Развитие женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания. Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала XX века…………………………………………………………..4
1.1 Воспитание и обучение в Киевском государстве……………………………...4
1.2 Женское воспитание и образование при Екатерине II………………………...5
1.3 Образование женщин в XIX веке…………………………………………….…5
1.4 Женское образование в России в конце XIX начале XX……………………...7
2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек………………….9
2.1 Воспитательное общество благородных девиц
(Смольный институт)……………………………………………………………..…9
2.2 Мариинское женское училище………………………………………………...11
2.3 Петербургский воспитательный дом………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Андрогогика КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Строго по возрасту определялось время для сна.

Сразу после смерти императрицы Екатерины II, главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России получила императрица Мария Федоровна. Она управляла институтом 32 года и существенно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписала и изменила учебные программы преподавания предметов в каждом возрасте, сократила установленный императрицей Екатериной 12-летний курс на три года, разделила 9-летний курс обучения на три возраста. Каждый возраст разделен на три параллельных отделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Каждый урок продолжался два часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены. При ней большего расцвета достигли искусства.

В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т.д.). Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917 года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт.

2.2 Мариинское женское училище

 

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище. За обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.¹

Мария Александровна положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий. В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины».

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.

По инициативе Марии Александровны стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов.

2.3 Петербургский  воспитательный дом

Дворец К.Г. Разумовского

 

2 (14) мая 1797 года император  Павел I издал указ о передаче  под покровительство императрицы  Марии Федоровны и придании  самостоятельного статуса Петербургскому  воспитательному дому, который разместился в центре Санкт-Петербурга в уникальном архитектурном комплексе - дворце графа К. Г. Разумовского.

Императорский Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов, детей и разночинных семей.

Воспитательный дом заложил основы женского педагогического образования в стране. В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.

В 1806 году появилось училище глухонемых - первое в России учебное заведение для детей-инвалидов. Здесь сформировались первые русские сурдопедагоги, были созданы первые отечественные труды по сурдопедагогике.

В 1864 году была создана учительская семинария для деревенских питомцев Воспитательного дома, которые должны были стать учителями народных училищ. В 1868 году для девушек учредили женское училище с классами фельдшериц, учительниц сельских школ и воспитательниц детских садов. В эти годы впервые в России в округах Воспитательного дома были устроены детские ясли для присмотра за детьми. В новых детских учреждениях успешно работали выпускницы Воспитательного дома.

 

 

Заключение

 

В свете минувших веков, конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур.

В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X века. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей - явления гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал - христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) - в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия.

Русская педагогика с незапамятных времен развивалась в полиэтнической атмосфере. Поэтому для нее всегда были актуальны взаимодействие и взаимовлияние ментальностей различных народов, народностей, этносов. Это взаимодействие, этот «диалог» различных культур, в истории России далеко не всегда оказывался процессом плавным и беспроблемным. Так, на рубеже XVIII - XIX вв. начинало принимать угрожающее для русского национального воспитания формы и размеры влияние иезуитской педагогики.

Российское просвещение испытывало сильное воздействие и со стороны французской и английской культур. Франкомания сменялась в российском дворянском обществе англоманией. На роль опекуна русской школы длительное время претендовала, и небезуспешно, Германия. Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им) середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры - литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременно педагогическая теория в России выработало ставшее аксиоматическим положение о том, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешено и гармонизировано.

Список литературы

 

1. История педагогики. - М., Мысль, 2006

2. Российская педагогическая  энциклопедия. Т 1.Т2., М.,2003

3. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. М.,2005

4. Очерки по истории  школы и педагогической мысли  народов СССР // с древнейших времен  до конца XVII века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1997

5. Очерки по истории  школы и педагогической мысли  народов СССР // XVIII - первая половина XIX века. п/р М.Ф. Шабаева. М., Педагогика, 1999

6. Очерки по истории  школы и педагогической мысли  народов СССР // конец XIX - начало XX века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1999

7. История педагогики  в России: Хрестоматия/сост. С.Ф. Егоров - 2-е изд., М., «Академия», 2007

8. История педагогики  и образования п/р А.И. Пискунова, М., «Сфера», 2006

 

 


Информация о работе Развитие женского образования в России