Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников.
Объект: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие внимания, как важного компонента готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания детей.
3. Провести диагностику развития внимания у детей 6-7 лет.
4. Разработать и апробировать содержание занятий, направленных на развитие внимания детей 6-7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания у старших дошкольников……………………………………………………………4-6
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………7-10
1.2. Возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………10-19
Глава II. Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет………………………………………………………………………….20
2.1. База исследования. ………………………………………………….20
2.2 Методы исследования внимания детей 6-7 лет…………………….20-37
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………38-44
Выводы……………………………………………………………………45
Список литературы Библиография……………………………………………………….46-47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа исправленное.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

      Данная  методика определяет уровень  распределения внимания.

Проведённая методика позволила  оценить скорость и продуктивность работы каждого ребёнка, а также увидеть количество и качество допущенных ошибок. По колебанию в темпе работы каждого ребёнка можно сделать выводы о психическом состоянии ребёнка, определить уровень его утомляемости, истощённости.

 

Графический диктант

Таблица №15

 

Результаты диагностики

Ира С.

Высокий

Саша Ч.

Оч. Низкий

Никита А.

Высокий

Яна Ю.

Высокий

Ира Т.

Средний

Оксана Д.

Оч. Низкий

Соня М.

высокий

Женя М.

Средний

Слава Л.

Средний

Айдан А.

Оч. Низкий


     Данное  исследование  помогло выяснить  наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальном обучении, проверить умение слушать и выполнять указания взрослого, способность работать в коллективе, в едином с ним темпе. Результаты проведённого тестирования показали, что не все дети могут работать в одном темпе с другими. Есть дети не умеющие соблюдать правила для выполнения задания, что говорит об их дальнейшей неуспешности в обучении. С данными детьми необходимо проводить индивидуальную работу для развития внимания детей при выполнении работы на слух, развивать их слуховое внимание.

                                          Домик

Таблица №17

 

Полученные результаты

Ира С.

Средний

Саша Ч.

Низкий

Никита А.

Средний

Яна Ю.

Низкий

Ира Т.

Низкий

Оксана Д.

Низкий

Соня М.

Средний

Женя М.

Высокий

Слава Л.

Средний

Айдан А.

Низкий


Данная диагностика  определяет уровень развития произвольности внимания. Выявляет умения ориентироваться  в своей работе на образец, копировать его. 5-ть детей показали низкий уровень  сформированности произвольного внимания, ими было допущено больше четырёх ошибок при выполнении копирования рисунка, дети редко сравнивали свой рисунок с образцом, не замечали мелких деталей.

Заключение по результатам  психодиагностического исследования свойств внимания.

 

 

Таблица №18

 

Диагностика особенностей внимания

Найди и вычеркни

Запомни и расставь точки

Переплетённые линии

Корректурная проба

Графический диктант

Домик

Ира С.

Средний

низкий

Низкий

Оч. низкий

Средний

Высокий

Средний

Саша Ч.

Низкий

Оч.низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Оч. Низкий

Низкий

Никита А.

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Высокий

Средний

Яна Ю.

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Ира Т.

Средний

Низкий

Средний

Средняя

Средний

Средний

Низкий

Оксана Д.

Низкий

Оч.низкий

Средний

Оч. Низкая

Низкий

Оч. Низкий

Низкий

Соня М.

Низкий

Оч.низкий

Низкий

Средний

Низкий

высокий

Средний

Женя М.

Средний

Низкий

Средний

Средняя

Средний

Средний

Высокий

Слава Л.

Средний

Низкий

Средний

Средняя

Средний

Средний

Средний

Айдан А

низкий

Оч. низкий

Средний

Оч. низкая

Низкий

Оч. Низкий

Низкий



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ:

1. Под психологической  готовностью к школьному обучению  понимается необходимость и достаточный  уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

2.Для подготовки ребенка  к успешному школьному обучению  существуют различные подходы:  специальные занятия в д/саду  на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Необходимым условием для подготовки ребёнка к обучению в школе является достаточный уровень развития внимания. Мной подобраны методы исследования помогающие определить уровень развития внимания детей и соответствие его возрастной норме.

3.Проведенное исследование  показало, что уровень развития  внимания у детей находится  на уровне не соответствующем  их возрасту. Различные свойства  внимания сформированы недостаточно. Во время обследования наблюдалась  низкая устойчивость внимания, высокая отвлекаемость от работы.

     Для успешной  подготовки к обучению в школе  рекомендовано посещение детьми  коррекционно-развивающих занятий  и проведение родителями дополнительных  развивающих занятий в домашней  обстановке по специальной программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Авраменко Н.К. Подготовка  ребенка к школе. М., 1972 - 48 с.

2. Агафонова И.Н. Психологическая  готовность к школе в контексте  проблемы адаптации «Начальная  школа» 1999 № 1 61-63 с.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте  дети, М. 1983 - 180с.

4. Бугрименко Е.А., Цукерман  Г.А. «Школьные трудности благополучных  детей М. 1994 - 189 с.

5. Буря Р.С. «Готовим  детей к школе М., 1987 - 93с.

6. Венгер Л.А., «Домашняя  школа» М. 1994 - 189 с.

7. Венгер Л.А. Венгер  Л.А. «Готов ли ваш ребенок  к школе?» М. 1994 - 189 с.

8. Венгер Л.А. «Психологические  вопросы подготовки детей к  обучению в школе, «Дошкольное  воспитание» 1970 - 289 с.

9. Готовность к школе  / Под редакцией Дубровиной М. 1995 - 289 с.

10. Гуткина Н.Н. Диагностическая  программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 - 235 с.

11. Диагностическая и  коррекционная работа школьного  психолога /Под редакцией Дубровиной  М. 1987 - 235 с.

12. Дормашев Ю.Б., Романов  В.Я. Психология внимания. М., 1995

13. Ефимова С.П. Как  готовить ребенка к школе. Советы  врача М. 1992 - 16с.

14. Запорожец А.В. Подготовка  детей к школе. Основы дошкольной  педагогики /Под редакцией А.В.  Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 - с. 250-257

15. Козлов Н. А. «Лучшие  психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.

16. Кравцов Е. Е. «Психологические  проблемы, готовности детей к  обучению в школе», М., 1991 - 145 с.

17. Кулагина И. Ю.  «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.

18. Лурия А.Р. Внимание  и память. М., 1975

19. Марлова Г. А. «Подготовка  детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.

20. Мухина В. С. «Психология  детства и отрочества», М., 1998 - 488 с.

21. Мухина В. С. «Детская  психология», М. 1985 - 315 с.

22. Страхов В.М. Психология  внимания. Саратов, 1992.

24. «Особенности психологического  развития детей 6 - 7 летнего возраста»  под ред. Д. П. Элькошина,  А. Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.

25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная  психология коллектива», М. 1978 - 291 с.

26. Петроченко Г. Г.  «Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 - 291 с.

27. «Практикум по возрастной  и педагогической психологии»,  под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 - 225 с.

28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 - кн. 1, 205 с.

29. Рогов Н. И. «Настольная  книга практического психолога», М. 1999 - кн. 1, 214 с.

30. «Руководство практического  психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 - 65).

31. Самоухина Н. В.  «Игры в школе и дома: психотехнические  упражнения и коррекционные программы», М. 1993 - 215 с.

32. Санько А. К., Кафеева  Ю. Ж. «Введение в школьную  жизнь», «Школьный психолог», 1999, №  23 - с 51 - 63.

33. «Учимся общаться  с ребенком», под ред. Петровского  В. А., Виноградова А. М., М. 1999 - 178 с.

34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 - 253 с.

35. Цукерман Г. А., Поливанова  Н. К. «Введение в школьную  жизнь», Томск, 1992 - 94 с.

36. Эльконин Д. Б.  «Психологические игры», М., 1978 - 301 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические условия развития внимания у старших дошкольников в ДОУ