Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа
Цель – изучение психолого-педагогических условий развития эмпатии у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности дошкольного возраста.
Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе 1
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.1. Организация и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников
2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы
5. Описанные новообразования
в сфере личности при
При условии правильного воспитания детей привычным для них становится бытовая труд. Большинство старших дошкольников начинает осознавать общественную пользу своего труда как помощь взрослым или другим детям [40].
Таким образом, в первом параграфе первой главы были рассмотрены основные психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст охватывает промежуток времени от 3 до 6 лет, старший дошкольный возраста – от 5 до 6 лет. Ведущая деятельность в это время — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
По мнению П.М. Якобсона, эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства [33].
У дошкольника формируется
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя [25].
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение [36].
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова [34].
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные [18].
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств [19].
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра [2].
Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других [20].
В трудовой деятельности,
направленной на достижение результата,
полезного для окружающих, возникают
новые эмоциональные
Согласно Я.З. Неверовичу, на основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность [21].
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ребенка [7].
Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться [6].
Симпатия и сочувствие
побуждают ребенка к совершению
первых нравственных поступков. Важные
изменения в эмоциональной
Старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) – очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психических образований. Вместе с тем их дальнейшее развертывание создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития [35].
Развитие и усложнение этих образований дает благоприятные условия для развития рефлексии-способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатов, переживаниях, чувствах. В исследованиях подчеркивается, что для нравственного развития наиболее сензитивным является период перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека и в тоже время исключительно благоприятен для взаимодействия взрослого и ребенка [9].
На основе анализа психолого-педагогических исследований феномена эмпатии (Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов, К. Роджерс и др.) мы выделяем три компонента развития эмпатии у личности – эмоциональный, когнитивный, поведенческий [4, 14, 35]. Каждому из компонентов соответствуют определенные критерии, которые приведены в таблице 1.1. Соответственно по тому, насколько выражены указанные критерии у дошкольника можно судить о том, как сильно развита у него эмпатия.
Таблица 1.1
Критерии развития эмпатии
Компонент развития эмпатии |
Критерии развития эмпатии |
Эмоциональный |
Распознание эмоциональных состояний др. чел-ка. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики |
Когнитивный |
Восприятие понимания внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуется сочувствием |
Поведенческий |
Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется в стремлении к содействию |
Таким образом, в целом, можно выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
Для более глубокого анализа возможностей педагогического воздействия, необходимо выделить этапы развития эмпатии у детей дошкольного возраста:
1-й этап – «язык эмоции» или «познаю себя»: ситуация сочувствия -констатации.
Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:
2-й этап «язык чувств и переживаний» или «Я - другой человек» ситуация сочувствия – переживания
В этот период в качестве
педагогического воздействия
3-й этап «нравственные
беседы» или «содействие»
Этот этап предполагает следующие формы работы с детьми:
4-й этап формирования - «сорадование».
Данный этап включает следующие формы работы с детьми:
Подходы к отбору содержаний на указанных этапах рассматриваются в контексте гуманного отношения ребенка к окружающим людям и миру [3].
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Известно, что развитие ребенка осуществляется во взаимосвязи со взрослым. Взрослый своим поведением может, как способствовать, так и препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и состояния [13].
С точки зрения многих авторов, межличностное общение между ребенком и взрослым выступает в качестве механизма личностного и творческого развития тогда, когда его содержанием являются эмоциональные реакции и состояние ребенка [5, 8, 12, 26].
Так, важным моментом в
осознании ребенком собственных
эмоциональных реакций и
Для осознания ребенком
собственных эмоциональных
Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников