Работа учреждения по охране жизни и здоровья воспитанников в воспитательно-реабилитационном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.
О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Постоянно возрастает число юных курильщиков, увеличивается массовое потребление пива подростками, проблема употребления токсических веществ уже носит массовый характер. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на уровне как государства, так и отдельно взятого учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Охрана Здоровьяо.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Работа учреждения по охране жизни и здоровья воспитанников  в воспитательно-реабилитационном процессе.

Если нельзя вырастить  ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов, академик

 

Здоровье детей и  подростков в любом обществе и  при любых социально-экономических  и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом  первоочередной важности, так как  оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.

О неблагополучии в состоянии  здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Постоянно  возрастает число юных курильщиков, увеличивается массовое потребление пива подростками, проблема употребления токсических веществ уже носит массовый характер. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на уровне как государства, так и отдельно взятого учреждения.

Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной  системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с  детскими домами и школами-интернатами, приютами. Контингент воспитанников современных учреждений для детей, временно или постоянно оставшихся без попечения родителей, значительно отличается от контингента воспитанников других образовательных учреждений.

Последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни: это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства; нарушения физического и психологического здоровья. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей и подростков, испытавших семейное неблагополучие. Основными причинами «проблемного» поведения детей могут считаться следующие: неспособность справиться с учебной нагрузкой; несформированность умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми; конфликты с педагогами и с более благополучными сверстниками (если ребенок учится в обычной общеобразовательной школе).

Дети, лишенные родительского  попечения, более склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.

Они рано приобщаются  к алкоголю и наркотикам, токсическим  веществам, курению, проявляют асоциальное  поведение в виде мелких краж, хулиганства, попрошайничества, вымогательства, циничного отношения к сверстникам, воспитателям.

Проблемы социального  характера проистекают из социального  статуса ребенка – он «ничей» ребенок. Для поступающих в интернатные учреждения детей и подростков характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом, соблюдать нормы гигиены до неспособности адаптироваться в незнакомой среде, к новым обстоятельствам, вплоть до различных проявлений девиантного поведения.

Проводимые исследования в области здоровья воспитанников учреждений интернатного вида показывают, что уже с рождения они имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания, их отличает низкий уровень санитарно-гигиенической культуры. Все эти проблемы развиваются на фоне социальной запущенности.

Именно поэтому в  современном учреждении остро стоит  проблема охраны здоровья и безопасности  воспитанников. В данном случае большая  нагрузка и ответственность ложится на педагогов учреждения.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников  интернатных учреждений должна рассматриваться  как комплексная и основная в  системе обучения и воспитания.

В связи с этим одной  из самых важных задач образовательно-воспитательного процесса в приюте является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Для это необходимо проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости; популяризация преимущества здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам; увеличение количества воспитанников, вовлеченных в объединения спортивной направленности; соблюдение валеологических требований на занятиях самоподготовкой, воспитательских часах, занятиях физической культурой; совершенствование системы спортивно-оздоровительной работы; создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья; отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.

Очень важно для решения этих задач разработать программы, основными направлениями которых должны являться:

* организация воспитательной работы  в группах по пропаганде здорового  образа жизни;

* организация каникулярного времени  воспитанников;

* медицинское сопровождение;

* организация коррекционной работы;

* физкультурно-оздоровительная работа;

* психологическое сопровождение.

Недостаток смыслоподкрепляющих  стимулов в образовательном процессе становится причиной депривации, одного из уродливых явлений современной  педагогической действительности. Среда с низким уровнем стимулирования, не обеспечивая возможности самореализации учащегося, вызывает регресс раз вития детей.

Именно поэтому в учреждении создается благоприятная среда  как для физического здоровья и безопасности пребывания воспитанников, так и для психо-эмоционального здоровья.

Дети имеют все необходимое  для нормального существования: одежда, еда, средства гигиены, постельные принадлежности. Однако следует отметить, что часть воспитанников этого  не ценит, и не всегда считает нужным бережно относиться к вещам, одежде. Сказывается, прежде всего, воспитание в прежней, семейной обстановке, вернее в некоторых случаях его отсутствие.

Мы стремимся к тому, чтобы все сотрудники учреждения, а педагоги в особенности, заинтересованы в том, чтобы хоть немного изменить ситуацию: научить детей следить за собой, своим здоровьем, воспитать привычку к здоровому образу жизни, что в дальнейшем создаст для них комфортные условия проживания, адаптации в другой среде (учебных заведениях, трудовых коллективах), в конечном итоге, создаст фундамент для сохранения здоровья.

 Особое внимание  должно уделяться физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваний). В приюте этому придается большое значение  проведению занятий по физической культуре, организации подвижных игр, что способствует  повышению двигательной активности детей, укрепляет физическое здоровье, в том числе дыхание.

Работает кружок по физическому  воспитанию - дети занимаются на тренажёрах, участвуют в спортивных соревнованиях, вечерах досуга. Есть свои спортсмены. В приюте разработаны программы «Здоровый малыш».  Работают кружки 2мир оригами», «Мастерилка», «Домоводство».  Дети всегда ждут занятий по трудовой реабилитации, где их учат готовить, шить, вязать, что необходимо им  в дальнейшей жизни.

Педагоги создают благоприятную  атмосферу для воспитания у детей  эмоционального спокойствия, воспитания доброжелательных отношений между  детьми. Ни для кого не секрет, что  в общении дети допускают не просто споры, а иногда и драки. Драка  – крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение выйти из него. Если глубже посмотреть на проблему конфликтов, то их  не следует считать абсолютным злом: они неизбежны. И вот здесь задача педагогов научить детей  способам решения конфликтных ситуаций, не доводя их до силового решения. Мы считаем, что общая стратегия выхода из конфликтной ситуации может быть следующей:

    • сформулировать проблему;
    • каждой стороне предложить найти самому выход из ситуации;
    • обсудить ситуацию;
    • принять решение.

Однако, не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего организовываются  игры, беседы, драматизации, чтение художественной литературы, обыгрывание этюдов. После некоторых мероприятий воспитанники сами находят правильное решение, учатся жить дружно, не ссориться.

Не менее важным представляется  безопасность воспитанников на улицах города. Ни для кого не секрет, как  много происходит аварий, при которых  гибнут дети. Поэтому для обеспечения  безопасности детей  следует проводить  работу которая заключается в профилактике, т.е. детей необходимо научить легко ориентироваться на улицах города, соблюдать правила движения. Мы придаем этому направлению особое значение. Организованы уголки по дорожному движению, детей знакомим с дорожными знаками.  В этом нам помогает и специальная литература, которая широко используется в работе. Так, например, пособие «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» Т.А. Шорыгиной широко используется педагогами учреждения, прежде всего потому, что здесь имеется план работы на весь учебный год, часть работы можно проводить неоднократно, учитывая что контингент детей в течение года меняется,. В это пособие входят занятия, посвященные безопасному поведению как в помещении, так и на улице, в городе, в лесу. Сюда входят беседы, игры, обыгрывание ситуаций, заучивание стихов, экскурсии по улицам города, наблюдение за транспортом и пешеходами.

Всем известно, что  ухудшение экологической ситуации также представляет определенную угрозу здоровью человека. Поэтому детей следует знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, учить бережному отношению к ней: не разорять муравейники, кормит птиц зимой, не ломать ветки, не забывать, что опасность может исходить и от некоторых видов растений. Детям рассказывает о той пользе, которую приносят природе птицы, насекомые, животные. Мы знакомим детей с ядовитыми растениями и грибами с помощью иллюстративного материала, проводим беседы о том, что нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), т.к. в результате ухудшающейся экологической обстановки, вредными для здоровья могут оказаться даже неядовитые растения.

Особенность  работы нашего учреждения состоит в том, что  у нас очень часто живут  дети, которым очень многое не додали их самые близкие родственники, родители, которые не нашли времени на  то, чтобы дать определенные знания, не нашли в своих сердцах частицу тепла, которая могла бы сделать наших воспитанников более добрыми, отзывчивыми, эмоционально благополучными, поэтому один из принципов работы нашего коллектива - любовь и уважение к каждому ребёнку, независимо от его прошлого. Наша задача - не только накормить, вылечить, одеть этих детей, но и согреть их теплом своих сердец, снять страхи, агрессивность, напряжение.

Ребятишкам в приюте оказывают  необходимую социальную поддержку, медицинскую, психологическую, педагогическую помощь, помогают в трудной жизненной ситуации.

Дети дошкольного возраста занимаются с воспитателями приюта по программе обучения и воспитания детей в детском саду. В работе  по данной теме мы используем программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б). Дети  знакомятся  с темами: Ребенок и другие люди (педагоги рассказывают как общаться со знакомыми и что общение с незнакомыми иногда может привести к беде), Ребенок и природа (очень важно знать детям, что в окружающей природе их тоже могут подстерегать опасности), Ребенок дома (педагоги учат детей безопасному поведению дома – электричество, лекарственные и химические средства, отопительные приборы, двери и окна – это то, что может нести опасность даже внутри дома),  Ребенок на улицах города (здесь важное место отводится изучению правил безопасного поведения, изучению правил движения, дорожных знаков).

И мы считаем, что одной из основных задач приюта является охрана и укрепление здоровья детей, т.к. большинство несовершеннолетних поступающих в приют ослаблены физически и морально. За здоровьем каждого ребёнка в приюте следят наши медицинские работники, назначают закаливающие процедуры, профилактические мероприятия. Регулярно проводятся учения совместно с пожарной охраной по быстрой и безопасной эвакуации детей на период чрезвычайно ситуации. Каждый сотрудник приюта старается внести в работу с детьми мероприятия, чтобы нашим воспитанникам жилось комфортно и безопасно.

Мы разработали ряд рекомендаций, которые выполнимы для любого учреждения интернатного типа:

  • чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница», Г. Цифиров «Жил на свете слоненок», А. Усачева «Домик у перехода», Г. Блинов «Непослушный СТО бед»; Т.С Енчина «ОБЖ для детей» (загадки - добавляли), Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
  • изготовление наглядного материала: альбомы: «Электробытовая техника», плакаты – картинки «Не играй с огнем», макет улицы, дорожные знаки
  • использование настольных игр: «Один дома», «Лото осторожности»; дидактические игры: «Раз, два, три – что может быть опасно найди», «Транспорт», «Угадай на чем повезёшь», «Приключение светофорика», «Как правильно вести себя на дороге», «Мы спасатели», «Малыши - крепыши», «Правила поведения».
  • учить правилам безопасного поведения в быту, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Закрепить представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть. Закреплять бережное отношение к здоровью. Правильное питание и соблюдение режима, способствует хорошему физическому развитию. Напомнить номер телефона «01», по которому нужно звонить в случае пожара.
  • познакомить детей с перекрестком. Расширять знание о назначении дорожных знаков.

Информация о работе Работа учреждения по охране жизни и здоровья воспитанников в воспитательно-реабилитационном процессе