Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить у младших школьников технику выполнения исследовательской деятельности.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников.
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности младших школьников.
1.2 Психолого-педагогические основы и условия организации исследования младших школьников.
1.3 Виды исследовательских работ учащихся младших классов.
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по путям и способам исследовательской деятельности младших школьников.
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований.
2.2 Формирование организации исследовательской деятельности младших школьников.
2.3 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.
Заключение
Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. В отличие от научного исследования, целью которого является открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие «для себя».
Учебно-исследовательская деятельность традиционно относится к творческим видам деятельности и является одним из способов развития творческой личности учащихся.
В настоящее время компьютеризация учебно-исследовательской деятельности является мощным средством для достижения этих целей.
При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, для этого он получает на уроках информатики навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска.
Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных. Основными прикладными программными продуктами при подготовке научной работы являются системы подготовки текстов, табличные процессоры, системы создания презентаций, графические редакторы.
Оформление работ с помощью текстового редактора: оформление титульного листа, соблюдение структуры работы, применение обычных и концевых сносок, составление оглавления и списка литературы. Ученик должен также уметь составить аннотацию работы, выделить ее основные тезисы.
Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Ученик учится составлять таблицы и графики с помощью табличных процессоров. Он также вырабатывает навыки работы с изображениями (помещение изображений в текст, снабжение их подписями и комментариями, простейшие способы редактирования изображений), а также составления и внесения в текст формул и схем.
Защита работы может быть осуществлена при помощи презентации. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации.
Итогом научно-исследовательской работы учащихся начальных классов является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной научно-практической конференции.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.
При подготовке научно-исследовательских работ к научно - практической конференции в начальной школе используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Конечно, первоклассники могут только собрать материал и быть помощником в создании презентаций. Большая часть работы ложится на плечи педагога и родителей.
Учащиеся 3-4-х классов самостоятельно владеют всеми хитростями в создании презентаций. При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание учащихся на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.
В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся).
Современная организация урока позволяет использовать исследовательский метод обучения на различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов. Факультативные занятия предполагают углубленное изучение предмета и дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности. Внеклассная работа – научное общество учащихся (НОУ) – сочетает в себе работу над учебным исследованием, организацию интеллектуальных игр, публичных защит своих работ, школьные конференции, сотрудничество с НОУ других школ.
Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект". В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
-творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
-ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
-ознакомительно-
-практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
-исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Глава2. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы в условиях начальной школы
2.1. Анализ организации
учебной исследовательской
В процессе работы над исследуемой проблемой мною было проведено анкетирование учителей начальных классов, направленное на выявление их мнения по вопросу организации учебной исследовательской деятельности. Анкетирование учителей проводилось в г. Аксу СОШ №8. Учителям была предложена открытая анкета, состоявшая из 5 вопросов (Приложение 1).
На основании данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать следующие выводы:
1. Учителя считают, что
организация исследовательской
деятельности учащихся
2. Задания исследовательского характера вызывают у младших школьников интерес.
3. В педагогической работе
учителя используют следующие
задания исследовательского
- Задания на составления задач на основе обобщения;
- Задания на составление задач обратных данным;
- Задания с использованием приема аналогии;
- Задания на исследование свойств объекта;
- Задания на составление алгоритма решения задач.
4. Учителя отмечают, что
при решении заданий
- Трудности при составлении алгоритмов;
- Трудности в понимании сути задания;
- Трудности, вызванные неумением обобщать материал;
- Трудности, вызванные неумением работать самостоятельно;
- Трудности, обусловленные
низким уровнем развития
5. Учителя обращают внимание
на то, что в учебниках по
математике для начальной
Также нами был проанализирован задачный материал учебников "Математика" для 1-4 классов авторов Т. Е. Демидова и С. А. Козлова (программа "Школа 2100") с целью выявления доли исследовательских заданий от общего количества заданий.
Учебные задания УМК "Школа 2100" сконструированы в соответствии с возрастными возможностями детей.
Регулятивные действия – выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
В учебнике 1 класса предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы рядом со значком "!" на жёлтом поле, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с поставленной целью.
В значительную часть уроков 2 класса и во все уроки 3-4 классов в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Обозначенный рамками в конце всех тем во всех без исключения учебниках главный вывод, позволяет проверять и оценивать результат. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания.
Информация о работе Пути и способы исследовательской деятельности младших школьников