Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение психолого-педагогических условий развития эмпатии у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности дошкольного возраста.
Рассмотреть психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Провести диагностику уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатии у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста
1.2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе 1
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.1. Организация и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников
2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников
2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Андреева диплом 17.03.13.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

2) Второе направление предполагает практическую работу с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений эмпатического взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми [43].

 

Выводы к главе 1:

 

  1. Дошкольный возраст охватывает промежуток времени от 3 до 6 лет, старший дошкольный возраста – от 5 до 6 лет. Ведущая деятельность в это время — игра, освоение норм поведения и деятельности людей. В освоении норм поведения и понимании причин тех или иных поступков других людей важную роль играет эмпатия.
  2. Можно выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными (в чем важна роль взрослого), обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. Все это способствует развитию эмпатии у дошкольников.
  3. Известно, что развитие ребенка осуществляется во взаимосвязи со взрослым. Взрослый своим поведением может, как способствовать, так и препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и состояния. С точки зрения многих авторов, межличностное общение между ребенком и взрослым выступает в качестве механизма личностного и творческого развития тогда, когда его содержанием являются эмоциональные реакции и состояние ребенка. Таким образом, используя определенные педагогические приемы, взрослый может способствовать развитию эмпатии у дошкольника.

 

 

 

Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по созданию условий развития эмпатии у старших дошкольников

 

2.1. Организация  и методы исследования условий развития эмпатии у старших дошкольников

 

Исследование проводилось  в течение 2 недель в форме индивидуальной работы с детьми между завтраком и выходом детей на прогулку. База исследования МАДОУ «Радость» № 186  города Нижний Тагил.

Для определения особенностей в проявлении эмпатии к сверстнику была использована модель эксперимента, разработанная Е.Н.Василевской.

 

Методика Е.Н. Василевской

Методика направлена на исследование эмпатии.

Возрастной диапазон 3-7 лет.

При проведении методики детям предлагается ответить, как бы они поступили в некоторых ситуациях. Ситуации были выбраны из повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста, то есть простые и понятные для каждого ребенка. Всего детям предлагалось 10 проблемных ситуаций, при этом задания предлагались детям не все сразу, а по 2-4 ситуации в день, чтобы избежать стереотипных ответов.

В процессе работы используются наводящие вопросы, повторение условий или отдельных фактов, если ребенок отвлекался или затруднялся с ответом. Некоторые проблемные ситуации есть в двух вариантах ( отдельно для мальчиков и девочек). Это облегчает ребенку восприятие и понимание условий задания.

Содержание заданий подобрано с таким расчетом, чтобы наиболее полно охватить часто встречающиеся жизненные ситуации, в которых возможно проявление эмпатии к сверстнику.

Инструкция ребенку: «Скажи, пожалуйста, что ты скажешь и сделаешь, если окажешься в такой ситуации».

Содержание ситуаций, которые предлагались детям, представлены в приложении 1.

 

2.2. Результаты исследования эмпатии у старших дошкольников

В результате проведенного исследования было установлено, что в целом, среди всех детей высокий уровень эмпатии проявили 26% детей (8 человек) – эти дети проявили сопереживание своим воображаемым сверстникам в 7 или более ситуациях.

Средний уровень эмпатии  продемонстрировали 40% детей (12 человек) – эти дети проявили сопереживание в 4-6 предложенных ситуациях.

И, наконец, низкий уровень  эмпатии проявили 34% детей (10 человек) – эти дети проявили сопереживание  в 0-3 предложенных ситуациях.

В таблице 2.1 представлена информация о том, сколько детей проявило эмпатию в каждой ситуации.

Таблица 2.1

Количество детей, давших эмпатическую реакцию в каждой ситуации

№ ситуации

Количество детей

1

21

2

25

3

9

4

8

5

15

6

10

7

11

8

11

9

22

10

8


 

Данные из таблицы 2.1 представлены в виде гистограммы на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Количество детей, давших эмпатическую реакцию в каждой ситуации

Как видно из рисунка 2.1, наиболее часто дети проявляют эмпатию в ситуациях, когда воображаемый сверстник попал в сложную для себя ситуацию, для решения которых у него не хватает умений и навыков, поэтому ему нужна помощь, то есть в ситуациях 1, 2 и 9.

В таких ситуациях, подавляющее большинство детей (более 70 %) проникалась сочувствием к воображаемому ребенку. Почти все дети говорили, что они помогут сверстнику (повесить полотенце, зашнуровать ботинки, разложить вещи), даже если при этом у детей была альтернатива более интересного и важного занятия (обед, любимая игра и т.д.). Можно представить, что дети в этом возрасте уже способны поставить себя на место другого ребенка и представить, каково было бы им в такой ситуации. Они хорошо понимают, что в сложной ситуации человеку требуются помощь.

Кроме того, из гистограммы  видно, что реже всего дети давали эмпатийную реакцию в ситуациях 3, 4 и 10. Ситуации 3 и 10 предполагают, что ребенку нужно поделиться со сверстников чем-то важным для себя в ущерб своим интересам. В этих ситуациях очень мало детей (меньше 30%) проявили эмпатию. Ответы детей были, в основном, такими: «Нет, ну я не отдам, я же первый пришел», «Это мое, я не буду ни с кем делиться», «Я сам/сама хочу с этим поиграть и никому не дам» и т.д. Те дети, которые хоть как-то проявили эмпатию в этих ситуациях, отвечали примерно так: «Я дам немножко поиграться и заберу назад», «Дам, но чуть-чуть» и т.д. Ситуация 4 отличается от двух предыдущих ситуаций. В ней предполагается, что ребенок должен порадоваться за сверстника, который рассказал, что ему подарили собаку. В этой ситуации также очень мало детей (меньше 25%) проявили эмпатию. Ответы детей были в основном такими: «А чего он хвастается», «Ну и что? А мне родители купили…» и т.д. То есть можно говорить о том, что в этом возрасте дети еще практически не способны порадоваться за другого человека и скорее склонны воспринимать поделившегося радостью человека как хвастуна и зазнайку.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  старшем дошкольном возрасте дети легче  всего проявляют эмпатию в  ситуациях, когда другому ребенку  нужна помощь и, когда сверстник  оказался в затруднительной ситуации.

Сложнее всего детям старшего дошкольного возраста проявлять эмпатию, когда это связано с ущемлением их личных интересов, то есть, когда для того, чтобы помочь другому, ребенок должен поступиться своими интересами. Также, детям в этом возрасте, еще сложно порадоваться за сверстника.

 

  
2.3. Педагогический проект по развитию эмпатии у старших дошкольников

 

В первой и второй главе  было обосновано, что старший дошкольный возраст является сензитивным для  формирования эмпатии. Данная программа  разработана для психологов-педагогов, работающих в ДОУ.

Предложенный проект программы рассчитан на 8 занятий в целом. Число занятий дано из расчета 1 занятие в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут. Данный проект должен быть реализован в течение двух месяцев.

Целью программы является – формирование эмпатии у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Научить детей осознавать и вербализировать свои эмоции.
  2. Обучить воспитателей методологическим приемам развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Сформировать у родителей понимание значимости детско-родительских отношений в социо-эмоциональном развитии дошкольника, мотивировать родителей к изменению родительского воззрения на стиль общения с ребенком, к переориентации на более гуманистическую, субъект – субъектную позицию во взаимодействии с детьми.

Уровень эмпатии в  дошкольном возрасте можно повышать, используя разные виды воздействия. Мы бы в своей работе хотели остановиться на повышении уровня эмпатии у  детей путем оптимизации детско-родительских отношений.

Предлагаемая программа развития эмпатии у дошкольников строится на следующих основополагающих психолого-педагогических принципах.

Принцип гуманистической  направленности в отношениях между  взрослыми и детьми. Основан на признании самоценности личности и  ориентирует на прочувствование и принятие позиции равенства и личностного роста в отношениях в семье. Данный принцип дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, полноправие в отношениях со взрослыми, а родителям почувствовать в ребенке личность.

Принцип социальной связанности через включение родителей и детей в совместные виды деятельности. Родители активно проводят время вместе с ребенком и находятся на территории его интересов.

Принцип активного участия  родителей в коррекционно-развивающей  программе. Этот принцип позволяет повысить педагогическую грамотность, психологическую компетентность родителей и «включение» механизмов личностного саморазвития родителей.

Принцип индивидуального  подхода в отборе родителями предлагаемых психологом средств развития позитивных эмпатических отношений с ребенком в зависимости от собственных потребностей, интересов, в выборе способа реализации рекомендаций и коррекционно-развивающих средств.

Принцип проблемности, то есть осознание, моделирование и  разрешение родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций с целью устранения деструктивных форм поведения и обучения адекватным способам реагирования в проблемных, стрессовых ситуациях взаимодействия.

Принцип позитивного  эффекта. Психолог интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологическим особенностям родителей, требованиям коррекционно-развивающей программы с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на потенциале родителей, а не ограничивает их, поддерживает и стимулирует их поисковую активность.

В таблице 2.2 представлен тематический план занятий по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

 

Таблица 2.2

Тематический план занятий

 

 

Тема

Задачи

Методы

Блок 1. Работа с детьми

Занятие 1. Давайте читать сказки

  1. Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка.
  2. Усиление сопереживания соответствующим героям и создание более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения

Работа со сказкой

Занятие 2. Давайте поиграем

  1. Разыгрывая эмоциональные моменты из сказок, научить детей сопереживать героям
  2. Помочь детям осознать собственные эмоции, которые они испытывают, разыгрывая ситуации из сказок

Ролевая игра

Блок 2. Работа с воспитателями

Занятие 1. Понятие эмпатии

  1. Ознакомить воспитателей с понятием эмпатии
  2. Раскрыть основные функции эмпатии, особенности ее формирования в старшем дошкольном возрасте

Лекция

Занятие 2. Методические рекомендации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

  1. Ознакомить воспитателей с существующими играми и упражнениями для детей, способствующими развитию эмпатии
  2. Ознакомить воспитателей с психолого педагогическими условиями формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте

Лекция, отработка упражнений

 

Блок 3. Работа с родителями

Занятие 1. Понятие эмпатии

  1. Ознакомить родителей с понятием эмпатии
  2. Раскрыть основные функции эмпатии, особенности ее формирования в старшем дошкольном возрасти

Лекция, обсуждение конкретных ситуаций

Занятие 2. Совместное занятие родителей  и детей

  1. Сонастройка участников занятий.
  2. Формирование навыков сотрудничества, партнерских отношений между детьми и родителями.
  3. Развитие чувства общности, солидарности в семье.

Ролевые и подвижные игры (см. приложение 2)

Занятие 3. Совместное занятие родителей и детей

  1. Принятие индивидуальности другого человека в общении, учет его личностных особенностей.
  2. Развитие умений воспринимать, понимать и принимать чувства другого, естественного самовыражения.
  3. Формирование позитивного тона взаимодействия и безоценочного отношения к другом

Ролевые и подвижные игры (см. приложение 2)

Занятие 4. Совместное занятие родителей  и детей

  1. Развитие чувства общности, солидарности в семье.
  2. Осознание семейных ценностей и традиций.
  3. Укрепление семейных связей

Ролевые и подвижные игры (см. приложение 2)

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмпатии старших дошкольников