Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 23:20, курсовая работа
Краткое описание
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания. Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3 1 Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала XX века…………………………………………………………..4 1.1 Воспитание и обучение в Киевском государстве……………………………...4 1.2 Женское воспитание и образование при Екатерине II………………………...5 1.3 Образование женщин в XIX веке…………………………………………….…5 1.4 Женское образование в России в конце XIX начале XX……………………...7 2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек………………….9 2.1 Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)……………………………………………………………..…9 2.2 Мариинское женское училище………………………………………………...11 2.3 Петербургский воспитательный дом………………………………………….12 Заключение………………………………………………………………………….13 Список литературы…………………………………………………………………14
Изменения, происходящие в последнее
десятилетие практически во всех областях
нашей жизни, коснулись и проблем воспитания
подрастающих поколений. Гуманистическая
стратегия педагогики нашего времени
обусловила широкие возможности для развития
вариативных образовательных учреждений,
отвечающих запросам всех слоев населения.
Возникают попытки теоретического
обоснования раздельного обучения мальчиков
и девочек, а также организации мужских
и женских школ. В этой связи появляется
необходимость более глубокого изучения
имеющегося исторического опыта женского
образования в нашей стране.
Образование является одним из прав человека
и важнейших средств достижения таких
целей, как равенство, развитие и мир.
Недискриминационное образование приносит
пользу как девочкам, так и мальчикам и
тем самым в конечном итоге способствует
развитию более равноправных отношений
между мужчинами и женщинами. Равенство
в доступе к образованию и возможность
его получения необходимы для того, чтобы
большее число женщин становилось активными
участниками преобразований.
Женское образование - самостоятельная
отрасль образования, возникшая в связи
с неравноправным общественным положением
женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что
место женщины - у домашнего очага, под
покровительством отца или мужа, и образование
может лишь испортить её характер.
Проблема образования женщин
становится все более актуальной по мере
вовлечения в трудовой процесс большего
количества женщин. Образование женщин
на всех этапах развития истории играло
большую роль и являлось предметом пристального
внимания. Судьба XXI века - в руках образованных
женщин. Образованные женщины, которые
сейчас составляют половину выпускников
университетов, играют все большую роль
в различных областях управления бизнесом,
в сфере экономики и политики. В наши дни
обучение женщин в институтах и университетах
- дело обычное. Однако история женского
образования в России уходит корнями глубоко
в прошлое.
1 Общее описание
истории женского образования
в России
с древнейших времен
до начала XX века
1.1 Воспитание и обучение
в Киевском государстве
Первое известие об обучении
девочек в древней Руси относится к XI веку.
В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира
Мономаха, открыла девичье училище при
Андреевском монастыре в Киеве, где девочек
обучали чтению, письму, пению и швейному
делу. В Суздале в XII веке также было учреждено
женское училище. Дочь полоцкого князя
Ефросиния в основанных ею монастырях
обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.
Крупнейшим памятником педагогической
литературы XVI века является впервые напечатанная
в 1574 году кирилловскими буквами славянская
«Азбука» (букварь) первопечатника Ивана
Федорова. Эта учебная книга, содержащая
усовершенствованную систему обучения
грамоте и элементарную грамматику, пронизана
гуманными педагогическими идеями.
К XVI веку относится также сборник
наставлений относительно быта, хозяйствования
и воспитания детей в семье - «Домострой».
«Домострой» требует воспитания
детей в «страхе божиим», выполнения религиозных
обрядов, беспрекословного повиновения
старшим, советует применять телесные
наказания. Но наряду с требованиями строгости
и суровости по отношению к детям «Домострой»
призывает родителей любить детей, заботиться
об их нормальном росте и развитии, требует
воспитания в детях мужества, настойчивости,
трудолюбия, бережливости, хозяйственности,
вежливого обращения.
1.2 Женское воспитание
и образование при Екатерине II
Екатерина II начала в 1762 году
свое царствование с обещаний улучшить
государственные законы и положение различных
сословий, обещала улучшить воспитание
и школы. Для этой цели был привлечен Бецкой
И.И. (1704-1795 гг.), который много лет провел
во Франции, встречался с французскими
просветителями, знакомился с учреждениями
просветительного характера. В 1763 году
в Москве по его инициативе открылся воспитательный
дом с госпиталем для родильниц.
Бецкой И.И. представил Екатерине
доклад об общей реорганизации в России
дела воспитания детей. Доклад был опубликован
в 1764 году под названием «Генеральное
учреждение о воспитании обоего пола юношества»
и получил силу закона. В нем говорилось
о необходимости воспитать в России «новую
породу людей» из всех сословий путем
организации закрытых воспитательно-образовательных
учреждений, в которых дети должны пребывать
с 5-6 лет до 18-летнего возраста.
Началом общественного образования
женщин в России принято считать 1764 год,
когда в Петербурге по проекту Бецкого
И.И. было основано Воспитательное общество
благородных девиц.
Тогда же было предписано открыть
привилегированные учебные заведения
для детей дворянства во всех губернских
городах.
1.3 Образование женщин
в XIX веке
С 1843 года начинают создаваться
епархиальные училища - средние учебные
заведения для дочерей духовенства. В
1844 году местным властям было предписано
открыть особые женские школы в тех районых
пунктах, где имелось не менее 25 девочек,
соответствующего возраста.
Под влиянием общественного
движения в России в 60-е годы XIX века несколько
расширилась сеть женских учебных заведений,
возросла возможность получения девочками
общего образования в совместных школах.
К середине 60-х годов XIX века Россия стояла
на 1-м месте в Европе по развитию среднего
женского образования.
В 60-е годы XIX века всё активнее
обсуждался вопрос о необходимости обучения
в начальной школе девушек из народа. В
1861 году был учрежден особый орган по изучению
проблемы совместного обучения в школе
мальчиков и девушек. Девочек стали обучать
в бесплатных воскресных школах совместно
с мальчиками, однако девочек в школах
обучалось еще крайне мало.
30 мая 1858 года было утверждено
«Положение о женских училищах
ведомства Министерства народного
просвещения», согласно которому
эти учебные заведения должны
были содержаться преимущественно
на средства общественности, благотворительных
организаций и частных лиц, получая
денежные субсидии от правительства
лишь в отдельных случаях.
Женские училища предназначались
в основном для девочек городских сословий
«среднего достатка». Согласно «Положению»,
женские училища делились на два разряда
- шестигодичные и трехгодичные. В училищах
первого разряда преподавались закон
божий, русский язык, арифметика, основы
геометрии, география, общие сведения
из естественной истории и физики, всемирная
и русская история. Желающих, кроме того,
обучали за дополнительную плату чистописанию,
рисованию и рукоделию, иностранным языкам
(французскому и немецкому), танцам, музыке,
пению. В училищах второго разряда воспитанницам
преподавали закон божий, краткую грамматику
русского языка, сокращенную русскую историю,
географию, начала арифметики, чистописание
и рукоделие.
После издания «Положения»
30 мая 1858 года женские училища были открыты
во многих городах - Вологде, Самаре, Ржеве,
Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде
и др. К 1865 году в России насчитывалось
уже 176 женских училищ.
В 1870 году было утверждено «Положение
о женских гимназиях и прогимназиях Министерства
народного просвещения», по которому женские
училища первого разряда переименовывались
в женские гимназии, а второго разряда
- в женские прогимназии.
Во второй половине 19 века появляются
частные женские гимназии, по своему курсу
обучения соответствующие мужской средней
школе. Так общеобразовательное женское
училище Спешневой, открытое в 1868, давало
окончившим свидетельство, позволявшее
поступать на медицинские и другие высшие
курсы. Учебный план гимназии Оболенской
(открыта в 1870 году), где работали выдающиеся
педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский,
совпадал с учебным планом мужских реальных
гимназий.
В целом женское среднее образование
в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию
и по тем правам, которое оно давало окончившим
среднюю школу, все еще не соответствовало
ни потребностям в женском образовании,
ни общему уровню среднего образования
в России.
1.4 Женское образование
в России в конце XIX начале XX веке
К началу 20 века значительно
расширяется сеть женских воскресных
школ, созданных на средства частных лиц
и общественных просветительских организаций.
Особой известностью пользовались Харьковская
женская воскресная школа Х.Д. Алчевской,
воскресные школы на Шлиссельбургском
тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная
школа О.В. Кайдановой.
В середине 90-х годов 19 века
в России действовало фактически лишь
одно высшее женское учебное заведение
- Бестужевские курсы, учрежденные в 1878
году в Петербурге как частное учебное
заведение и не дававшие воспитанницам
никаких прав. Попытки демократической
интеллигенции расширить рамки женского
высшего образования встречались правительством
в штыки.¹
Правительственная реакция
80-х годов создала на пути женского высшего
образования в России непреодолимый барьер,
разрушить который демократическим силам
удалось лишь в условиях общественно-политического
подъема конца 19 - начала 20 века. Новым
типом высшего женского учебного заведения
в России явились открытые в 1896 году в
Петербурге курсы воспитательниц и руководительниц
физического образования. Видный ученый-гуманист,
горячий сторонник равноправия женщин,
П.Ф. Лесгафт сумел создать уникальную
для своего времени высшую женскую школу,
которая по своим учебным планам и программам,
методам преподавания и всему внутреннему
строю резко отличалась от высшей школы
любого государства, предоставлявшего
женщине высшее образование.
Важным событием в истории женского
образования является первый Всероссийский
съезд по вопросам образования женщин,
который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась
расширенной критике существующая система
образования женщин, строго встал вопрос
о равенстве в правах женщин и мужчин в
образовании.²
После революции 1905-07 годов
несколько увеличилось число учащихся
девочек в народных школах и средних учебных
заведениях. Но основная масса женщин
дореволюционной России не только было
лишена возможности получать специальное
образование, но, и оставалось неграмотной.
2 Характеристика
некоторых учебных заведений
для девушек
2.1 Воспитательное
Общество благородных девиц (Смольный
институт)
По инициативе Ивана Ивановича
Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском
- Смольном женском монастыре в окрестностях
Петербурга, близ деревни Смольной был
основан институт для воспитания 200 "благородных
девиц", получивший впоследствии название
Смольного института.
Устав определил численность
обучающихся в двести девиц благородного
дворянского сословия. Во главе учебного
заведения ставилась начальница, второй
по значимости после нее была правительница
- помощница по воспитательной части. По
Уставу предусматривалось 12 учительниц
на 200 воспитанниц.
Программа обучения и воспитания
была разделена по возрасту:
от 6-9 лет преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.
от 9-12 лет к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.
от 12-15 лет продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году).
от 15-18 лет было повторение пройденного и усиленные практические занятия по домоводству, рукоделию, счетоводству. Впоследствии сюда добавили геометрию.
В Смольный институт по Уставу
1856 года принимались исключительно дочери
знатных потомственных дворян и высших
чиновников. Воспитание имело придворный
и аристократический характер.