Пути и способы исследовательской деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить у младших школьников технику выполнения исследовательской деятельности.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников.
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности младших школьников.
1.2 Психолого-педагогические основы и условия организации исследования младших школьников.
1.3 Виды исследовательских работ учащихся младших классов.
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по путям и способам исследовательской деятельности младших школьников.
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований.
2.2 Формирование организации исследовательской деятельности младших школьников.
2.3 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Коммуникативные действия – вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание. Формированию коммуникативных универсальных учебных действий посвящена система заданий, нацеленная на организацию общения учеников в паре или группе.

Задания данного курса математики предполагают систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель-ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик - ученики);

в) диалог в парке (ученик - ученик).

Познавательные действия – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

Отличительной чертой всех учебников образовательной системы "Школа 2100" и учебника математики в частности является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия.

Такие задания позволяют научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия. Подобные задания, относящиеся в первую очередь к авторским линиям "Занимательные и нестандартные задачи", расположены, начиная со второго класса, во всех учебниках в конце каждого разворота.

Мы проводили педагогический эксперимент на учащихся, обучающихся как раз по данной программе.

Полученные данные представлены в Таблице 1.

Класс

Общее количество задач учебника

Количество задач исследовательского характера

Процент задач исследовательского характера от общего количества задач

1

879

65

7.4%

2

1360

131

9.6%

3

1070

60

5.6%

4

1298

40

3.1%


 

Как мы видим, доля задач исследовательского характера в данных учебниках по математике незначительна. Как говорилось ранее, учителя начальной школы отмечают, что и в учебниках по математике других авторов количество задач исследовательского характера также не является достаточным.

Таким образом, наблюдается противоречие между целесообразностью организации учебной исследовательской математической деятельности в начальной школе и недостаточностью учебно-методического обеспечения в данной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование  организации исследовательской  деятельности младших школьников

 

Оценить сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов позволяют выявленные нами на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критерии:

1. Практическая готовность  ученика к осуществлению исследовательской  деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает  значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной  теме, применяет разные методы  исследования (работа с литературными  источниками, наблюдение и т.д.), оформляет  и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности  в исследовательской деятельности  детей учитывалось в подходах  к выбору темы, определению задач  исследования, в продуктивности  при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к  выбору путей исследования, созданию  нового продукта, оформлению и  представлению результатов, умению  с разных сторон и позиций  видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления  самостоятельности. Особенностью младшего  школьного возраста является  то, что в учебно-познавательной  деятельности руководящая роль  принадлежит учителю или другим  взрослым. Как правило, предмет детского  исследования лежит в пределах  зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с  исследованием без посторонней  помощи. Однако по мере овладения  умениями исследовательской деятельности  участие взрослых в его работе  сокращается, а позиция педагога  меняется от руководителя к  организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в нашей работе:

1. Исходный уровень мы  определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного  исследовательского опыта детей  и учебных умений, полученных  за время обучения в первом  классе. Исходному уровню можно  дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса  к ведению исследовательской  работы, отсутствие знаний об  исследовательской деятельности, умений  исследовательской деятельности. Возможна  реализация исследовательских действий  по аналогии. Ученик редко проявляет  инициативу и оригинальный подход  в учебном исследовании, не высказывает  идей, предложений, предположений по  работе.

2. Начальный уровень характеризуется  появлением внешних мотивов к  ведению исследования, возможностью  с помощью учителя находить  проблему и предлагать различные  варианты её решения. На начальном  этапе дети способны выполнять  элементарные кратковременные исследования  по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами  знаний по организации своей  исследовательской работы, некоторыми  простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно  расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень  обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние  мотивы к ведению исследовательской  работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные  знания об исследовательской  деятельности, владеет многими умениями  осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и  задачи исследования с помощью  педагога или самостоятельно, работать  с источниками информации); демонстрирует  возможность оригинального подхода  к решению проблемы, представлению  результата своей деятельности.

4. Креативный уровень  можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес  к ведению различного рода  исследований, возможность самостоятельно  и творчески подходить к выбору  темы исследования, умение ставить  цель, задачи, продуктивно находить  способы решения поставленных  задач; высокая доля самостоятельности  в реализации работы на всех  этапах исследования; умение оригинально  представить результат деятельности.

Исследовательское обучение считается более эффективным, кроме того преждевременное предъявление «правильных представлений» приводит к тому, что учащиеся оказываются не способными применять эти представления, работать с ними. Доктор педагогических наук А.И. Савенков пишет: «Развитие познавательных интересов к предмету изучения во многом зависит от того насколько ребёнок вовлекается в свой собственный творческий, исследовательский поиск, открытие новых знаний».

В современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его реализации на практике:

- Преподаватель ставит  проблему и намечает стратегию  и тактику ее решения, само  решение предстоит самостоятельно  найти учащемуся.

- Преподаватель ставит  проблему, но уже метод ее решения  ученик ищет самостоятельно.

- На третьем, высшем уровне, постановка проблемы, поиск методов  ее решения осуществляются учащимися  самостоятельно.

Чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, необходимо стимулировать его исследовательскую активность поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, - самый трудный. Потому педагоги чаще всего спрашивают, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Существует целый ряд методик, позволяющих включить детей в исследовательскую деятельность.

Методика «Коллективные игры» ещё одно средство развития исследовательского поведения учащихся.

Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем, с полным правом может считаться коллективной, но возможны и другие варианты организации детской исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или большая группа детей. Можно использовать различные игровые сюжеты, созданные для развития определённых личностных качеств.

Методика «Коллекционирование» выступает как исследовательская практика ребёнка.

В научных работах, посвященных проблемам психологии детской одаренности, часто подчеркивается, что увлекаются коллекционированием обычно одаренные дети. Это замечательное занятие действительно служит важным индикатором уровня развития интеллекта ребёнка и вполне пригодно как средство когнитивного развития. Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную интеллектуальную способность к классифицированию и систематизации.

Коллекционирование - занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт, как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С нашей точки зрения, оно привлекательно тем, что с полным правом может быть отнесено к вариантам учебно-исследовательской деятельности ребенка.

Метод коллекционирования активно используют в ряде современных российских школ для одаренных детей. Эта замечательная идея прекрасно реализуется и дает великолепные плоды. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Систематизация собранных материалов - в полном смысле слова – научная задача. Выступление с докладом перед старшими ребятами мобилизует личностную сферу и интеллект ребенка.

Эту замечательную методическую находку можно с успехом использовать в обычных школах. Если педагогам и психологам удается найти в этом деле союзников в лице родителей, то работа эта идет очень активно и приносит множество ценных плодов. Кроме того, обнаружилось, что если спонтанно, без стимулирования взрослых, коллекционированием увлекаются преимущественно одаренные дети, то даже при минимальном стимулировании со стороны взрослых все дети с интересом погружаются в эту работу.

Несколько слов о проблеме результативности учебно-исследовательской работы с учащимися.

Любая учебная работа ребенка, и учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена уж если не до конца, то. по крайней мере, до результата. Для настоящего исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, понимая это, нам, тем не менее, надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Содержание, методика проведения и анализ опытно-экспериментального обучения.

 

Экспериментальное исследование, направленное на подтверждение выдвинутой нами гипотезы, проводилось в третьих классах г. Аксу СОШ №8. Всего в исследовании приняли участие 54 человека (3 "В" класс – 29 человек и 3 "И" класс – 25 человек). Оба класса обучались по одной учебной программе "Школа 2100" и на момент исследования имели примерно одинаковый уровень успеваемости по математике. Кроме того, учителя, работающие в данных классах, имеют одинаковую квалификационную категорию и примерно одинаковый стаж педагогической работы.

Информация о работе Пути и способы исследовательской деятельности младших школьников