Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:46, реферат
Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой - естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.
Безусловно, одарённые дети встречают
на своём пути режим наибольшего
благоприятствования, однако было бы ошибкой
считать, что у них не бывает проблем.
Как и у всех нас, у них также
бывают неудачи, срывы и падения.
Как же им помочь в этом? Во-первых,
ребёнку с высоким уровнем
способностей трудно найти себе друзей.
Общаться со сверстниками им попросту
неинтересно, и они ищут себе единомышленников
не в среде близких по возрасту,
а среди людей, близких по уровню
интеллектуального развития – то
есть среди взрослых. Простые игры
ровесников не устраивают пытливый ум
одарённых детей – им нужны
игры более высокого уровня. Чтобы
такой ребёнок не попал в изоляцию
и не испытал дефицит общения,
на помощь ему должен прийти учитель.
Следует найти такие творческие
задания, которые реализуют способности
такого ребёнка.
В учебной деятельности моя работа
с одарёнными детьми основывается на
дифференцированном подходе, что способствует
расширению и углублению образовательного
пространства предмета. Для этого использую
следующие формы:
Ø подготовка презентаций;
Ø создание и защита проектов
по теме исследования;
Ø организация в сотрудничестве
с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
Ø организация образовательной
коммуникации в групповой деятельности.
Во внеурочной деятельности создаются
условия для реализации интереса к углублённому
изучению русского языка. Целью этой деятельности
является воспитание учащихся на основе
изучения родного языка и изучения творческого
наследия великих писателей и поэтов;
формирование личности, способной к творческому
самовыражению, имеющей активную жизненную
позицию; развитие фантазии, творческих
способностей учащихся, их языкового дара;
развитие эмоциональной сферы ребёнка
как основы формирования «культуры чувств»;
стимулирование интереса к духовному
богатству России, мировой культуры; формирование
исследовательских умений, навыков и приёмов
общения в разных ситуациях.
На протяжении нескольких лет моя тема
по самообразованию связана с развитием
речи, так как, к сожалению, многим ученикам
мешает именно неразвитость речи. Это
и словарная работа, и выразительность
речи, и происхождение слов, и тексты различных
жанров. Это значительно помогает ученикам
совершенствовать свою речь. Выделилась
группа учеников, заинтересовавшаяся
этимологий слов. А одна из учениц выбрала
тему, связанную с происхождением слов
и их употреблением в речи, и представила
свой реферат на районной конференции
«Шаг в будущее», получив высокую оценку
жюри. Другой ученик работал над проектом
«Диалектные слова и фольклор в произведениях
М.А. Шолохова, который также был представлен
на этой конференции. Другую группу учеников
заинтересовала речь их сверстников и
других учеников школы. На протяжении
определённого времени они записывали
так называемые слова-«паразиты», создали
проект «Зачем мы так говорим», сопроводив
его презентацией. Причём к жаргонным
словечкам школьников они дали перевод,
а затем и общеупотребительные слова.
Старшеклассников настолько заинтересовала
эта работа, что завершили они проект театрализованным
представлением.
На уроках развития речи мы пишем сочинения
различных жанров, в тои числе и сочинения-описания
родной природы. Большинство обучающихся
останавливается только на сочинении,
одарённые же дети не ограничиваются только
этой работой. Они иллюстрируют свои работы
чудесными пейзажными рисунками. А вот
следующая группа спрашивала разрешения,
можно ли сделать презентацию. И начиная
с прошлого года, анализируя наиболее
удачные работы, мы смотрим видеосопровождение.
Причём это не картинки из интернета. Это
фотографии, сделанные самими учениками,
на которых запечатлены любимые уголки
природы нашего посёлка.
Работая над различными жанрами текстов,
одарённые дети быстро определяют, в каких
произведениях писателей и поэтов мы встречались
с тем или иным жанром, равняются на эти
произведения. Говоря о культуре ведения
диалогов, группа детей, причём разного
возраста, предложила инсценировать отрывок
из произведений Н.В. Гоголя «Ревизор»
и А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Они проявили
инициативу в том, что главное в ходе инсценирования
– речь и язык героев. Надо признать, что
в этом действии очень успешно участвовали
ученики от шестого класса до одиннадцатого.
А «режиссёрами» выступили ученики девятого
класса.
Слушая информацию о первом космонавте
Ю.А. Гагарине, ученица восьмого класса
Юлия Макарук заинтересовалась судьбой
этого великого человека. Она самостоятельно
подбирала материал, вместе с учениками
младших классов посетила музей космонавтики
в городе Калуге. Результатом этой работы
стало сочинение ученицы, признанное победителем
регионального конкурса. Юля награждена
грамотой руководителя управления космоса.
Другая ученица, Маргарита Подлипаева,
изучая творчество А.П. Чехова, увлеклась
его биографией. Сочинение, которое она
написала, было отправлено на конкурс,
посвящённый 130-летию со дня рождения Чехова.
Работа признана победителем в номинации
«За особое раскрытие биографии А.П. Чехова»,
а Маргарита награждена грамотой Министерства
образования Московской области. Девушка
создала свой собственный, пусть и небольшой,
словарь высказываний писателя, объединив
их темой: «Какой ты, человек». Также ученики
из группы одарённых детей приняли участие
в открытом конкурсе сочинений, посвящённом
творчеству П.П. Бажова, и имеют дипломы.
Одной из форм итоговых уроков по завершении
изучения той или иной темы по русскому
языку я выбрала
Уделяя особое внимание развитию речи
обучающихся, я получила уже некоторые
результаты. Ранее при изучении лирических
произведений дети обращали внимание
на содержание, форму. А сейчас всё чаще
и чаще наиболее подготовленные, талантливые
дети обращают внимание на язык произведений,
при их чтении обращаются к словарям, разграничивают
устаревшие слова, диалекты, неологизмы.
При выполнении сочинений-рецензий передают
свои впечатления, эстетические чувства,
показывают языковые способности и умение
анализировать и судить. Они принимают
участие в выпуске стенных газет, создавая
сложные и выразительные по языку статьи.
Успех в учении ребёнку обеспечен, если
педагог обладает важнейшим качеством
– желанием жить в ученике. В себе – через
себя – в наших детях!
Кроме того, что талант ребёнка будет
развивать учитель, необходима помощь
и участие родителей. Специалисты
утверждают, что любой ребёнок
может стать одарённым, при условии,
что родители будут заниматься с
ним с самого раннего возраста.
Надо учить своего ребёнка самостоятельному
поиску, с тем, чтобы он и сам
мог проявить инициативу и своё интересное
дело. И, самое главное – талант
нуждается в поддержке и
Информация о работе Работа с трудными детьми. Методические рекомендации