Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение психолого-педагогических условий развития эмпатии у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности дошкольного возраста.
Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе 1
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.1. Организация и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников
2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Андреева диплом 17.03.13.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

В личностной и  социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям [3].

В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого —потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает [14].

Описанные выше изменения  вызываются, прежде всего, радикальными изменениями в центральной нервной системе. Увеличивается масса мозга, которая к концу шестого года достигает 1 350 г, что составляет 90% массы мозга взрослого человека. Развиваются и его функции. Это проявляется в том, что значительно возрастают по сравнению с предыдущими стадиями развития ребенка сила и роль тормозных процессов, в частности, совершенствуется условное и дифференцированное торможение. Усложняется и сама структура аналитико-синтетической деятельности. Так, образование новых нервных связей происходит при непосредственном участии второй сигнальной системы, т.е. в обеих сигнальных системах одновременно. Благодаря этому расширяется сфера влияния на развитие деятельности ребенка словесных раздражителей или сигналов [32].

Необходимо также отметить, что социальная ситуация развития ребенка  старшего дошкольного возраста существенно  меняется по сравнению с предыдущими  годами его жизни. В связи с  необходимостью подготовки к школьному  обучению возрастают требования к ребенку-дошкольнику со стороны взрослых как к субъекту различных видов предметно-практической деятельности и общения [18].

Опишем отдельно новообразования, характерные для пятого и шестого  года жизни ребенка.

Пятый год. Характерным  для данного периода жизни  ребенка является совершенствование согласованной деятельности различных органов чувств. Поэтому важным для развития являются упражнения в словесном сопровождении игровых действий, восприятии объяснений педагога в процессе выполнения гимнастических упражнений и изобразительной деятельности. Совершенствование механизма согласованной деятельности двух сигнальных систем является фундаментом для развития самостоятельности действий и мыслительных операций [9].

На пятом году жизни  особенно ощущается преимущество возбуждения над процессами торможения, что при малейшем нарушении условий жизни приводит к бурным эмоциональным реакциям. Есть опасность закрепить повышенную нервную возбудимость. Следует отметить, что несовершенство тормозных процессов влияет на характер формирования системы умений и навыков. Поэтому процесс их формирования носит медленный, длительный, требующий от взрослого терпения и чуткости, характер [22].

Для развития психических  процессов в этот период характерен рост произвольности, целеустремленность восприятия, памяти, внимания. Продолжает совершенствоваться наглядно-образное мышление. Особую роль играют разнообразные аспекты восприятия. Да, пяти лет дети должны научиться различать все звуки родного языка, сравнивать их по высоте; овладеть умением выделять ритм, тембр голоса, силу звучания; различать и запомнить песни, стихи, прозу [13].

В этот год жизни растут возможности зрительного анализатора. Дети учатся различать все основные цвета, чувствовать промежуточные, овладевают полным набором эталонов формы предметов. Совершенствуется представление о соотношении предметов по размерам: ширине, высоте, длине. Активно формируются пространственные представления. Восприятие согласуется с практическими действиями, которые являются фундаментом для формирования разнообразных исследовательских действий. Последние являются существенным компонентом деятельности и важнейшим показателем ее успеха [6].

Если до этого времени  ребенка преимущественно привлекали сами предметы, то на пятом году жизни  заметным становится интерес не к самому предмету, а к способу его использования, механизму построения, назначению. В условиях целенаправленного удовлетворения такого интереса познавательные мотивы начинают выступать главной движущей силой познавательной активности [13].

Начинается развитие воспроизведения, а впоследствии и произвольного запоминания. В условиях эмоционально близкой мотивации и осмысления с помощью взрослых дети овладевают отдельными приемами произвольного запоминания (повтор, элементарная систематизация материала). Увеличивается не только объем, но и содержание того, что отложилось в памяти. Так, пересказывая сказку, дети не только воспроизводят основные события, но и прибегают к деталям, передают прямое и авторское вещания. Ощутимо крепнет внимание. Но этот процесс находится в прямой зависимости от особенностей развития нервной системы ребенка. Повышенная возбудимость, сниженная работоспособность резко снижают внимание. Следует помнить и о том, что возможности произвольного внимания в этом возрасте еще очень ограничены. Поэтому нужно целенаправленно работать над его развитием [22].

Заметные изменения  происходят и в сфере общения  детей пятого года с окружающими. Если в отношениях с близкими взрослыми  ребята этого возраста доверчивы, спокойны, уверены и заинтересованы в контактах, то в присутствии инородного взрослого им (как и детям трех-четырех лет) часто присущи стыд, боязливость, беспокойство, однако они заинтересованы в контактах с незнакомцами. Психологи отмечают, что именно на пятом году жизни наиболее возрастает интенсивность общения ребенка с близкими взрослыми при эмоционально-положительном отношении последних к контактам с ребенком. Во взаимодействии с близкими дети проявляют особую чувствительность к настроению и характеру их речи, движений, всей гаммы экспрессивных средств. Эту особенность детей и должен использовать воспитатель для моделирования различных средств сотрудничества в специфически детских видах деятельности. Именно в таких условиях действует сильный механизм упражнения - подражание, благодаря чему дети начинают осознавать особую роль добрых человеческих отношений в их взаимодействии с взрослыми. Так формируется доброта, чуткость, способность любить [16].

Указанные особенности  находят свое проявление и в сфере  общения ребенка со сверстниками. На фоне роста потребности в сотрудничестве с ровесниками все отчетливее проявляется потребность в доброжелательном внимании со стороны товарищей. Именно в этом возрасте дети осознают место в группе сверстников своего товарища, а потом и свое. На этой почве четко просматривается выборочное отношение к партнеру по общению [27].

Не следует забывать, что и в сфере общения большое  разнообразие индивидуальных вариантов. Одни дети проявляют интерес к  воспитателю, другие - замкнутые, опасаются  его; одни - коммуникативно активные, другие - ограничиваются однословным шепотом. При общении с новым человеком такие различия еще более четкие и разнообразные. Об этом стоит помнить каждый раз, когда в группу к детям приходит новый человек на подмену постоянному воспитателю или когда проводятся различные обследования посторонними лицами или в их присутствии. Да и всякий воспитатель, общаясь с такими стеснительными детьми, должен быть особенно осторожным. Крайне недопустимы замечания типа "Смелее, чего ты стесняешься ... ", " Роман у нас такой застенчивый ... ", даже когда они произносятся доброжелательно. Это не поддерживает ребенка, не отвлекает от внутренних переживаний, а наоборот, фиксирует на них внимание всех, осложняя проблемы для самого ребенка [16].

Не менее важно тактично и осторожно вмешиваться в сферу общения таких детей со сверстниками. Здесь желательно предупреждать конфликты, осложнения в общении. Именно доверительные отношения с воспитателем должны помочь избежать многих трудностей и построить сотрудничество в той или иной деятельности так, чтобы предотвратить возможные негативные ситуации. Для детей пятого года жизни характерен более активный отклик на предложенную взрослым деятельность, постепенное формирование способности самостоятельно определить ее цель. Эта цель содержится в памяти дольше и реализовывается лучше, когда есть игровая мотивация [39].

Рост самостоятельности  проявляется и в характере  речевого общения детей в процессе игры, которая является важным источником общего развития ребенка именно на данном этапе детства. Этому в первую очередь способствует значительное обогащение детского опыта и одновременно качественные изменения в познавательных процессах. Так, появляются новые сюжеты игр, одна и та же игра может повторяться в течение нескольких дней с разными вариациями. Это и есть показатель развития творческой игры и одновременно углубление интереса к определенным сторонам окружающей жизни. В этом возрасте дошкольники охотно начинают придумывать, особенно когда их внимательно слушают и еще и поощряют. Мудрое руководство взрослого, которое стимулирует активность и инициативность каждого участника игры, делает ее неповторимой школой жизни [32].

Рождается настоящая  свободная игра. Одним из источников ее развития является гамма положительных  эмоций. Стоит лишь с помощью специальных задач создавать ситуации, вызывающие чувство радости от игры в группе. Но следует помнить, что эмоциональная сфера ребенка требует очень чуткого отношения. Здесь особенно заметны индивидуальные различия [13].

Речевое общение становится основой установления дружеских отношений в группе сверстников. Но решающая роль в психическом развитии принадлежит сотрудничеству ребенка со взрослыми в специфических видах деятельности.

На пятом году жизни  активно развивается речевая  деятельность ребенка. Резко обогащается словарь (в основном за счет конкретных наименований, функциональных признаков и свойств, слов - понятий, обобщающих деятельность человека, глаголов, которые определяют состояния и переживания человека и т.п.). Значительным для общего развития в этот период является то, что речь несет наибольшую нагрузку по регуляции детского поведения. Ребенок приобретает способность подчинять свои действия принятой программе, контролировать ее выполнение в плане внутренней речи [25].

Ребенок становится чувствительном к пояснительной речи - испытывает постоянную потребность что-то объяснить, доказать. Удовлетворение этой потребности взрослым, достаточное его внимание к оформлению взаимоотношений с детьми является действенным источником развития объяснительной речи. Пренебрежение необходимостью стимулировать речевое развитие на этом этапе может значительно затормозить весь процесс развития в целом [29].

Шестой год жизни. После  периода гармоничного роста в  первые годы дошкольного детства  шестилетки имеют качественные изменения в строении тела: оно обретает типично "школьные формы". Речь идет о формировании в этом возрасте первичных форм, характерных для мужской и женской конституции [4].

В этот период происходит усвоение под влиянием целенаправленной педагогической работы правил и норм общежития в коллективе, а также общечеловеческих нравственных ценностей как регуляторов социально должного поведения. Все это приводит к концу старшего дошкольного возраста к основательным качественным изменениям в психике. Если ребенок развивается нормально, то эти изменения становятся предпосылками для формирования школьной зрелости [11].

Наиболее существенные изменения, которые охватывают различные  психические сферы детей старшего дошкольного возраста - познавательную, волевую, эмоциональную - свидетельствуют о том, что этот возраст является переломным, богатым такими новообразованиями, которые обеспечивают переход ребенка к систематическому школьному обучению. Дадим краткую характеристику этих новообразований [22].

1. На шестом году жизни уже становятся достаточно устоявшимися и функционально действующими такие "внутренние инстанции" подрастающей личности, как образ «я», самооценка, самоуважение, уровень притязаний, личностные ожидания и др. Они опосредствуют любые виды активности ребенка и дают ему возможность действовать самостоятельно - от имени собственного "я". Появление этих инстанций как регуляторов деятельности и поведения свидетельствует о дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка и развитии у него способности действовать произвольно - в соответствии с целями, несмотря на ситуативные аффективно окрашенные побуждения, отвлекающие от цели.

2. С названными фундаментальными  новообразованиями личности старшего  дошкольника органично связана  его установка на достижение желаемого результата в различных видах деятельности. Желаемый результат - это то, что соответствует уровню притязаний ребенка. Указанная установка основывается на одном из важнейших новообразований дошкольного детства (его второй половины) - соподчинение мотивов. То есть деятельность старших дошкольников все больше побуждается не отдельными мотивами, не связанными друг с другом или даже вступающими между собой в конфликт, а определенной системой мотивов, где ведущие, наиболее значимые для достижения успеха в деятельности, приобретают ведущее значение и подчиняют себе частичные, ситуативные мотивы, которые тормозят процесс достижения результатов. Благодаря этому раскрывается способность ребенка к моральному выбору, который позволяет ему действовать сознательно, самостоятельно, согласно общественно значимых требований.

3. На основе указанных  изменений формируется произвольность  поведения и новое отношение  ребенка к себе, своим возможностям  и поступкам. Овладение умением  управлять собой, регулировать собственные намерения, действия и поступки выделяется как отдельное задание. Ребенок уже более - менее реально оценивает собственные возможности осуществления того или иного задания ("могу", "не могу", "это у меня не получится" и т.п.). Создается соответствующая почва для осознания ребенком своих особенностей, которая формируются у него в процессе различных видов деятельности и общения под влиянием оценочного отношения окружающих.

4. Развитие отношений  ребенка со взрослыми и сверстниками  поднимается (по сравнению с младшим дошкольным возрастом) на качественно новую ступень. В процессе коммуникативной деятельности старших дошкольников формируется одна из специфичных человеческих свойств - способность к рефлексии. Она заключается в том, что ребенок начинает оценивать себя с точки зрения других людей, учится будто со стороны анализировать свои действия и принимать решения, учитывая при этом возможную реакцию на свои действия партнеров по общению. Со способностью к рефлексии связано и такое новообразование старшего дошкольного возраста, как антиципация, т.е. предвидение возможных действий и оценок со стороны других людей.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников