Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить у младших школьников технику выполнения исследовательской деятельности.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников.
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности младших школьников.
1.2 Психолого-педагогические основы и условия организации исследования младших школьников.
1.3 Виды исследовательских работ учащихся младших классов.
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по путям и способам исследовательской деятельности младших школьников.
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований.
2.2 Формирование организации исследовательской деятельности младших школьников.
2.3 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.
Заключение
В результате исследования нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации исследования младших школьников.
В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских умений. В диссертации описаны пять групп исследовательских умений учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и этапам учебно-исследовательской деятельности: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.
Разработаны и представлены критерии оценки сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы (практическая готовность, мотивация к ведению исследования, проявление креативности, самостоятельности) и определены на их основе уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный, креативный).
Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов путем реализации технологии организации исследовательской деятельности.
Разработана и апробирована в практике обучения технология формирования исследовательских умений младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, алгоритмизацию исследовательских этапов, преобладание игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная технология реализовывалась через специальные занятия по курсу «Исследовательская деятельность в начальной школе» и его учебно-методическое обеспечение.
Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Приложение 1
Анкета для учителей начальной школы
1. Как вы считаете, возможна
ли организация
2. Какие типы заданий
исследовательского характера
3. Достаточно ли заданий
исследовательского характера
4. С какими трудностями сталкиваются обучающиеся при решении задач исследовательского характера?
5. Вызывают ли у младших
школьников интерес задания
Приложение 2
Самостоятельная работа № 1
1. Посмотри внимательно на таблицу умножения на 9.
1*9=9
2*9=19
3*9=27
4*9=36
5*9=45
6*9=54
7*9=63
8*9=72
9*9=81
10*9=90
Какие закономерности вы видите?
2. Можно ли множество фигур, изображенных на рисунке, разбить:
а) на две группы – круги и четырехугольники?
б) на три группы – четырехугольники, круги и белые фигуры?
3. Назови группу чисел общим свойством.
2,8,16, 32
2, 4, 5, 7, 9
3, 7, 11, 21
13, 16, 45, 78
345, 666, 793, 900
4. В одном альбоме 48 марок, в другом 37. Поставь вопрос к данному условию. Запиши решение каждой задачи выражением. Вычисли значение всех выражений.
5. На трех этажах гаража стояло 280 автомашин. На втором этаже – 100 автомашин, на третьем – 60. Сколько автомашин стояло на первом этаже? Составь и реши задачу обратную данной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Исследование числа
Дано число 546 078.
– Что вы можете рассказать об этом числе? (Оно шестизначное, четное, в его записи использованы цифры 0, 4, 5, 6, 7, 8.) Сколько единиц первого класса, второго класса в этом числе? Найдите сумму цифр в каждом из чисел 546 и 78. (Она одинакова и равна 15.) Выполните действия: 546 + 78, 546 – 78, 546 - 78, 546: 78. (546 + 78 = 624, 546 - 78 = 42588, 546 – 78 = 468, 546: 78 = 7.) Что можно сказать о числах 624 и 468? (В их записи есть одинаковые цифры – 4 и 6.) Из цифр, используемых в записи чисел 468 и 624. оставьте неповторяющиеся цифры 8 и 2. Составьте из них двузначные числа и умножьте их на 7. (28 - 7 = 196, 82 - 7 = 574.) Что интересного вы заметили? (У чисел 196 и 574 одинаковая сумма цифр. Она равна 16.) Найдите значение суммы и разности чисел 574 и 196. (574 + 196 = 770, 574 - 196 = 378.) Определите сумму цифр чисел 770 и 378. (14 и 18.) Разделите числа 770 и 378 на их сумму цифр. (770: 14 = 55, 378: 18 = 21.) Числа 546 и 78 разделите или умножьте на 21. (78 на 21 без остатка не делится. 546 - 21 = 11 466,
78 - 21 = 1 638, 546: 21 = 26.) Что интересного вы заметили? (В записи чисел в равной части равенств есть одинаковая цифра 6.) Выполните деление и умножение с числами 1 638 и 26. (1 638: 26 = 63, 1 638 - 26 = 42 588.) Что интересного вы заметили? (В значении произведения получено число 42 588. Оно также было получено при умножении 546 на 78). Сравните равенства: 546 - 78 = 42 588, 1 638 - 26 = 42 588. (Первый множитель возрастает в 3 раза, а второй – уменьшается в 3 раза, следовательно, значение произведения остается без изменения.)
Исследование ряда чисел
Дан ряд чисел: 13, 17, 21.
– Что можно сказать об этих числах? (Двузначные, нечетные, увеличиваются на 4.) Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4, и вправо, увеличивая числа на 4. (1, 5, 9, 13,17, 21, 25, 29, 33, 37.) Какие числа в получившемся ряду? (Однозначные и двузначные, нечетные.) Разделите их на две равные части посередине и запишите в две строки.
Ученики выполняют запись:
1 5 9 13 17
21 25 29 33 37
– Что интересного вы заметили? (В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое количество единиц, а количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем в числах первого ряда.) Сложите числа каждого столбика (22, 30, 38, 46, 54.) Что можно сказать о них? (Они четные, увеличиваются на 8.) Почему? (Мы дважды увеличили числа на 4.) Используя числа из подчеркнутого ряда, составьте верные равенства.
(17 + 9 – 1 =25, 13 + 17 – 1 = 29, 13 + 25 – 1 = 37, 5 + 9 – 1 = 13,
17 + 5 – 1 =21, 29 + 9 – 1 = 37, 25 – 5 + 1 = 21, 29 – 9 + 1 = 21, 33 – 13 + 1 =21.) Сложите числа из подчеркнутого ряда парами, начиная с самого маленького и самого большого. (1 + 37 = 38. 5 + 33 = 38, 9 + 29 = 38, 13 + 25 = 38,
17 + 21 = 38.) Найдите разность этих чисел. (37 – 1 = 36, 33 – 5 = 28,
29 – 9 = 20, 25 – 13 = 12, 21 – 17 = 4.) Запишите результаты в строчку. (36, 28, 20, 12, 4.) Что можно сказать об этих числах? (Каждое следующее число меньше предыдущего на 8.) Найдите "лишнее" число. Чем оно отличается от других чисел? (4 – однозначное число, остальные числа двузначные.) Разделите каждое число на 4. (36: 4 = 9, 28: 4 = 7, 20: 4 = 5, 12: 4 = 3,
4: 4 = 1.) Что интересного вы заметили? (Значения частных выражены однозначными нечетными числами.)
Исследование суммы
Даны выражения:
42 + 6 35 + 6 27 + 3
46 + 20 36 + 50 23 + 70
– Что можно сказать об этих выражениях? (В выражениях, записанных в верхнем ряду, вторые слагаемые – однозначные числа. Они равны количеству единиц в двузначных числах, являющихся первыми слагаемыми в выражениях нижнего ряда. Цифра, обозначающая количество единиц в первом слагаемом в выражениях верхнего ряда, обозначает и количество десятков второго слагаемого в выражениях нижнего ряда.) Найдите значения сумм данных выражений. (42 + 6 = 48, 46 + 20 = 66, 35 + 6 = 41, 36 + 50 = 86, 27 + 3 = 30, 23 + 70 = 93.) Запишите все двузначные числа из равенств. (42, 48, 46, 20, 35, 41, 36, 50, 27, 23, 70.) На какие группы их можно разделить? (Четные числа: 42, 48, 46, 20, 36, 50, 70; нечетные числа: 35, 41, 27, 23.) Можно ли выделить еще одну группу чисел? (Из четных чисел можно выделить в новую группу числа, обозначающие круглые десятки: 20, 50, 70.) Составьте равенства и неравенства из чисел 20, 50, 70. Расположите четные числа (без круглых десятков) в порядке возрастания и определите закономерность. (36, 42, 46, 48. Числа расположены в порядке возрастания на 6, 4 и 2.) Можно ли продолжить этот числовой ряд по этой закономерности? (Вправо продолжить ряд нельзя, а влево – можно, уменьшая числа на 8, 10, 12 и т.д.) Продолжите. (6, 18, 28, 36, 42, 48.) Что можно сказать об этих числах? (Числовой ряд увеличился на три числа. Число 6, в отличие от всех других чисел, – однозначное.) Найдите пары чисел, при сложении которых не будет перехода через десяток.
Ученики записывают равенства:
36 + 42 = 78 42 + 46 = 88
9 + 6=15 6+10=16
42 + 6 = 48 6 + 6= 12
– Найдите пары чисел, при сложении которых в результате получаются круглые числа. (42 + 18 = 60, 42 + 48 = 90, 44 + 26 = 70.) Найдите пары чисел, при сложении которых необходимо выполнить сложение с переходом через десяток.
Исследование разности.
Даны выражения:
71 – 17 43 – 34 84 – 48
91 – 19 64 – 46
– Что можно сказать об этих
выражениях? (В них уменьшаемые и вычитаемые
– двузначные числа. Вычитаемые записаны
теми же цифрами, что и уменьшаемые, но
в обратном порядке). Найдите значения
этих выражений. (71 – 17 = 54, 91 – 19 = 72, 43 –
34 = 9, 64 – 46 = 18, 84 – 48 = 36.) Что интересного
вы заметили? (Значения разностей 54, 9, 36,
72 и 18 имеют одинаковую сумму цифр – 9.
Следовательно, все эти числа делятся
на 9.) Расположите значения разностей
в порядке возрастания. (9, 18, 36, 54, 72.) Что
интересного вы заметили? (Невозможно
подобрать двузначные числа, записанные
одинаковыми цифрами так, чтобы значение
их разности было бы равно 81.) Определите,
в каких случаях значение разности чисел,
записанных одинаковыми числами, будет
наименьшим, т.е. равным 9. (21 – 12, 32 – 23,
43 – 34, 54 – 45, 65 – 56, 76 – 67, 87 – 78, 98 – 89.) Что
интересного вы заметили? (Значение разности
будет равно 9 в том случае, если уменьшаемое
и вычитаемое записаны цифрами, обозначающими
числа, которые в числовом ряду расположены
рядом и отличаются на одну единицу.) Запишите
выражения так, чтобы количество десятков
в уменьшаемых было одинаковым, и проверьте
свои наблюдения.
Ученики записывают столбики равенств.
91 – 19=72 81 – 18=63
92 – 29=63 82 – 28=54
93 – 39=54 83 – 38=45
94 – 49=45 84 – 48=36
95 – 59=36 85 – 58=27
96 – 69=27 86 – 68=18
97 – 79=18 87 – 78=9
98 – 89=9
71 – 17=54 61 – 16=45
72 – 27=45 62 – 26=36
73 – 37=36 63 – 36=27
74 – 47=27 64 – 46=18
75 – 57=18 65 – 56=9
76 – 67=9
51 – 15=36 41 – 14=27
52 – 25=27 42 – 24=18
53 – 35=18 43 – 34=9
54 – 45=9
32 – 23=9 21 – 12=9
31 – 13=18
После того как будут обобщены результаты действий по всем числам, можно сделать выводы: а) значение разности, равное 9, есть во всех столбиках, равное 72 – в одном случае (91 – 19); б) с уменьшением количества десятков в уменьшаемом уменьшается и количество значений разности.
– Запишите в порядке возрастания числа, которые использовались для обозначения количества десятков и единиц в данном упражнении. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.) Можно ли, пользуясь отрезком числового ряда, назвать результат вычитания чисел, записанных одинаковыми цифрами, не производя вычислений?
Информация о работе Пути и способы исследовательской деятельности младших школьников