Работа психолога с учителем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 03:51, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы: В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. У учителей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.

Содержание

Введение……………………………………………стр. 1
Индивидуальная работа психолога с учителем …… стр. 1-6
Коррекционно-профилактическая работа с педагогами…… стр. 6-9

Вложенные файлы: 1 файл

Работа психолога с учителем.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

Психологический анализ педагогической деятельности. Большинство педагогов настороженно относятся к посещению психологом своих уроков. Одна из причин - боязнь отрицательных суждений и оценок, страх оказаться некомпетентным. Другая причина - преимущественная ориентация администрации, методистов, экспертов и психологов на оценочную, а не аналитическую работу с педагогом. Взаимодействие психолога и педагога сегодня принимает форму диалога равноправных субъектов. Психолог, используя в качестве одного из основных способов познания понимание, занимает заинтересованную позицию, вживается в реальность педагога. Какие бы хорошие психологические тесты психолог ни использовал, их влияние на педагога не столь велико, как при рефлексивной диагностике, при которой педагог осмысляет цели и средства своей деятельности, самоопределяется относительно ее предмета, проблематизирует и конструирует новые методы работы. Психологическая диагностика ставит педагога в зависимую от психолога позицию. Он прислушивается к интерпретациям специалиста, но внутренней работы над собой у него может и не происходить.

Для того чтобы психологический  анализ и самоанализ педагогической деятельности способствовали профессиональному  развитию педагога, необходимо наличие следующих условий:

-  потребность у педагога в позитивных изменениях (заставить развиваться нельзя);

- заключение контракта  по поводу взаимодействия психолога  и педагога по исследованию  и проектированию деятельности. При заключении контракта психолог  вместе с педагогом отвечает  на вопросы: что мы будем  делать, зачем нам это надо, какие  цели мы ставим, каких результатов  хотим достигнуть. Заключение такого  контракта особенно важно в  случае, когда психолог, работая  в образовательном учреждении, длительное  время общается с педагогом,  находится с ним в дружеских  отношениях. Это позволит вступить  с педагогом в профессионально-консультативные  отношения;

-  предварительное обсуждение аналитических схем с педагогом;

- организация рефлексивного  выхода педагога из позиции  деятеля во внешнюю позицию  по отношению к уже осуществленной  или проектируемой деятельности;

- специальная работа строится  на понимании. Язык академической  психологии (из учебников и научных  трудов) и язык педагога-практика  различаются. Психологу важно  научиться строить интерпретационные  схемы с педагогом, уметь задавать  вопросы и слушать, прояснять  сказанное и уточнять формулировки.

Для психологического анализа  деятельности педагога можно использовать схему анализа стилей взаимодействия субъектов образовательного процесса, предложенную В.П. Симоновым, опросник «Индивидуальный стиль педагогической деятельности », схему анализа профессиональной компетентности педагога.

                                                                 -5-

Психолог должен продумать  план, который он будет использовать при психолого-педагогическом анализе  урока. В него должны быть включены позиции, касающиеся стиля взаимоотношений  с детьми, особенностей организации  познавательных процессов, форм и методов  обучения, соответствие способов работы возрастным и индивидуальным особенностям учеников и др. (Н.П. Анисимова). Обсуждение результатов проводится сразу же после посещения урока.

Коррекционно-профилактическая работа с педагогами.

Коррекционная работа с педагогическим составом школы имеет свою специфику. Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия. Основные отличия профессиональной позиции психолога и педагога состоят в следующем.

Во—первых, психолог — «специалист по неодинаковости» (по замечанию А.Г. Асмолова), педагог — специалист по выравниванию. Основная задача первого — помочь ребенку построить путь индивидуального, своеобразного развития. Задача второго — помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно — еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу.

Во—вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует отметочная система, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах.

В—третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно экстраполируется им и за пределы школьного класса, что порождает стремление количественно оценить любую деятельность (в том числе и деятельность школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом.

Разумеется, названные противоречия в профессиональных позициях не запускают автоматически механизм агрессии, но создают для этого весьма важные предпосылки.

Хотя  есть и другие предпосылки для  проявления агрессивности взрослых в школе — те, которые условно можно отнести к личностным. Условно, потому что они тесно связаны не только с личностными особенностями педагогов и психологов, но и со спецификой их профессиональной деятельности.

Соответственно, задача психолога состоит в том, чтобы постараться сгладить существующие противоречия и наладить эффективную коррекционную работу.

Остановимся на некоторых видах занятий, которые  применяются при коррекционно-профилактической работе с педагогами и родителями.

 

                                                                 -6-

 

1. Психогимнастические упражнения для учителей

Психогимнастические упражнения направлены на достижение двух основных целей применительно к педагогической деятельности. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира учителя, ослаблению его психической напряженности, снятию некоторых невротических реакций, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. Регулярное выполнение учителем психогимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Представленные  упражнения психолог может проводить  как при индивидуальной работе, так  и при работе с группой.

1) Упражнения, используемые для снятия эмоционального напряжения.

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

Психотехнические  упражнения можно выполнять в  учебном кабинете перед уроком или  сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно  заниматься в учительской на перемене между уроками.

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение  выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней  ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает' напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

                                                             -7-

Выполняя  упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

Упражнение «Пресс»

Игровое упражнение нейтрализует и подавляет  отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение лучше делать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность.

Суть  упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

2. Тренинг профессионально-педагогического общения

Тренинги  профессионально-педагогического общения  — одна из форм работы психолога  с педагогическим коллективом. Как и любая групповая тренинговая работа они проводятся систематически в течение нескольких занятий (10-15 занятий по 2-3 часа). Особое внимание необходимо уделить регулярности занятий, так как от этого зависит эффективность коррекционно-профилактической работы.

Приведем  в пример фрагменты тренинговых занятий по профессионально-педагогическому общению.

Упражнения тренинга профессионально-педагогического общения, разработанные В. А. Кан-Каликом.

Система упражнений, направленных на овладение  основами профессионально-технического общения, включает в себя два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое  овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

2. Упражнения по овладению своей  системой общения в заданной  педагогической ситуации.

1 цикл тренинговых упражнений

 

 

                                                                     -8-

Упражнение «Развитие навыков общения»

Упражнение  проводится в группе, где один участник — учитель, другие—ученики, которые представляют «школьный класс».

Задание 1. Войдите в воображаемый класс и поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание без речевого общения — средствами мимики, пантомимики, зрения.

Задание 2. Обратитесь к ученику, использовав разные интонации (просьбу, требование, предупреждение, похвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение).

Задание 3. Найдите адекватный способ поведения в неожиданных ситуациях (вы входите в класс — раздается смех).

В заключение упражнения участники дают обратную связь о наиболее эффективных  приемах, которые использовал «учитель». Упражнение проводится несколько раз  с разными участниками для закрепления наиболее эффективных приемов общения. При анализе упражнения внимание должно уделяться как вербальной, так и невербальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                -9-


Информация о работе Работа психолога с учителем