Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 22:59, курсовая работа
Цель исследования – выявление методических особенностей развития аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть цели и задачи раздела «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики;
2. Изучить развитие аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование»;
3. Проанализировать тематическое планирование курса изучения основ алгоритмизации в среде исполнителя Робот.
4. Разработать занятия по разделу «Алгоритмизация и программирование», способствующую развитию аналитических способностей обучающихся.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 4
1.1 Аналитические способности и их развитие в школьном образовании
1.2. Цели и задачи раздела «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики 14
1.3. Развитие аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 34
2.1. Опытно - экспериментальная работа 34
2.2 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Приложение 1
Тематический план
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания |
Формы контроля |
1 |
Знакомство с исполнителем Робот. Линейные алгоритмы. |
Что собой представляет Исполнитель Робот. Какие объекты входят в среду Робота, назначение этих объектов и правила поведения Робота. Какие команды Робот понимает и умеет выполнять. Какие ошибки могут возникать в работе Робота. Запуск программы. Режимы выполнения программы: пошаговый, до курсора, полностью. Демонстрация задачи для Робота. Правила написания программы для Робота. |
Пр/р |
2 |
Циклы «N раз». |
Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками команд алгоритма. Цикл «N-раз», правила применения и записи цикла. Выполнение программы с использованием цикла «N-раз». |
|
3 |
Циклы «N раз» |
Решение задачи с использованием цикла «N-раз». |
С/р |
4 |
Циклы с условием (циклы «пока»). |
Рассмотрение задачи, в которой заранее неизвестно число повторений блоков команд алгоритма. Цикл «Пока», правила применения и записи цикла, условия. Выполнение программы с использованием цикла «Пока». |
Пр/р |
5 |
Ветвления. |
Рассмотрение задачи с применением алгоритма с ветвлением. Условный оператор «Если». Формы оператора и правила записи. Выполнение программы с условным оператором. |
Пр/р |
6 |
Сложные условия. |
Решение задачи с использованием сложных условий. |
Пр/р |
7 |
Вложенные циклы и условия. |
Рассмотрение задач с вложенными циклами и условиями». |
Пр/р |
8 |
Вспомогательные алгоритмы. |
Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками, их реализация в виде вспомогательных алгоритмов. Правила применения и записи вспомогательных алгоритмов. Выполнение программы с использованием вспомогательного алгоритма. |
Пр/р |
9 |
Переменные. |
Понятие переменной. Описание переменной, типы переменных. Операции с переменными. Выполнение программы с использованием переменных. |
Пр/р |
10 |
Алгоритмы с результатом (алгоритмы-функции). |
Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками, имеющими численный результат, их реализация в виде алгоритмов-функций. Правила применения и записи алгоритмов - функций. Выполнение программы с использованием алгоритма-функции. |
Пр/р |
11 |
Циклы с переменной. |
Рассмотрение задачи с заранее известным числом повторений блоков команд алгоритма. Циклы с переменной, правила применения и записи. Выполнение программы с использованием цикла с переменной. |
Пр/р |
12 |
Алгоритмы с параметрами. |
Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками, имеющими параметры, их реализация в виде алгоритмов с параметрами. Правила применения и записи алгоритмов с параметрами. Выполнение программы с использованием алгоритма с параметрами. |
С/р |
13 |
Контрольная работа |
Приложение 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 СРЕДА ИСПОЛНИТЕЛЯ РОБОТ
Цель: Научится создавать обстановку и писать линейную программу для робота.
Выполнение:
НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ - КУМИР
а) Щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ программы элемент ИНСТРУМЕНТЫ
б) Выбрать РЕДАКТИРОВАТЬ СТАРТОВУЮ ОБСТАНОВКУ РОБОТА
в) В окне ОБСТАНОВКА щелкнуть элемент ОБСТАНОВКА и выбрать НОВАЯ ОБСТАНОВКА, затем задать количество строк (6) и количество столбцов (6)
г) Щелчком мыши установить стенки обстановки и переместить робота на нужную клетку.
д) Сохранить обстановку через элемент ОБСТАНОВКА – СОХРАНИТЬ КАК; Задать ИМЯ ФАЙЛА и щелкнуть кнопку СОХРАНИТЬ
а) Щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ программы элемент РОБОТ
б) Выбрать СМЕНИТЬ СТАРТОВУЮ ОБСТАНОВКУ
в) В окне ОТКРЫТЬ ФАЙЛ выделить сохраненный ФАЙЛ и щелкнуть кнопку ОТКРЫТЬ
а) Щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ программы элемент ВСТАВКА
б) Выбрать ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОБОТ
в) В ГЛАВНОМ МЕНЮ выбрать РОБОТ – ПОКАЗАТЬ ОКНО РОБОТА
г) Записать на русском языке команды робота (допустимые: вверх, вниз, вправо, влево, закрасить)
5. Запустить программу на
а) Для просмотра действия программы щелкнуть на ГЛАВНОМ МЕНЮ элемент ВЫПОЛНЕНИЕ – ВЫПОЛНИТЬ НЕПРЕРЫВНО
Приложение:
Стартовая обстановка First |
Стартовая обстановка Second | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрасить ячейки B5, C3, F2, B1, F5, A6 |
Обойти по периметру и вернуться в тоже место |
Приложение №3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Вложенные циклы и условия»
Цель: Научится писать программы с циклом пока и ветвлением если-то-иначе для робота.
Задание № 1 МИННОЕ ПОЛЕ.
1. Создать предлагаемую |
2. Дописать программу для робота, который проходя по полю, закрашивает клетки с теми метками, в которых радиация превышает значение 50. |
| |
Задание № 2: ПИТСТОП.
|
3. Дописать программу так, чтобы закрасить клетки, как показано в образце | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Домашнее задание –доделать программы, которые не успели выполнить.
Информация о работе Развитие аналитических способностей школьников на уроках информатики