Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
— изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
— определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
— отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
— овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 190.15 Кб (Скачать файл)

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

    1. Пояснение метапредметных умений.

Метапредметные результаты образования – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов. Особая роль в формировании у младших школьников умений учиться принадлежит познавательным метапредметным результатам, которые являются мостами, связывающими все предметы. Они предполагают достижение таких результатов, как сформированности общеучебных универсальных действий (самостоятельное формулирование учащимися познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.), логических умений (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения и др.) и умений ставить и решать проблемы.

Познавательная метапредметная деятельность в начальной школе может включать в себя такие составляющие, как:

1.  Включение метапредметов в содержание учебных предметов начальной школы. Например, метапредмет «Знак» проходит через все дисциплины начальной школы. Младшие школьники сталкиваются с графическими изображениями, схемами, рисунками, знакомясь с чертежами фигур, алгебраическими записями и различными способами записей задач на уроках математики; с картами на уроках окружающего мира; с условными способами обозначения частей речи на русском языке; нотами на уроках музыки и т. п. Поэтому на всех уроках необходимо учить учеников выстраивать «картинки» образов, способствуя развитию способностей схематизации, пониманию, построению и употреблению любых знаков и символов.

2.  Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных познавательных метапредметных результатов. Во внеурочной деятельности в начальной школе могут быть реализованы такие программы, как «Логика», «Учимся проектировать», «Основы исследовательской деятельности», «Развитие познавательных процессов и формирование УУД у учащихся начальной школы» и др.

  1. Использование метапредметных заданий на уроках в начальной школе:представление информации в разном виде (таблицы, графики, рисунки, рекламные буклеты и др.); сочинение сказок, рассказов по темам уроков математики и окружающего мира; проведение экспериментов на уроках русского языка и математики и т. п.
  2. Междисциплинарные проекты. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные общешкольные проекты, направленные на достижение метапредметных результатов. Одним из таких проектов может стать организация и проведение эвристических олимпиад для младших школьников.
  3. Использование технологий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий: решение задач на соответствие, технология мозгового штурма, технология развития критического мышления, обучение на основе учебных ситуаций, кейс-технология, метод проектов.

Под метапредметными результатами понимают:

- развитие умения планировать  свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной  компетенции;

- умение четко определять  области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед  собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для  достижения поставленных целей,;

- развитие исследовательских  учебных действий, включая навыки  работы с информацией;

- развитие смыслового  чтения;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе  коммуникативной деятельности.

Одной из особенностей нового образовательного стандарта является введение масштабной внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.  Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении   метапредметных, а особенно личностных -  ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.

В нашем курсе мы обращаем внимание не только на формирование метапредметных умений, но и на формирование базовых ценностей у младшего школьника. Выбор основных изучаемых и формируемых ценностей основан на методике м. Рокича, в которой он выделил две основополагающие составляющие ценностей: терминальные ценности, инструментальные ценности, данные ценности представлены в основном ядре стандартов второго поколения для начальной школы.

Из методики М. Рокича нами были выделены основные базовые ценности, соответствующие развитию младшего школьника (и возможные для формирования в начальной школе). Таким образом, из каждого основания для классификации М. Рокича нами были выделены:

Терминальные ценности: здоровье (физическое и психическое), красота (природы и искусства), познание (расширение кругозора), свобода(самостоятельность, независимость), творчество (творческая деятельность), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений).

Инструментальные ценности: воспитанность( хорошие манеры), независимость (способность самостоятельно действовать, образованность(широта знаний, высокая общая культура), ответственность(чувство долга, умение держать свое слово), самоконтроль(сдержанность, дисциплинированность), рационализм ( умение здраво и логично мыслить).

    1. Внеурочная деятельность младших школьников как ресурс развития метапредметных умений.

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как способность учиться в течение всей жизни, готовность к самостоятельным действиям и инициативность в принятии решений и т. п.

 В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни. Для жизни человека важно не наличие у него накоплений впрок, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, как в учебной, так и во внеучебной жизни.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Под метапредметными результатами понимают:

- развитие умения планировать  свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной  компетенции;

- умение четко определять  области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед  собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для  достижения поставленных целей,;

- развитие исследовательских  учебных действий, включая навыки  работы с информацией;

- развитие смыслового  чтения;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе  коммуникативной деятельности.

Одной из особенностей нового образовательного стандарта является введение масштабной внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

 

 

Заключение

 

Литература

1. Аникеев М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: Автореф. дис…. канд. нед. наук [Текст]. Тула, 2004. 23 с.

2. Артеменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы: Справочник Мн.: Повое знание, 2001. - 315 с.

3. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое 2005. - 242 с.

4. Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 2002. 192 с.

5. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 1999. 152 с.

6. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1998. 128 с.

7. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Педагогические основы стандарта // Педагогика. 2009. №4. с. 41-46.

8. Внеурочная деятельность  в продуктивно ориентированной  открытой школе / Т.Н. Ивочкина, Т.И. Григус, Л.А. Спирина и др. Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2004. 51 с.

9. Внеурочная деятельность  школьников: методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2011

10. Воспитательная деятельность  педагога: Учебное пособие /И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, Д. Поляков, Н.Л. Селиванов; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.

11. Воспитание школьников  во внеурочное время / Под ред. Л.К. Балясной. - М., 1980.

12. Воспитательная работа  в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

13. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Степанова Е.П.М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.

14. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/ Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. /Б.З. Вульфов - Челябинск, 1996. - 652 с.

15. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.

16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

17. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

18. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. с. 7-27.

19. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. М.: Социум, 2001. - 100 с.

20. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 96 с.

21. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.

22. Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности  гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М.: Просвещение, 2009

Информация о работе Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности