Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение психолого-педагогических условий развития эмпатии у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности дошкольного возраста.
Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе 1
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.1. Организация и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников
2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Андреева диплом 17.03.13.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Другим существенным моментом в осознании ребенком своих  эмоциональных реакций и состояний  является их поддержка со стороны  взрослого. Поддерживая эмоциональную  реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также, и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации [14].

Осознание ребенком своей  индивидуальности, предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний [27].

При анализе сущности совместной деятельности отмечаем, что  она служит своего рода шкалой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые характеризуют ребенка как существо высшее, социальное, ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности [16].

Каждый вид деятельности заключает в себе потенциальные  педагогические возможности [8].

Совместная деятельность ориентирована на умение детей согласованно действовать друг с другом, реагировать на состояние партнера. Вместе с тем необходимо отметить, что эмоциональная сфера ребенка, переживающая кризисный период, наиболее уязвима. Поэтому требуются более совершенные, комплексные педагогические средства. Одним из таких средств являются педагогические ситуации [3].

 Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо "заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования" [7].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [31].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат "целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей [2].

В последнее время  психологами, педагогами, родителями уделяется  большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от цвета, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности, - воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии [26].

Восприятие себя и  другого человека, восприятие его  и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным. В дальнейшем, с помощью речи происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Но сначала необходимо научить всматриваться, вслушиваться, быть внимательным к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей [17].

Для детей дошкольного  возраста предлагается следующая последовательность использования объектов эмпатии:

а) знакомые детям животные и птицы;

б) интересные предметы и, в первую очередь, движущиеся игрушки;

в) растения и явления  природы;

г) взрослые, чьи профессии  имеют характерные внешние атрибуты [13].

На базе развития творческого  воображения детей, возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый [19].

Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение  самих персонажей – вот те способы и приемы, которые использует взрослый для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения. Эффективность указанных способов обеспечивается при соблюдении взрослым определенных способов работы над книгой: а) подготовка детей к восприятию, как серьезному и радостному событию; б) постепенность, последовательность перехода от одного этапа к другому; в) возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций – могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-контакты с персонажами; г) сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным «общением» с детьми – любимые герои в этом случае «помогают» осваивать новое, более сложное нравственное содержание других произведений; д) усилению сопереживания соответствующим героям и созданию более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения помогает повтор игр-драматизаций [15].

Однако воспитательная задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребенком из связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:

- научить детей видеть  эмоциональное состояние другого:  творческие сюжетные игры; рассматривание  иллюстраций с изображением различных  эмоциональных ситуаций с соответствующим  обсуждением; проигрывание коротких  сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций;

- создавать определенные  условия для развития у ребенка  способности обнаруживать в жизни,  во взаимоотношении со взрослыми  и детьми ситуации, аналогичные  литературным по своей нравственной  сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;

Достижением дошкольного  возраста справедливо считается  открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное  овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность») [29].

К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. K. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта храбрость находчивость. При этом герои сказок делают все то что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. В каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах [3].

А. В. Запорожцем Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое  действие для этой деятельности. Это содействие когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия [11].

Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание  мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия» [6].

Стиль сказки также понятен  ребенку. Ребенок еще не умеет  мыслить логически и сказка никогда  не утруждает ребенка, какими - то логическими  рассуждениями. Сказка предлагает ребенку  образы, которыми он наслаждается незаметно для себя, усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств [10].

Рассмотрим роль сказки в формировании способности к эмпатии доверию сочувствию сопереживанию. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии [23].

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека распознавать его чувства и переживания научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений, можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других, и научиться самому адекватно относиться к происходящему [26].

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: “Как Мальвина поссорилась с Буратино”. Однако прежде чем показать какую-либо сценку дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: “Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?” “Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?” и др. Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору” и тем кто находится с ним рядом. А как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других [23].

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической  основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек» [13].

Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика. Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Варга и др.) [16, 28, 34, 35, 37].

Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка  представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается, а недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками [37].

Особенно ярко это  проявляется в дошкольном возрасте.

Формирование  эмпатийных взаимоотношений в семье включает два основных направления

1) Первое направление касается психолого-педагогического просвещения родителей.

Задачей этого направления  было повышение психолого-педагогической компетенции и обогащение знаний родителей: об условиях и закономерностях  общего психического, коммуникативного и эмоционального развития старших дошкольников; об особенностях эмоционально-волевой сферы, значении социальных эмоций и чувств в становлении личности ребенка; об особенностях общего психического и личностного развития детей; о роли детско-родительских отношений, семейного микроклимата, родительского стиля общения, характеристик эмоционального взаимодействия в формировании личности ребенка; об особенностях эмпатических отношений, условиях и механизмах их развития у ребенка; о роли, способах и приемах психологической поддержки ребенка.

С целью   углубления   и расширения у родителей вышеизложенных

знаний используются такие формы работы, как: родительское собрание, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары – дискуссии.

Предполагалось формирование у родителей понимания значимости детско-родительских отношений в социо-эмоциональном развитии дошкольника; убеждений в необходимости развития эмпатии ребенка как ведущего фактора его личностного развития и социального благополучия; мотивации к изменению родительского воззрения на стиль общения с ребенком, к переориентации на более гуманистическую, субъект – субъектную позицию во взаимодействии с детьми.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников