Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение психолого-педагогических условий развития эмпатии у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности дошкольного возраста.
Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе 1
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.1. Организация и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников
2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Андреева диплом 17.03.13.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

5. Описанные новообразования  в сфере личности при правильных  условиях воспитания закономерно  ведут к положительным сдвигам  в развитии всех психических процессов - восприятия, памяти, воображения, мышления и др. Эти процессы в старшем дошкольном возрасте начинают носить произвольный характер, обогащаются по содержанию, совершенствуются в плане регулятивных функций. Так, существенным показателем сдвигов в развитии психических процессов старшего дошкольника является возникновение в нем первичных форм произвольного внимания, благодаря чему ребенок уже способен подчинять свое внимание требованиям воспитателя, сосредотачиваться, управлять своей психической деятельностью. Ее восприятие предметов и явлений формируется как относительно самостоятельный процесс (в раннем детстве, как известно, восприятие неотделимо от деятельности ребенка с предметами), То есть восприятия старших дошкольников становится категориальным [13].

При условии правильного  воспитания детей привычным для  них становится бытовая труд. Большинство  старших дошкольников начинает осознавать общественную пользу своего труда как  помощь взрослым или другим детям [40].

Таким образом, в первом параграфе первой главы были рассмотрены основные психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст охватывает промежуток времени от 3 до 6 лет, старший дошкольный возраста – от 5 до 6 лет. Ведущая деятельность в это время — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

 

1.2. Особенности развития  эмпатии у детей дошкольного  возраста

 

 

По мнению П.М. Якобсона, эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства [33].

У дошкольника формируется эмоциональное  предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных  результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку [16].

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя [25].

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное  предвосхищение обеспечивает это соподчинение [36].

Изменения в эмоциональной сфере  связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова [34].

В дошкольном возрасте развитие общения  со взрослыми и сверстниками, появление  форм коллективной деятельности и, главным  образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные [18].

Источником гуманных чувств выступают  взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств [19].

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая  игра [2].

Ролевые действия и взаимоотношения  помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других [20].

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают  новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы [3].

Согласно Я.З. Неверовичу, на основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность [21].

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ребенка [7].

Симпатия у дошкольника  становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться [6].

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Важные изменения в эмоциональной сфере  происходят при переходе ребенка  из детского сада в школу. Освоение новой социальной роли «Я - ученик» сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями в связи с новым положением в группе сверстников и отношениями со взрослыми [29].

Старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) – очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психических образований. Вместе с тем их дальнейшее развертывание создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития [35].

Развитие и усложнение этих образований дает благоприятные  условия для развития рефлексии-способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатов, переживаниях, чувствах. В исследованиях подчеркивается, что для нравственного развития наиболее сензитивным является период перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека и в тоже время исключительно благоприятен для взаимодействия взрослого и ребенка [9].

На основе анализа  психолого-педагогических исследований феномена эмпатии (Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов, К. Роджерс и др.) мы выделяем три компонента развития эмпатии у личности – эмоциональный, когнитивный, поведенческий [4, 14, 35]. Каждому из компонентов соответствуют определенные критерии, которые приведены в таблице 1.1. Соответственно по тому, насколько выражены указанные критерии у дошкольника можно судить о том, как сильно развита у него эмпатия.

Таблица 1.1

Критерии развития эмпатии

Компонент развития эмпатии

Критерии развития эмпатии

Эмоциональный

Распознание эмоциональных состояний др. чел-ка. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики

Когнитивный

Восприятие понимания внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуется сочувствием

Поведенческий

Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется  в стремлении к содействию


Таким образом, в целом, можно выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

  • ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  • изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
  • чувства становятся более осознанными (в чем важна роль взрослого), обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
  • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Для более глубокого  анализа возможностей педагогического  воздействия, необходимо выделить этапы развития эмпатии у детей дошкольного возраста:

1-й этап – «язык эмоции» или «познаю себя»: ситуация сочувствия -констатации.

Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:

  • выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фото. Проявлений с содержательным фоном и без него, «конструирование эмоции»);
  • распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи - смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);
  • обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений, распознание изображенного жеста, «ожившие картинки»;
  • речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, Вежливые формы, вежливые выражения).

2-й этап «язык чувств и переживаний» или «Я - другой человек» ситуация сочувствия – переживания

В этот период в качестве педагогического воздействия возможно:

  • работа над книгой - сопереживание персонажам сказок;
  • рассматривание картин, проникновение внутрь, проигрывание коротких сценок;
  • беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение аналогии);
  • игра-беседа с персонажами (одобрение или пр.);
  • слушание музыки, а также ее исполнение;
  • постановка кукольного спектакля;
  • творческая ролевая игра по сюжету сказки;
  • игра-драмматизация - сопереживание героям и глубокое проникновение в содержание произведения.

3-й этап «нравственные  беседы» или «содействие» ситуация  сочувствия – действия.

Этот этап предполагает следующие формы работы с детьми:

  • решение нравственных ситуаций;
  • формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.;
  • активное включение в комплекс различных видов деятельности (реальная деятельность - труд, наблюдение, предметная деятельность, изобразительная деятельность, общение)

4-й этап формирования - «сорадование».

Данный этап включает следующие формы работы с детьми:

  • наблюдение в природе (живые и неживые объекты);
  • совместная, коллективная деятельность труд;
  • празднование дней рождений [19, 22].

Подходы к отбору содержаний на указанных этапах рассматриваются в контексте гуманного отношения ребенка к окружающим людям и миру [3].

 

1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста

 

 

Известно, что развитие ребенка осуществляется во взаимосвязи  со взрослым. Взрослый своим поведением может, как способствовать, так и препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и состояния [13].

С точки зрения многих авторов, межличностное общение между ребенком и взрослым выступает в качестве механизма личностного и творческого развития тогда, когда его содержанием являются эмоциональные реакции и состояние ребенка [5, 8, 12, 26].

Так, важным моментом в  осознании ребенком собственных  эмоциональных реакций и состояний  является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может, как адекватно отражать состояние ребенка – и тогда оно способствует осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности [13].

Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций  и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций [25].

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников