Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:30, контрольная работа
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми.
Современный период развития человеческого
общества характеризуется более
пристальным вниманием к
В работах отечественных ученых
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и
других было выдвинуто положение, согласно
которому развитие ребенка принципиально
отличается от развития детенышей любых
животных. В отличие от животных
у человека основное значение приобретает
общественно – исторический опыт,
накопленный предшествующими
Однако если роль общения в психическом развитии ребенка подвергалась изучению, то развитие самого общения, т. е. последовательные изменения содержания, форм, способов и средств общения ребенка с окружающими людьми, пока остается областью, изученной недостаточно. Между тем исследование проблемы общения ребенка с окружающими людьми имеет не только первостепенное теоретическое, но и громадное практическое значение.
Нам представляется актуальным рассмотрение процесса развития общения, отношений и совместной деятельности, что чрезвычайно важно на этапе дошкольного детства, т. к. позволяет понять закономерности формирования у дошкольника важнейших качеств личности будущего школьника, семьянина, члена трудового коллектива.
1 Психолого-педагогические
особенности общения.
Существует множество
Общение можно рассматривать с
точки зрения разных гуманитарных наук.
Так, в социологии оно понимается
как способ существования внутренней
эволюций или поддержания status quo социальной
структуры общества - в той мере,
в какой эта эволюция вообще предполагает
диалектическое взаимодействие личности
и общества, невозможное без общения.
В марксисткой философии оно
понимается как процесс превращения
общественного отношения из виртуальной
в реальную «действенную» форму,
осуществляемого при
C точки зрения психологии (например
А.А. Леонтьевым) общение понимается
как процесс установления и
поддержания целенаправленного,
Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:
общение есть взаимонаправленное действие;
оно подразумевает активность каждого из его участников;
участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;
каждый из участников этого процесса выступает как личность.
Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других, человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга;
общение - необходимое условие
При обращении к проблеме личности
приходится сталкиваться с неоднозначным
пониманием этого термина, а также
с многообразием его
Отечественные психологи (Л.С. Выготский,
С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович
и др.) в качестве доминирующей стороны
в развитии личности называют социальный
опыт, который воплощен в продуктах
материального и духовного
В понятие «личность» включают различные характеристики: «социальность», «творческая активность», «нравственность», «система - Я», «мера ответственности», «мотивационная направленность», «целостность» и т. д.
В вопросе формирования личности отечественные педагоги психологи отмечают, что процесс приобщения ребенка у духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.
«Человек развивается как
Проблема общения
В качестве составляющих процесса общения
рассматриваются также: коммуникация,
понимаемая в узком смысле слова
как обмен информацией между
участниками совместной деятельности;
интеракция – их взаимодействие, предполагающее
определенную форму организации
совместной деятельности; межличностная
перцепция – процесс
В общей психологии общение понимается
как специфическая форма
В детской психологии проблема общения
ребенка с другими людьми рассматривается
в качестве наиболее значимых, ибо
именно в детском возрасте развиваются
основные феномены социального поведения,
в том числе и в условиях
общения ребенка с другими
людьми. Основными аспектами
Рассматривая проблему влияния
общения на развитие личности ребенка,
необходимо обратиться к исследованиям
Л.И. Божович, в которых она отмечала,
что существуют какие –то последовательно
возникающие новообразования, характеризующие
этапы центральной линии
В.Н. Белкина указывает, что «существует последовательность в осознании ребенком объектов общения: вначале –это взрослый, и лишь на определенном этапе – сверстник. Постепенно расширяется и круг общения, а затем дифференцируются и усложняются мотивы и способы общения» ( 1, с. 27).
Важно при этом, что овладение
ребенком различными параметрами общения
происходит практически в той
же последовательности- сначала в
условиях взаимодействия со взрослым,
а позднее со сверстником. Особенно
наглядно это представлено на уровне
речевого общения: примерно на третьем
году жизни малыш уже активно
использует речь как средство общения
со взрослым, и лишь через полтора
– два года мы наблюдаем такую
же картину в общении ребенка
со сверстниками. В отношении педагогических
задач эта закономерность представляется
важной. Закономерной является и еще
одна сторона процесса овладения
ребенком общением как одним из значимых
видов активности. В некоторых
психологических работах
Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы
Поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в день, но это общение – необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности.
Детскую психологию интересует процесс становления общения у детей, влияние общения ребенка со взрослыми и сверстниками на его психическое развитие.
Попытаемся выделить наиболее важные направления в развитии общения в детском возрасте. В.Н. Белкина выделяет следующие основные направления в развитии общения в детском возрасте:
1) постепенное изменение
2) Изменяется, усложняется содержание
потребности в общении: по
Информация о работе Развитие личности дошкольника в процессе общения