Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:06, реферат
Термин “развивающее обучение” обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения. Понятие “развивающее обучение” может считаться содержательным обобщением (В.В. Давыдов). Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Введение 2
1. Образовательные технологии 3
2. Принципы развивающего обучения 4
3. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин – странички жизни 6
4. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова 8
5. Теория развивающего обучения сегодня 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
В своей более поздней работе М. А. Холодная утверждает, что отличительными особенностями базы знаний интеллектуально-одаренной личности (эксперта или мастера) являются: высокая степень их разнообразия и структурированности, высокая гибкость и быстрая актуализация в нужный момент в любой новой ситуации, их представленность в обобщенном виде”.
Если взять за основу приведенные выше высказывания, то можно утверждать, что процесс развития — это процесс формирования определенного набора когнитивных структур и операций (правда, неясно, каким должен быть такой набор?). В соответствии с этим, обучение должно быть направлено на формирование таких структур и операций. Подобное стремление достаточно четко просматривается у Л. В. Занкова, особенно явно прослеживается в работах Н. Ф. Талызиной и в ряде других работ. Технология этого направления в развивающем обучении предусматривает отработку операций выделения признаков объекта, операций с понятиями и классами и тому подобное. При этом упор делается на элементарные структуры и операции, отрабатываемые на уровне начальной школы.
Отмеченные выше трактовки не исключают, а дополняют друг друга: конечно в процессе обучения должна создаваться определенная система знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления, должна отрабатываться прогрессивная технология деятельности по получению и использованию знаний. Опираясь на такое, самое общее представление о развивающем обучении, обратим внимание на некоторые особенности традиционного и развивающего обучения.
Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование — то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом.
Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного объема фактов и алгоритмов, важнейшей задачей образования развитие интеллектуальных возможностей человека.
Как уже отмечалось, накопленные на сегодня знания позволяют утверждать, что уровень интеллекта определяется совершенством, прежде всего степенью структурированности и обобщенности, модели мира человека и степенью отработанности операций на этой модели. Иными словами, знания человека — это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка на ее базе когнитивных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях — основная задача образования.
По этому признаку (знания как сумма, знания как система) можно выделить два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь спектр реализуемых практически: знаниясуммирующие и интеллектразвивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии).
Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний (данные и алгоритмы), во втором конкретные знания являются в первую очередь средством формирования системы знаний (модели мира) и отработки на ней когнитивных операций.
В рамках суммирующих технологий накопление конкретных знаний является целью обучения. Для развивающих технологий конкретные знания являются прежде всего средством достижения главной цели — развития интеллектуальных возможностей человека. Ни в коей мере не отрицая нужности и полезности конкретных знаний, мы лишь подчеркиваем, что процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека. Именно такую технологию обучения мы и называем развивающей технологией.
В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Лозунг, доктрину суммирующих технологий можно сформулировать так: мы дадим знания, а интеллект, Бог даст, и сам при этом сформируется. Но, к сожалению, бог дает далеко не всем. Более того, конкретные знания в большом объеме тормозят интеллектуальное развитие человека. Наиболее четко эта мысль сформулирована в работах известного философа и педагога Э. В. Ильенкова.
Э. В. Ильенков утверждает: “Человек не может передать человеку идеальное как таковое, как чистую форму деятельности... Идеальное как форма субъективной деятельности усваивается лишь посредством активной же деятельности с предметом и продуктом этой деятельности”. И далее: “если идеальный образ усвоен лишь формально, как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи с реальной (не идеализированной) действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к такому образу критически, то есть как к особому, отличному от себя предмету. И тогда он как бы сливается с ним, не может поставить его перед собой как предмет, сопоставимый с действительностью, и изменить его в согласии с нею”.
Другими словами, знания становятся догмой, непригодной для практического использования. Такие знания “в лучшем случае не задерживаются в голове человека, в худшем — засоряют мозг и уродуют интеллект”.
По словам того же Ильенкова: “Зубрежка, подкрепляемая бесконечным повторением ... калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем “умнее” усваиваемые истины”. При этом, деградирует, надо полагать, не только ученик, но и учитель. По данным американских психологов, умение питаться результатами чужой интеллектуальной деятельности — “стандартными таблетками школьных знаний” — без ущерба для собственного интеллектуального пищеварения дается далеко не каждому, а только двум процентам из нас. Остальные же 98 теряют творческие потенции в ходе жесткой сортировки всех детских идей на “правильные” и “неправильные”.
На другую сторону этого явления обращал внимание известный исследователь психологии мышления М. Вертгеймер: “Таким образом (при механическом обучении) можно воспитать детей, которые будут вести себя рабски подобно автоматам, решая не только арифметические, но и любые другие жизненные задачи, и будут слепо руководствоваться соображениями престижа, следовать моде, нормам, политическим или музыкальным мнениям, во всем полагаясь на то, что сказал учитель, на моду или авторитет”. На прямую опасность механического, фактологического обучения для общества обращается внимание и в современной книге американского психолога: автор усматривает прямую зависимость между способом обучения и уровнем противообщественных поступков.
К сожалению, используемые в нашем образовании (дошкольном, школьном, вузовском) технологии в целом ближе к знания суммирующим, чем к интеллектразвивающим. И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые — насущная задача образования на всех уровнях. Кроме прочего, это будет вкладом и в оздоровление общества.
Итак, с термином развивающее обучение мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения и понимаем его как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека. Направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.
В плане сказанного выше, разработка развивающих технологий обучения требует, прежде всего, ответа на два вопроса:
Какова та система, которая должна быть “построена” в процессе обучения?
Как должно вестись само “строительство”?
Ответы на первый вопрос составляют структурные основы развивающего обучения и в конечном итоге сводятся к построению некой, будем называть ее рациональной, модели интеллекта. Они определяют цели, конечный образ того, что должно быть создано.
Ответы на второй вопрос — технологические основы развивающего обучения, определяющие то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного получения нужного результата.
Рассмотрение этих вопросов носит узкоспециализированный характер и выходит за рамки реферата.
Современные методы обучения
Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.
Репродуктивный метод обучения — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.
Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.
Практический метод учения предполагает практические и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:
обработки навыков практических
действий по изготовлению предметов
или их обработки с целью
деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.
Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.
Как можно повысить эффективность образования в России
Рассмотрим способы
повышения эффективности
Частные школы
Одним из нововведений в последнее время стали частные школы. По сравнению с обычными государственными, они имеют ряд преимуществ и ряд недостатков. Но, тем не менее, уровень образования, которое можно получить в частных школах существенно выше, чем в государственной.
"Помните ли вы
свою школу? Постоянно орущую м
Спору нет, отправляя ребенка в частную школу, вы рискуете тем же. Плюс — своими деньгами. Однако при удачном выборе ваши инвестиции окупятся сторицей.
В настоящее время в России их примерно полтысячи. Многие из них называют себя гимназиями, лицеями, колледжами. Пусть это вас не смущает. Поскольку от обычных частных школ они не отличаются. Большинство школ — 256 — работают в Москве. Только около 80 из них — полные (обучение ведется с 1-го по 11-й класс).
Частная школа должна
иметь лицензию. Этот документ подтверждает,
что в школе все в порядке
с материально-технической
Другое дело, если у школы есть государственная аккредитация. Получить ее школа может только после того, как сделает три выпуска учащихся. И только при условии, что более половины выпускников получат в результате аттестации положительные оценки. Аккредитация означает, что школа ведет преподавание в соответствии с государственным стандартом.
С одной стороны, у этого есть свои недостатки. Существует так называемый базисный учебный план, которого должны придерживаться все аккредитованные школы. В этом плане сказано, сколько часов должен заниматься ваш ребенок. Например, ученик 11-го класса должен заниматься в школе как минимум 33 часа в неделю. Прибавьте к этому времени дополнительные занятия, которые есть почти во всех частных школах (например, в школе “Премьер” у старшеклассников бывает до 9 занятий в день). А активная подготовка старшеклассников к поступлению в вуз увеличивает количество часов, проведенных в школе, до бесконечности. Так, в школе “Юность” в дополнение к основным занятиям по 12 часов в неделю преподают профессора из Финансово-экономического института.
С другой стороны, подобные жертвы не напрасны. О том, что учеба с утра до вечера увеличивает шансы поступить в вуз (если, конечно, до этого момента ребенок не подорвет свое здоровье), и говорить не стоит.