Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:46, реферат
Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.
И хотя ваш малыш только
что научился ходить, передвигаясь,
он способен совершать и другие действия.
Он сможет идти и толкать, идти и
тянуть, идти и нести игрушки и
т.д. Если рядом находится старший
брат или сестра, ребенок охотно,
подражая им, займется гимнастикой. Он
наклонится. Упрется головой в
пол, и из этого положения будет
с интересом рассматривать
В 12 месяцев знает названия многих предметов,
указывает части тела. Произносит простые
слова. Малыш сам уверенно ходит, приседает,
поднимает с пола нужный предмет. Появляются
в лексиконе все больше слов. ребенок может
перекладывать ложку с едой из одной руки
в другую и уверенно держать чашку. Кроме
того, он учится зачерпывать воду в ванной
с помощью различных предметов, дергает
шнурок от ботинка до тех пор, пока тот
не развяжется, отрывает листочки от растения,
снимает через голову бусы, чиркает карандашом
и, взявшись за ручку, открывает дверцы
тумбочки.
Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо передним или сзади, но и тем, до чего не дотянуться. Обуреваемые любопытством, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку младенцу проще залезть наверх, чем спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх – это говорит о том, что у малыша появилось ощущение высоты, которое в свою очередь порождает чувство опасности.
У ребенка второго
года жизни продолжается интенсивное
развитие психической сферы, хотя и
несколько медленнее, чем на первом
году жизни. Увеличивается длительность
бодрствования до 4-5 часов. Нормально
развивающиеся дети очень подвижны,
находятся преимущественно в
положительном эмоциональном
Приучение к самостоятельному выполнению
гигиенических умений: при умывании ребенок
подставляет руки под струю воды, при раздевании
снимает колготки, снимает и надевает
шапку и т. д. Во время еды ребенок сам садится
на стул, ест аккуратно, пользуется ложной,
чашкой и т. д. Приучайте его к самостоятельности,
не делайте за него то, что он может сделать
сам. Воспитывайте любовь к порядку. Пусть
ребенок складывает сам игрушки, свою
одежду, помогает делать уборку в доме
и т. д. Помните, что дети второго года жизни
подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь
к себе: есть ли у вас стремление к порядку,
дисциплине.Будьте очень внимательны
к ребенку, когда он начинает самостоятельно
ходить. В целях его безопасности еще более
строго, чем ранее, проверьте все возможные
маршруты передвижения и уберите все,
что может нанести вред ребенку. Если же
вы целыми днями будете, не спуская с него
глаз, твердить: "Не трогай, не бери,
не ходи", ребенок станет нервным, а
ваша жизнь превратится в ад. Ребенок этого
возраста по-прежнему легко переключается.
Стоит только показать ему, например, птичку,
и он уже забыл, чем занимался до этого.
Но уже нужно иногда наказывать малыша:
если он нарушил ваш запрет, можно слегка
и шлепнуть его. Главное, чтобы наказание
следовало тотчас после того, как малыш
провинился. Если хотите, чтобы ребенок
в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным,
не упускайте времени - потом будет все
труднее и труднее.Второй год жизни - это
время становления и быстрого совершенствования
речевых функций (основы всего психического
развития), то есть это сенситивный период
для развития речи. До полутора лет развивается
функция понимания речи, а далее - до двух
лет - идет увеличение словарного запаса
и активной речи. Значительно обогащается
в этот период жестовая речь, мимика. Одно
слово малыша часто выражает целую фразу.
Например, слово "на" можеn означать
то "возьми меня на руки" (тянется
при этом к взрослому), то "посади на
стул" (хлопает рукой по стулу). В непривычных
условиях или с незнакомыми людьми ребенок
этого возраста обычно молчит, ведет себя
настороженно. Как будто ощущает, что понять
его может только мама. Мама знает, что
"ка" - это машина, "зи-зи" - муха,
"ди-ба" - все высокое, большое, "ба-бах"
- танк, "ава" - лошадь. Однако родителям
уже не следует быть такими догадливыми
и продолжать понимать ребенка с полуслова.
После полутора лет старайтесь, чтобы
малыш произносил слово целиком, точно
выражал свои желания. Сверхзаботливая
мама, угадывающая желания ребенка еще
до того, как он их высказал, тормозит его
речь.При нормальном речевом развитии
к концу второго года словарный запас
ребенка возрастает до 300 слов, и в него
входят уже не только названия предметов,
но и их качеств, а далее появляется и фразовая
речь. Известный психотерапевт В. И. Гарбузов
сказал: "Первые слова в одно и то же
время произносит и будущий гений, и умственно
отсталый, а вот первую фразу из двух слов
в полтора года и тем более одну фразу
из трех-четырех слов к двум годам построит
только ребенок умственно сохранный, интеллектуально
полноценный". Конечно, родители начинают
волноваться, если их ребенок в два года
еще не говорит.Во-первых, нужно иметь
в виду, что мальчики начинают говорить
позже девочек. У девочек фразовая речь
может появиться в полтора года, а у мальчиков
только к двум годам.
Во-вторых, существуют индивидуальные
особенности в динамике развития всех
психических функций, в том числе речи.
Дети, начинающие говорить позднее других,
часто говорят более правильно и понятно.
Но это бывает тогда, когда у ребенка хорошо
развиты познавательные способности,
хорошо развита моторика, если он слышит
и понимает обращенную к нему речь.
Поэтому, если ребенок в два года не говорит,
обязательно проконсультируйтесь у специалистов
в области детской психологии и логопедии.
Если по каким-то причинам (болезнь, недостаток
общения) речевые возможности ребенка
не используются в достаточной степени,
то и его дальнейшее интеллектуальное
развитие начинает задерживаться, так
как развитие речи самым тесным образом
связано с развитием мыслительных функций.Развитие
мышления в этом возрасте происходит в
процессе его предметной деятельности
и носит наглядно-действенный характер.
Ребенок учится перемещать предметы в
пространстве, действовать несколькими
предметами по отношению друг к другу.
Благодаря этому он знакомится со скрытыми
свойствами предметной деятельности и
учится действовать с предметами опосредованно,
то есть с помощью других предметов или
действий (например, стучать, вращать и
т. д.). Такая деятельность ребенка создает
условия для перехода к понятийному, речевому
мышлению. То есть в процессе выполнения
действий с предметами и обозначения действий
словами формируются мыслительные процессы:
ребенок учится соотносить орудия с тем
предметом, на которое направлено действие
(лопаткой набирает песочек, снег, землю,
ведром - воду). Таким образом ребенок приспосабливается
к свойствам предмета.Наибольшее значение
среди мыслительных процессов ребенка
этого возраста имеет обобщение. Но так
как опыт ребенка еще невелик и он не умеет
еще выделить существенный признак в группе
предметов, то и обобщения бывают неправильными.
Например, словом "шар" ребенок обозначает
все предметы, которые имеют круглую форму.
Дети этого возраста могут делать обобщение
по функциональному признаку: шапка - это
шляпа, косынка, кепка и др. Они сравнивают,
различают ("Мама большая, а Анютка маленькая"),
устанавливают связь между явлениями
("Солнышко пигеет - галять пойдем".)
Значительно обогащается на втором году
жизни характер игровой деятельности.
Сначала, например, ребенок кормит, баюкает
куклу, а затем осуществляется перенос
этих действий на другие предметы: "кормит"
не только куклу, но и собачку, и медвежонка.
Развивается подражательная игра. Ребенок
начинает "читать" газету, "причесываться",
"наряжаться" и т. д. В таких играх
уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких
связанных между собой действий. При некотором
руководстве взрослых ребенок проявляет
интерес к действиям других детей, эмоционально
общается с ними. Но по-прежнему велика
потребность у ребенка в общении со взрослым.
Его эмоциональное состояние, его активность,
его развитие находятся в прямой зависимости
от того, часто ли играют, разговаривают
с ним взрослые.
Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3 – 4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Многие авторы отмечают большую динамичность этого процесса у детей с нормальным речевым развитием.
Раннее детство – это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Таким образом, психическое и физическое развитие ребёнка раннего возраста происходит в предметной деятельности. Её содержание – это и есть усвоение ребёнком способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность – основа, родничок, из которого берёт начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.
По исследованиям Ф.Р. Дунаевского, каждый ребёнок, прежде чем он начинает производить те или иные действия, предварительно знакомится с предметом – осматривает, ощупывает его, манипулирует им, как бы выясняя возможности, которые он предоставляет для действий.
Д.Б. Эльконин выделяет следующие этапы развития предметного действия. Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т.д.). Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (кубик ставит на кубик, пирамидку собирает и т.п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребёнок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берёт пищу, расчёской причёсывает куклу и т.п.). Таким образом, действия постепенно усложняются.
Таким образом, всё развитие и общение с ребёнком раннего возраста должно строится с учётом ведущего вида деятельности этого периода – предметной деятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, возникающих в процессе замены ручных операций орудийными, в результате усвоения ребёнком общественных способов употребления вещей, т.е. предметных действий.
Информация о работе Психомоторное развитие детей от рождения до 3 лет