Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:39, реферат
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.
Введение.
Развитие лексики в онтогенезе.
В заключении.
Список литературных источников.
М.М. Кольцова (2002) выделила четыре степени обобщения детьми дошкольного возраста непосредственных раздражителей словом:
1 степень - слово является
эквивалентом комплекса
2 степень - слово обобщает ряд однородных предметов;
3 степень - слово объединяет многие разнородные объекты, относящиеся к одной категории;
4 степень - разные категории объектов обобщаются в одну, более широкую.
М.М. Кольцова (2002, с.145) отмечает, что «каждая последующая степень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высоким уровнем абстрагирования».
Л.П. Федоренко (1984) выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу:
– нулевая степень обобщения - собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет);
– первая степень обобщения - понимание обобщающего значения наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных (в возрасте двух лет);
– вторая степень обобщения - усваивание родовых понятий, передающих обобщенно названия предметов, действий, признаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет);
– третья степень обобщения - усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни);
– четвертая степень обобщения - такие слова, как «состояние», «признак», «предметность» и т.д. (подростковый возраст).
На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой (1986) выделены следующие этапы организации семантических полей у детей с нормальным речевым развитием.
Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов - реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака-мяч). Лексическая системность не сформирована. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации (собака - лает).
На втором этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связью. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы (представления): дом- крыша, высоко - дерево и т.д. На этом этапе имеет место образный мотивированный характер связей. Семантическое поле еще структурно не организованно не оформлено.
На третьем этапе формируются понятия, процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево-береза, высоко - низко). Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями, которого являются группировки и противопоставление.
В процессе ассоциативного эксперимента Н.В. Серебряковой (1986) выделила следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 5-8 лет.
1. Синтагматическне ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый - цветок).
2. Парадигматические ассоциации.
Это такие ассоциации, когда слово-стимул
и слово-реакция отличаются не
более чем одним
3. Тематические ассоциации.
Эти ассоциации, так же как
парадигматические, относятся к
смысловым реакциям, характеризуют
отношения одного
Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5- 8 лет. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова, то тематические реакции отражают прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру.
У детей 6-8 лет с нормальным речевым развитием, по данным Н.В. Серебряковой (1986), наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций: а) отношения объекта и места его нахождения (собака- конура); б) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда - мыть); в) причинно-следственные отношения (смелость- победа). Эти ассоциации являются единичными у детей; г) ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (бабочка- сачок); д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (желтый - солнышко); е) отношения образа действия и предмета (весело - праздник); ж) ассоциации по одному общему признаку (бабочка- птица);
4. Словообразовательные
ассоциации. В этом случае в
качестве реакций приводятся
слова, производные от искомого.
Можно выделить два подтипа
таких ассоциаций: а) слова-стимулы
и слова-реакции относятся к
оной части речи (заяц-зайчишка).
У взрослых этот подвид
5. Ассоциации грамматических
форм одного и того же слова.
Чаще всего в качестве слов-
6. Фонетические ассоциации.
Когда слово-реакция созвучно
слову-стимулу, но явная семантическая
связь между словами
7. Случайные ассоциации.
В этом случае между словом-
В процессе речевого развития ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. По данным Н.В. Серебряковой, в 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей. Это выражается в том, что существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. У взрослого человека в ассоциативном эксперименте имеют место в основном парадигматические ассоциации, что является признаком сформированности семантического поля. У детей 5-6 лет синтагматические реакции преобладают над парадигматическими, они встречаются во много раз чаще. В 7-8 лет, наоборот, парадигматические реакции встречаются гораздо чаще, чем синтагматические. У детей 5-6 лет большую распространенность имеют тематические ассоциации. В 5 лет они занимают 2-е место по распространенности, в 6 лет-3-е место и встречаются чаще, чем парадигматические. В 7 лет тематические ассоциации наблюдаются значительно реже, чем парадигматические. Это свидетельствует о том, что у детей 7-8 лет уже начинает формироваться ядро семантического поля.
Таким образом, стратегия поиска ассоциативных реакций у детей с нормальным речевым развитием меняется с возрастом.
В целом успешное развитие речи ребенка обеспечивается многими факторами. Один из них - взаимодействие с носителем языка, являющимся для ребенка образцом для подражания. Общение со взрослым является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Этот процесс складывается, по мнению М.И. Лисиной (1986, с.240), из трех основных категорий средств общения: 1) экспрессивно-мимических, 2) предметно-действенных и 3) речевых операций. В школьном возрасте процесс формирования речи интенсивно продолжается. Прежде всего совершенствуется обобщающая функция речи. На последующих этапах развития происходит отделение речи от практического опыта, формируется регулирующая и планирующая функция речи.
Таким образом, наиболее существенно при анализе исследований по проблеме формирования лексики у детей рассмотрение роста объема словаря, возрастные динамические изменения системы значений слов, уровень осознания ребенком речевой действительности.
Список литературных источников.