Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г.г. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имею особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

219370.rtf

— 1.32 Мб (Скачать файл)

5. Прием ТРИЗ (теория решения изобретательных задач):

  • «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;
  • «Цепочка слов»: «Вежливость - это …», «Радость - это …», «Печаль - это …»;
  • «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.);
  • «Сказки - перевертыши»: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;
  • «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.

6. Продуктивный вид деятельности - рисование:

  • на темы: «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя»;
  • пиктограмма (схематически выраженные лица с разным настроением).

7. Вспомогательный прием - слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.

В заключительной части занятий используются игровые упражнения и этюды, направленные на:

  • мышечное расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай - Болтай», «Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;
  • двигательное раскрепощение: «Путаница», «Походки», «Зеркало»;
  • воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны».

Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение межличностного общения.

2.3 Методика контрольного эксперимента

 

На заключительном этапе исследования нами был проведен контрольный срез по определению умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Нами были использованы те же тесты, что и в констатирующем эксперименте, проводились тесты по сформированности 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения (см. приложение №6, №7).

При сравнении показателей констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что в экспериментальной группе произошли изменения по средним показателям, этот показатель составил 4,7 баллов индивидуально на каждого ребенка и сформированности умения общения составила 90 баллов.

Как мы видим результаты улучшились. Улучшение показателей экспериментальной группы, причем в более значительной степени, чем в констатирующем эксперименте - дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале работы, подтвердившейся и конкретные методические приемы по развитию общения старших дошкольников со сверстниками, заслуживающими внимания.

Мы не считаем наш результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать методические приемы и методику их использования. Много будет зависеть также от воспитателя, от родителей.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что, если комплекс занятий включает в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, то можно развить общение со сверстниками старшего дошкольника.

 

Выводы

 

Изучение развития общения показало.

1. Комплекс занятий включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения.

2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми охотнее общаться.

3. Анализ литературных источников, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранной материал наиболее логическим и приемлемым способом, в соответствии с целью исследования.

4. Экспериментальные занятия в подготовительной группе были достаточно продуктивны. Подобранный и модифицированный игровой комплекс занятий, способствует развитию общения старших дошкольников со сверстниками.

5. Комплекс занятий позволяет дать следующие рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми.

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности) то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения:

- «Как можно нас назвать по-разному? Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это - его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

- «Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

- «Комплимент» - дети становятся в круг, и по очереди, гладя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение:

- предложите детям завести «Дневник настроений», в нем ребенок может изобразить явление природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение.

В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

- предложите детям игры и упражнения из цикла:

- «Я и мои эмоции»;

- «Лица» - дети рисуют на листе бумаги лицо с различными выражениями настроения: веселое, хмурое…;

- «Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

- «Маски» - один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

- «Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить»;

- «Как ты себя сегодня чувствуешь?» - ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...

4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

- «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

- «Походки» -- один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

- «Иностранец» -- один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

- «Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».

5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

- изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;

- произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

6. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

- следующие упражнения, игры:

- «Опиши друга» - двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

- «Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

- «Царевна-Несмеяна» - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру;

- «Сравнения» - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

- «Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

7. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и т.д.

8. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что «субъект -субъектные» отношения в семье предполагают:

1) гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей;

2) гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом воспитательной деятельности родителей.

Принимая это во внимание, родителям необходимо предложить два вида рекомендаций для:

- совершенствования собственных умений межличностного общения;

- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.

 

Список литературы

 

  1. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей// - М.: Мозаика - Синтез, 2002г.
  2. Бодолев А.А. Личность и общение // - М.: Педагогика, 1983 - 272с.
  3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология // - М.: Просвещение, 1988, с.148-161
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие - М.: А.П.О., 1996 - 102с.
  6. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // - М.,1980
  7. Годовикова Д.Б. О подходе к изучению влияния общения со взрослыми на общение ребенка со сверстником. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // - М.,1979
  8. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии, 1984, №1.
  9. Годовикова Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение. Краснодар // - 1998
  10. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. кандидат психологических наук // - М., 1983
  11. Залысина И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками// - М., 1985.
  12. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопр. психологии. 1985. № 4.
  13. Залысина И.А. Особенности общения со взрослым и сверстниками у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания// Вопросы психологии, 1992г.
  14. Залысина И.А. Потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи// - М., 1982.
  15. Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательная активность у воспитанников яслей и домов ребенка // - М., 1982.
  16. Кемпит С.А. // Психопаталогия неврозов, Варшава, 1995.
  17. Лисина М.И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопросы психологии. 1998. № 5
  18. Лисина М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное// Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  20. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1990.
  21. Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста// - М., 1999.
  22. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников // Кишинев, 1983.
  23. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.
  24. Леонтьев А.Н. / Деятельность и общение // Вопросы философии, 1999, №1.
  25. Митева Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослым и сверстником// - М., 1984.
  26. Мухина В.С. Психология дошкольника // - М.,1997
  27. Немов В.С. Психология.// Т.2, М., 2004г.
  28. Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, - М, 1998
  29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды// - М.: Просвещение, 1994
  30. Развитие общение дошкольников со сверстниками// Под ред. А.Г.Рузской, - М., 1989.
  31. Рейнстейн А.Э. Задачи и средства общения дошкольников- со взрослыми и сверстниками// - М., 1988.
  32. Рейнстейн А.Э. Особенности, речи дошкольников в общении со взрослым и сверстником// - М., 1996.
  33. Рейнстейн А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников// - М., 1993.
  34. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада// - М., 1988
  35. Рубиншетйн С.Л. // Основы общей психологии // - М., 1989.
  36. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников. М., 1980.
  37. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников// Вопросы психологии. 1983. № 4.
  38. Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.
  39. Силвестру А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  40. Силвестру А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях: // - М., 1998.
  41. Смирнова Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников// - М., 1987.
  42. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследования общения дошкольников со сверстниками (обзор американской литературы)//Вопросы психологии. 1988. № 2.
  43. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников// Вопросы психологии, 1988, №3
  44. Смирнова Р.А. Зависимость отношения дошкольников к сверстнику от содержания общения// Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1999.
  45. Смирнова Р.А. Использование метода «доверенных лиц» при изучении общения дошкольников// Новые исследования в психологии. 1981. № 1.
  46. Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  47. Спок Б. // Оебенок и уход за ним // - М., 1981.
  48. Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников// - М., 1986.
  49. Терещук Р.К. Показатели популярности детей по результатам социометрической методики и наблюдению реального взаимодействия дошкольников со сверстниками// Новые исследования в психологии. 1986. №1.
  50. Цукерман Г.А. // Формирование учебной деятельности в коллективно - распределительной форме // - М. 1991.
  51. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей// - М., 1984

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Характеристика избирательных взаимоотношений детей в группе

п/п

 

Дети, которые выбирали

Общ. количест-во выборов

Число взаимных выбо-ров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Аубекова Ж.

     

+

 

+

     

+

         

2

-

2

Батура В.

   

Е

         

Е

     

Е

   

5

3

3

Бахмацкая С.

 

Е

           

Е

   

+

     

5

2

4

Бубнова Г.

 

+

       

+

 

Е

           

3

1

5

Галицкая Т.

   

+

   

Е

     

+

         

4

1

6

Готавлин Р.

       

Е

         

Е

Е

     

3

3

7

Индюкова Н.

+

   

Е

                 

+

 

1

1

8

Иваненко Н.

       

+

         

Е

     

+

2

1

9

Конакбаева А.

 

Е

Е

+

                     

6

2

10

Колодкина А.

+

           

+

           

+

2

-

11

Кудайбергенов Т.

       

Е

   

Е

     

+

     

2

2

12

Сафаров В.

         

+

   

Е

         

Е

4

2

13

Сухоплечев Д.

 

Е

+

         

+

           

1

1

14

Шерстова К.

 

+

+

         

+

           

2

-

15

Штарев Ж.

       

+

           

Е

 

+

 

3

1

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками