Психофизическое здоровье детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, - это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная. К сожалению, негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, то есть обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психолог..docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

Уровни психологического здоровья детей.

  1. Креативный уровень. Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка – творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоровья, его высший уровень. Назовем его креативным, что означает творческий, созидательный.
  2. Адаптивный уровень. Большинство относительно благополучных детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических методик проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного  запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности. Это – группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья. Назовем его адаптивным.
  3. Ассимилятивно – аккомодативный уровень. Это низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во, чтобы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих.  У этих детей дезадаптация активно проявляется  в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффектированных капризах и т.д. для детей с преобладанием процессов аккомадации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это удобные, тихие дети, прилежные и старательные воспитанники, которыми гордятся. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых.

      Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь ребенку. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с психологическим здоровьем второго уровня необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, то предпочтительно проводить групповую работу. Воспитанникам, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа. 

  1. Основные этапы формирования структурных компонентов психологического здоровья младших школьников

      В формировании психологического здоровья детей младшего школьного используется программа, построенная на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований. Программа включает три основных компонента: аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

      Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единства с миром во всей его полноте.

      Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

      Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает проявления у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает его к последующей самореализации.

      Цель программы  - обеспечить формирование психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития. Под возрастными задачами развития подразумеваются «достижения, которые ребенок должен приобрести на протяжении определенного возрастного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться в дальнейшем».

      В качестве средств обучения на занятиях используются игры и упражнения, которые способствуют реализации указанных направлений. Основной формой работы избран психологический тренинг как метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека.

      Сейчас мы рассмотрим содержание этапов формирования структурных компонентов психологического здоровья по выделенным направлениям.

  1. Аксиологическое направление включает в себя четыре этапа. 

      Задача первого этапа – мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека.

      Младший школьный возраст является сензитивным периодом для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим. Между тем действующие учебные программы начальной школы направлены в основном на познание внешнего мира, а не самого себя и человеческих взаимоотношений. Уровень знаний оценивается значимыми взрослыми – учителем и родителями, и является существенным основанием для удовлетворения потребности детей в признании. Однако важнейшее условие реализации программы – мотивирование школьников к исследованию себя и других. Для этого разработаны игры и упражнения, опирающиеся на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

      Задачей второго этапа является обучение детей умению находить достоинства в самих себе и в других людях, повышение самоуважения детей.

      Самооценка младших школьников во многом складывается из интериоризованных оценок значимых взрослых. А традиции воспитания таковы, что значимые другие склонны акцентировать внимание на недостатках детей, а не на их достоинствах. Родительское программирование нередко негативно влияет на судьбу ребенка, поскольку количество негативных оценок часто превышает количество позитивных. Отсюда преобладание негативной лексики над позитивной в активном словаре ребенка. Для пополнения активного словаря детей позитивной лексикой, развития умения находить положительные качества в других и в себе самом разработаны специальные упражнения.  

      Задача третьего этапа – обучение детей умению видеть собственные недостатки и принимать их, а также умению принимать недостатки других людей.

По мере того как ребенок учится различать в себе достойные действия и чувства как одобряемые, а недостойные как неодобряемые, ему хочется исключать «недостойные» переживания из Я – концепции. Ребенок старается быть тем, чего от него хотят, а не тем, что он есть. Следствием этого могут быть искажения Я –концепции и формирование неадекватных психологических защит, нарушение развития личности в целом. Поэтому важно, чтобы дети не только осознали свои недостатки, но и приняли их в качестве необходимой части своего «Я», увидели возможность их использования в тех ил иных ситуациях.

      Задача четвертого этапа – осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, общности с другими людьми, возможности своего личностного роста и личностного роста каждого человека.

      Для достижения личностной ценности человек должен уметь мысленно визуализировать свою цель – личность, к которой он стремится, - осознавать задачи, которые возникают в связи с ее достижением.

2)Следующее инструментальное направление содержит три этапа.

      Задача первого этапа  - расширение пассивного и активного психологического словаря учащихся.

      Основываясь на положении Л.С. Выготского о единстве развития мышления и речи, мы рассматриваем развитие психологической речи детей как необходимое условие осуществления рефлексивных процессов. Важно, чтобы развитие психологического словаря детей предшествовало формированию рефлексивных умений.

      Задача второго этапа – обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, осознанию двойственности, амбивалентности чувств, умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

      Эмоциональная грамотность – путь к преодолению феномена алекситимии как предпосылки психосоматических расстройств. Алекситимия – это неспособность человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и физических ощущений, недостаточность воображения, ригидность. Существует два типа алекситимии: 1)первичная, являющаяся причиной психосоматических заболеваний (этиологический фактор); 2) вторичная, связанная с психосоматическим опытом болезни (реакция на болезнь). Люди, страдающие первичной формой алекситимии, поддаются терапии хуже. Поэтому важно сформировать «эмоциональную грамотность» у детей до начала подросткового возраста – одного из кризисных этапов в развитии.

      Задача третьего этапа – обучение детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и опытом предыдущей жизни, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей.

      Рефлексия является одним из центральных новообразований младшего школьного возраста. В реальных условиях обучения и воспитания происходит интенсивное развитие когнитивного (познавательного) компонента рефлексии, личностная же ее составляющая является лишь фоном для этого процесса. Рефлексия развивается в сфере решения мыслительных задач, во внеучебной же сфере наблюдается задержка развития рефлексии, деструктивные последствия которой могут, открыто проявляться в подростковом возрасте. Формирование личностного компонента рефлексии, т.е. умения осознавать причины и последствия своего поведения, должно стать основным предметом работы на данном этапе.

3)Потребностно-мотивационное направление содержит три этапа.

      Задача первого этапа – обучение детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций.

      Главный признак саморазвития  - формирование умения брать на себя ответственность за свой личностный рост. А для этого необходимо, чтобы человек обладал знаниями о своих личностных ресурсах и чтобы эти ресурсы были ему доступны. На данном этапе уместно использовать терапевтические метафоры, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Терапевтическая метафора состоит из следующих компонентов:

- метафорический конфликт, или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.п.);

- метафорический кризис – наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;

- поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

- торжество и праздник – появление ситуации успеха, признание со стороны окружающих.

      Обычно метафоры соответствуют тому ил иному симптому или трудной ситуации детей. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом у ребенка формируется «механизм самопомощи»: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка справишься с трудностями».

      Задачи второго этапа – помощь в осознании своего развития как движения от неумения, незнания к умению, знанию; формирование стремления к реализации своих способностей.

      Одной из важнейших характеристик саморазвития является движение человека к определенным целям при сознательном планировании средств их достижения на основании знаний о своих способностях и возможностях.

      Задача третьего этапа – помощь в осознании детьми идеалов «Я».

      Существенной особенностью саморазвития является наличие внутреннего источника активности, который может возникать на двух основаниях: а) противоречие, порождаемое во внутреннем мире внешними воздействиями, б) сам субъект, порождающий причины собственной активности.  Эти источник активности взаимосвязаны, поэтому, решая важные для себя противоречия, человек становится субъектом своего развития. Для младших школьников значимым может оказаться противоречие между «Я реальным» и «Я идеальным». Обсуждение этого противоречия определяет содержание работы на этом этапе.

      Развивающее направление содержит два этапа.

      Задача первого этапа – формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей – установки преодоления.

      Переход ребенка из детского сада в школу – ситуация очень значимая для него. Хорошо известны факторы, способствующие успешной адаптации ребенка и факторы риска школьной дезадаптации. Один из факторов риска – отсутствие у ребенка установки на преодоление школьных трудностей, на необходимость личных усилий для достижения успеха. Формированию такой установки и посвящается этот этап работы.

Информация о работе Психофизическое здоровье детей