работы каждого ребёнка, а также увидеть количество и качество допущенных ошибок. По колебанию в темпе работы каждого ребёнка можно сделать выводы о психическом состоянии ребёнка, определить уровень его утомляемости, истощённости.
Графический диктант
Таблица №15
|
Результаты диагностики |
Ира С. |
Высокий |
Саша Ч. |
Оч. Низкий |
Никита А. |
Высокий |
Яна Ю. |
Высокий |
Ира Т. |
Средний |
Оксана Д. |
Оч. Низкий |
Соня М. |
высокий |
Женя М. |
Средний |
Слава Л. |
Средний |
Айдан А. |
Оч. Низкий |
Данное исследование помогло выяснить наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальном обучении, проверить умение слушать и выполнять указания взрослого, способность работать в коллективе, в едином с ним темпе. Результаты проведённого тестирования показали, что не все дети могут работать в одном темпе с другими. Есть дети не умеющие соблюдать правила для выполнения задания, что говорит об их дальнейшей неуспешности в обучении. С данными детьми необходимо проводить индивидуальную работу для развития внимания детей при выполнении работы на слух, развивать их слуховое внимание.
Таблица №17
|
Полученные результаты |
Ира С. |
Средний |
Саша Ч. |
Низкий |
Никита А. |
Средний |
Яна Ю. |
Низкий |
Ира Т. |
Низкий |
Оксана Д. |
Низкий |
Соня М. |
Средний |
Женя М. |
Высокий |
Слава Л. |
Средний |
Айдан А. |
Низкий |
Данная диагностика определяет уровень развития произвольности внимания. Выявляет умения ориентироваться в своей работе на образец, копировать его. 5-ть детей показали низкий уровень сформированности произвольного внимания, ими было допущено больше четырёх ошибок при выполнении копирования рисунка, дети редко сравнивали свой рисунок с образцом, не замечали мелких деталей.
Заключение по результатам
психодиагностического
Таблица №18
|
Диагностика особенностей внимания |
Найди и вычеркни |
Запомни и расставь точки |
Переплетённые линии |
Корректурная проба |
Графический диктант |
Домик |
Ира С. |
Средний |
низкий |
Низкий |
Оч. низкий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Саша Ч. |
Низкий |
Оч.низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Оч. Низкий |
Низкий |
Никита А. |
Средний |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Яна Ю. |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Ира Т. |
Средний |
Низкий |
Средний |
Средняя |
Средний |
Средний |
Низкий |
Оксана Д. |
Низкий |
Оч.низкий |
Средний |
Оч. Низкая |
Низкий |
Оч. Низкий |
Низкий |
Соня М. |
Низкий |
Оч.низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
высокий |
Средний |
Женя М. |
Средний |
Низкий |
Средний |
Средняя |
Средний |
Средний |
Высокий |
Слава Л. |
Средний |
Низкий |
Средний |
Средняя |
Средний |
Средний |
Средний |
Айдан А |
низкий |
Оч. низкий |
Средний |
Оч. низкая |
Низкий |
Оч. Низкий |
Низкий |
ВЫВОДЫ:
1. Под психологической
готовностью к школьному
2.Для подготовки ребенка
к успешному школьному
3.Проведенное исследование
показало, что уровень развития
внимания у детей находится
на уровне не соответствующем
их возрасту. Различные свойства
внимания сформированы
Для успешной
подготовки к обучению в школе
рекомендовано посещение
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 - 48 с.
2. Агафонова И.Н.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 - 180с.
4. Бугрименко Е.А., Цукерман
Г.А. «Школьные трудности
5. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 - 93с.
6. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 - 189 с.
7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 - 189 с.
8. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 - 289 с.
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 - 289 с.
10. Гуткина Н.Н. Диагностическая
программа по определению психо
11. Диагностическая и
коррекционная работа
12. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995
13. Ефимова С.П. Как
готовить ребенка к школе.
14. Запорожец А.В. Подготовка
детей к школе. Основы
15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.
16. Кравцов Е. Е. «
17. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
18. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975
19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 - 488 с.
21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 - 315 с.
22. Страхов В.М. Психология внимания. Саратов, 1992.
24. «Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978 - 291 с.
26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 - 291 с.
27. «Практикум по возрастной
и педагогической психологии»,
под редакцией И. В.
28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 - кн. 1, 205 с.
29. Рогов Н. И. «Настольная
книга практического психолога»
30. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 - 65).
31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 - 215 с.
32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 - с 51 - 63.
33. «Учимся общаться
с ребенком», под ред.
34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 - 253 с.
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 - 94 с.
36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 - 301 с.
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ