Развитие лексики в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:39, реферат

Краткое описание

Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.

Содержание

Введение.
Развитие лексики в онтогенезе.
В заключении.
Список литературных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат онтогенезу РД.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

М.М. Кольцова (2002) выделила четыре степени обобщения детьми дошкольного возраста непосредственных раздражителей словом:

1 степень - слово является  эквивалентом комплекса непосредственных  ощущений от предмета;

2 степень - слово обобщает  ряд однородных предметов;

3 степень - слово объединяет  многие разнородные объекты, относящиеся  к одной категории;

4 степень - разные категории  объектов обобщаются в одну, более  широкую.

М.М. Кольцова (2002, с.145) отмечает, что «каждая последующая степень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высоким уровнем абстрагирования».

Л.П. Федоренко (1984) выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу:

– нулевая степень обобщения - собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет);

– первая степень обобщения - понимание обобщающего значения наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных (в возрасте двух лет);

– вторая степень обобщения - усваивание родовых понятий, передающих обобщенно названия предметов, действий, признаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет);

– третья степень обобщения - усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни);

– четвертая степень обобщения - такие слова, как «состояние», «признак», «предметность» и т.д. (подростковый возраст).

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой (1986) выделены следующие этапы организации семантических полей у детей с нормальным речевым развитием.

Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов - реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака-мяч). Лексическая системность не сформирована. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации (собака - лает).

На втором этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связью. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы (представления): дом- крыша, высоко - дерево и т.д. На этом этапе имеет место образный мотивированный характер связей. Семантическое поле еще структурно не организованно не оформлено.

На третьем этапе формируются понятия, процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево-береза, высоко - низко). Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями, которого являются группировки и противопоставление.

В процессе ассоциативного эксперимента Н.В. Серебряковой (1986) выделила следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 5-8 лет.

1. Синтагматическне ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый - цветок).

2. Парадигматические ассоциации. Это такие ассоциации, когда слово-стимул  и слово-реакция отличаются не  более чем одним дифференциальным  семантическим признаком (дерево-береза). Парадигматические ассоциации по-разному  соотносятся со стимулами, выражают  различные отношения. Среди парадигматических  ассоциаций у дошкольников наблюдаются  следующие: а) ассоциации, выражающие  синонимические отношения (смелость-храбрость). Эти реакции у дошкольников встречаются редко; б) ассоциации, выражающие антонимические отношения, т.е. отношения противопоставления (высоко - низко); в) ассоциации, выражающие отношения подобия. В этом случае происходит выбор одного из элементов группы. Примером этих отношений могут служить названия цветов (желтый - красный), названия домашних животных (собака- кошка), чисел натурального ряда (два-три); г) ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда-кастрюля). Отношения «вид-род» у детей 5-8 лет встречаются значительно реже, чем у взрослых. Это, вероятно, связано с несформированностью у детей процессов обобщения; д) ассоциации, выражающие отношения «целое- часть» (дом- крыша).

3. Тематические ассоциации. Эти ассоциации, так же как  парадигматические, относятся к  смысловым реакциям, характеризуют  отношения одного семантического  поля. Тематические ассоциации - это  такие ассоциации, когда слово-стимул  и слово-реакция отличаются более  чем по одному семантическому  признаку.

Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5- 8 лет. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова, то тематические реакции отражают прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру.

У детей 6-8 лет с нормальным речевым развитием, по данным Н.В. Серебряковой (1986), наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций: а) отношения объекта и места его нахождения (собака- конура); б) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда - мыть); в) причинно-следственные отношения (смелость- победа). Эти ассоциации являются единичными у детей; г) ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (бабочка- сачок); д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (желтый - солнышко); е) отношения образа действия и предмета (весело - праздник); ж) ассоциации по одному общему признаку (бабочка- птица);

4. Словообразовательные  ассоциации. В этом случае в  качестве реакций приводятся  слова, производные от искомого. Можно выделить два подтипа  таких ассоциаций: а) слова-стимулы  и слова-реакции относятся к  оной части речи (заяц-зайчишка). У взрослых этот подвид словообразовательных  ассоциаций почти не встречается; б) слова-стимулы и слова-реакции  относятся к различным частям  речи (весело-веселый). Чаще всего ассоциацией на наречие является прилагательное-существительное, т.е. в качестве реакций даются слова, то которых образовано слово в истории языка.

5. Ассоциации грамматических  форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций  воспроизводятся формы множественного  числа (стол - столы). Этот вид ассоциаций, как и словообразовательные ассоциации, у взрослых почти не встречается  в связи с тем, что взрослые  не воспринимают формы слова  как отдельные слова.

6. Фонетические ассоциации. Когда слово-реакция созвучно  слову-стимулу, но явная семантическая  связь между словами отсутствует (бабочка- бабушка). Эти ассоциации встречаются у детей редко.

7. Случайные ассоциации. В этом случае между словом-стимулом  и словом- реакцией отсутствуют как смысловая и грамматические связи, так и звуковое сходство (быстро - груша). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций является очень распространенным у детей, особенно 5-6 лет (Н.В. Серебрякова, 1986).

В процессе речевого развития ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. По данным Н.В. Серебряковой, в 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей. Это выражается в том, что существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. У взрослого человека в ассоциативном эксперименте имеют место в основном парадигматические ассоциации, что является признаком сформированности семантического поля. У детей 5-6 лет синтагматические реакции преобладают над парадигматическими, они встречаются во много раз чаще. В 7-8 лет, наоборот, парадигматические реакции встречаются гораздо чаще, чем синтагматические. У детей 5-6 лет большую распространенность имеют тематические ассоциации. В 5 лет они занимают 2-е место по распространенности, в 6 лет-3-е место и встречаются чаще, чем парадигматические. В 7 лет тематические ассоциации наблюдаются значительно реже, чем парадигматические. Это свидетельствует о том, что у детей 7-8 лет уже начинает формироваться ядро семантического поля.

Таким образом, стратегия поиска ассоциативных реакций у детей с нормальным речевым развитием меняется с возрастом.

В целом успешное развитие речи ребенка обеспечивается многими факторами. Один из них - взаимодействие с носителем языка, являющимся для ребенка образцом для подражания. Общение со взрослым является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Этот процесс складывается, по мнению М.И. Лисиной (1986, с.240), из трех основных категорий средств общения: 1) экспрессивно-мимических, 2) предметно-действенных и 3) речевых операций. В школьном возрасте процесс формирования речи интенсивно продолжается. Прежде всего совершенствуется обобщающая функция речи. На последующих этапах развития происходит отделение речи от практического опыта, формируется регулирующая и планирующая функция речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   В заключении:

Таким образом, наиболее существенно при анализе исследований по проблеме формирования лексики у детей рассмотрение роста объема словаря, возрастные динамические изменения системы значений слов, уровень осознания ребенком речевой действительности.

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список литературных источников.

  1. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук./ А.В. Захарова. - М., 1972. - 23с.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519с. 
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов). – М.: Лабиринт, 2001. – 368с. 
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471с. 
  5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Сага, 2002. - 224с. 
  6. Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - С.82-140. 
  7. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб.: Образование, 1996. - С.57-69. 
  8. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 319с. 
  9. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. - 1970. - №6. - С.114-117.
  10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 115с.

 

 

 

 
 
 
 


Информация о работе Развитие лексики в онтогенезе