Развитие познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и младших школьник

Содержание

Введение 3
1. Развитие познавательной активности учащихся как научно-педагогическая проблема 7
1.1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Цели и задачи активизации познавательной деятельности 10
1.3. Развитие мышления учащихся и формирование мотивов учащихся 12
2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики 20
2.1. Самостоятельные работы 20
2.2. Метод проектов 23
2.3. Творческая работа 25
Заключение 35
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Тип урока: комбинированный урок.

Возраст учащихся: 4 класс.

Вид урока: урок-игра. Перед учащимися ставится задача - «определить название темы урока». Эту задачу они решают в различных игровых моментах, используя исследовательский метод. В итоге определяют название темы урока - «Виды представления и восприятия информации» и делают самостоятельные выводы.

Оборудование урока:

  • компьютер учителя,
  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры учеников;
  • презентация, подготовленная в MS PowerPoint;
  • графический редактор Paint;
  • тренажер из программного комплекса «Наставник. 2 класс» («ACT-ПРЕСС ШКОЛА»);
  • карточки с загадками (текстовой, числовой, графической информацией);
  • предметы для определения формы, вкуса, поверхности, запаха;
  • информационное лото;
  • карточки для установки соответствия;
  • карточки для работы на компьютере в графическом редакторе Paint.

Структура урока.

1. Организационный момент – 2 мин.

2 Актуализация опорных знаний - 12 мин.

3. Изучение нового материала - 13 мин.

4. Физкультминутка - 1 мин.

5. Закрепление изученного материала - 9 мин.

6. Подведение итогов урока - 2 мин.

7. Домашнее задание - 1 мин.

Ход урока

I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови  фамилии ребят отсутствующих  на уроке (данные заносятся в журнал).

Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

Итак, что же такое информация?

Правильно. Молодцы!

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Информация вокруг нас», и следующая тема этого раздела называется,…а впрочем, сами сможете определить это название после некоторого исследования, которое мы проведем в форме игры.

Прежде всего, разделитесь на две команды. Я раздам карточки, и те, кому достанется карточка с текстом, составят одну команду, а те, кто получит карточку с рисунком, станут членами второй команды.

II. Актуализация опорных знаний.

В процессе всей игры вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать выводы и определить тему сегодняшнего урока.

Примеры загадок с текстовой информацией.

Задание 1. Разминка.

Каждая команда получает карточки с загадками, причем загадки составлены в разной форме - числовой, текстовой, графической.

Отгадайте загадки:

  • «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает».
  • «Легкий, воздушный, ветру послушный. Не пускай его в полет - лопнет, хлопнет, пропадет!»
  • «Что есть у слона и нет у других животных?»
  • «Летела стая совсем небольшая. Сколько птиц летело и каких?»
  • «Курица весит на одной ноге пять килограммов. Сколько она будет весить на двух ногах?»

Примеры загадок с числовой информацией.

Определите, что означает запись:

  • 22.10.06;
  • 8.03;
  • 72-9;
  • 23x2;
  • 12 + 34 - 5;
  • 45:5.

Примеры загадок с графической информацией.

 

Рис. 1. Найдите отличия. Соедините правильно половинки.

 

Молодцы!

Отложите карточки на край парты, они нам еще понадобятся.

Задание 1. Информационное лото.

Каждому учащемуся выдается конверт с карточками информационного лото: таблица  находится в нем в целом виде, таблица 2.1 разрезана на отдельные карточки. Необходимо установить соответствие.

Таблица 2.1

Установите соответствие:

Кислый

Белый

Шелест

Твердый

Красивый

Резкий

Круглый

Крик

Шершавый

Звонкий

Ароматный

Горький

Лимон

Снег

Лист

Камень

Подарок

Краска

Мяч

Ворона

Наждачная бумага

Голос

Духи

Шоколад


 

На обороте карточек, вырезанных из таблицы 2.1, записаны буквы, и если задание выполняется правильно, то из этих букв складывается, например, слово «Умница» (карточки кладутся на таблицу 2.1 картинкой или словом вниз). По получившейся (или не получившейся) надписи учитель определяет правильность выполнения задания.

Задание 2. Установи соответствие. Это задание можно дать слабым ученикам. Какие органы чувств позволяют нам различить информацию?

Таблица 2.2

Установите соответствие.

Глаза

Уши

Язык

Руки

Нос

Сладость

Цвет

Звонкость

Тишина

Холодный

Форма

Звучание

Горечь

Бархатность

Приятный аромат


Задание 3. Практическая работа на компьютере.

Ученики первой группы выполняют задание в графическом редакторе Paint.

Нарисуйте:

1. Красный круг внутри синего  круга.

2. Фиолетовый квадрат, содержащий  бирюзовый круг.

3. Красный круг, вложенный в зеленый  квадрат. Пример рисунка:

Синий квадрат внутри красного круга.

Скажите, какой вид информации представлен на карточке?

V. Подведение итогов урока.

1. С какими видами информации  мы познакомились?

2. Чем отличается визуальная информация от тактильной?

3. Чем отличается числовая информация  от текстовой

4. В каком виде представлена  информация в следующих примерах: концерт симфонического оркестра, радиопередача, желтый цвет?

Правильно!

VI. Домашнее задание.

Придумать примеры информации различных видов.

Спасибо за урок. До свидания.

Урок 2. Тема урока: Способы работы с информацией с помощью компьютера

Цели урока:

  • на практике показать учащимся способы работы с информацией с помощью компьютера;
  • добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Информатика»;
  • закрепление навыков редактирования документов в MS Word;
  • закрепление навыков работы с буфером обмена;
  • закрепление навыков нахождения и отбора информации с помощью поисковых систем;
  • формирование начальных умений и навыков критического мышления при работе с большими объемами информации;
  • формулирование с помощью учителя определения информатики как науки об информации.
  • дать учащимся представление о тематике проблем, изучаемых в школе на уроках информатики в последующих классах:
  • воспитывать у учеников умение целенаправленно работать с информацией, т.е. воспитывать учащихся, обладающих информационной культурой.

Тип урока: обобщающий урок.

Возраст учащихся: III класс.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование урока:

  • компьютер учителя,
  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры учеников;
  • таблицы.

Структура урока.

1. Организационный момент – 2 мин.

2 Формулирование проблемы, обсуждение - 5 мин.

3. Актуализация имеющихся и формирование  новых знаний - 28 мин.

4. Проверка усвоения знаний, умений  и навыков - 5 мин.

Ход урока

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови фамилии ребят отсутствующих на уроке (данные заносятся в журнал).

II. Формулирование проблемы, обсуждение.

Давайте вспомним, какие вы знаете способы работы с информацией с помощью компьютера?

Верно.

Я знаю, что вам, ребята, для урока окружающего мира необходимо закончить создание документа о животных, занесенных в Красную книгу.

(Замечание: такого рода «проблемы»  необходимо заранее планировать  с учителем-предметником и продумывать  все интеграционные этапы урока).

Для этого надо собрать необходимую информацию, в частности, фотографии этих животных, и добавить к ним текстовый материал, если в вашем документе его недостаточно.

III. Актуализация имеющихся и  формирование новых знаний.

Осуществляем поиск информации в сети Интернет с помощью поисковой системы Yandex. Каждый вводит ключевые слова для поиска, соответствующие теме своего проекта.

Результат поиска показал, что найденной информации слишком много и возникла необходимость в ее отборе.

На этом этапе работы с информацией происходит анализ и отбор необходимой информации.

Значит компьютер на этапе отбора информации отдыхает? А может быть, и компьютер умеет отбирать информацию?

Итак, что представляет собой сбор информации?

Умению находить и отбирать информацию с помощью компьютера еще предстоит учиться на уроках информатики.

Дальше, найденные фотографии вставляем в документ, обрабатываем графическую информацию и отобранную текстовую информацию.

Следующий этап – обработка информации с помощью компьютера. Как компьютер обрабатывает информацию, вы еще не знаете и этому тоже будете учиться на уроках информатики.

Итак, документ готов, его необходимо сохранить.

Хранение информации – тоже очень важный этап работы с информацией. Как компьютер сохраняет информацию, вы тоже не знаете и этому тоже будете учиться на уроках информатики.

Сохранить можно, например, на жестком диске компьютера.

Информацию можно передавать. Часто информацию передают по сетям с помощью компьютера. Как это происходит – изучает наука «Информатика».

А теперь давайте попробуем сформулировать определение информатики как науки.

Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся.

 

Заключение

 

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала развития познавательной активности школьника в курсе информатики.

Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации.

Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной деятельности.

Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.

Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала.

Уроки, представленные в работе, направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся в курсе информатики.

Всё вышесказанное позволяет нам подвести итого исследования: цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.

 

Список использованных источников

 

  1. Ануфриева, А.Ф. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст] / А.Ф.Ануфриева, 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд. «Ось-89», 2009.- 204с.
  2. Бабаева, Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности. [Текст]  / Ю.Д.Бабаева.– М., 2010.-360с.
  3. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. [Текст] / Ю.К. Бабанский, - М., Педагогика, 2009.-168с.
  4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] /В.П.Беспалько- М., 2011. – 324 с.
  5. Богомолова, Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» // Информатика и образование. [Текст] /Е.В.Богомолова, 2011.-106с.
  6. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». [Текст] /П.Я.Гальперин – М.: Педагогика, 2009.-360с.
  7. Груздев, П.Н., Ганелин, Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. [Текст]/П.Н.Груздев – М., АПН РСФСР, 2010. – 220 с.
  8. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. [Текст]/ В.В.Давыдов – М.: Педагогика, 20012. – 492с.
  9. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. [Текст]/ В.И.Загвязинский - М.: Педагогика, 2009. - 160 с.
  10. Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. [Текст] / В.П.Зинченко,2010.-120с.
  11. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. [Текст] / Э.А. Красновский, 2009.-112с.
  12. Ламберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. / Сов. педагогика[Текст] /Р.Г.Ламберг – 2010.-398с.
  13. Лапчик, М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. [Текст]  / М.П. Лапчик,– М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 624 с.
  14. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов [Текст]  / М.П. Лапчик.-М.: Издательский центр Академия, 2011.-510с.
  15. Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике: учебник / [Текст] /М.П. Лапчик– М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 592 с.
  16. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. [Текст] / Н.С.Лейтес– М.- Воронеж, 2011.-210с.
  17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н.Леонтьев – М.: Политиздат, 2009.-287с.
  18. Лозовая, В.И. Целостный подход к формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. [Текст] /В.И.Лозовая - Тбилиси, 2010.-513с.
  19. Локк, Д. Мысли о воспитании. [Текст] / Д.Локк – М., Педагогика, 2010.-328с.
  20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. [Текст] / А.К. Маркова– М.: Просвещение, 2013.498с.
  21. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. [Текст] /А.М.Матюшкин – 2009. – № 6. –108с.
  22. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. [Текст]/А.В.Петровский – М., Просвещение, 2009.-205с.
  23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]  / Е.С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 2009. – 276 с.
  24. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Е.И.Рогов – М.: Владос, 2010. – 217с.
  25. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. [Текст] /С.Л.Рубинштейн – М.: Мысль, 2009. – 232 с.
  26. Рубцов, В.В. Психологическая поддержка современ. образования // Известия Российской академии образования. [Текст] /В.В.Рубцов – М., 2011.-123с.
  27. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. [Текст] / М.Н.Скаткин – М., 2010. – 245 с.
  28. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. [Текст] / Н.Ф.Талызина – М.: Просвещение, 2009. – 260 с.
  29. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. [Текст]/ Н.Ф.Талызина – М., 2011. – 212 с.
  30. Шадриков, В.Т. Психология деятельности и способности человека. [Текст] / В.Т.Шадрикова – М.: Просвещение, 2009. – 318 с.
  31. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. [Текст] / Т.И.Шамова – М., Педагогика, 2013. – 286 с.
  32. Швачко, Н.В. Основные аспекты преподавания темы «Информация» в начальной школе // Информатика и образование. [Текст] / Н.В.Швачко- 2009.-199с.
  33. Шелепаева, А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 4–5 классы – 3‐е изд., перераб. и доп. [Текст] / А.Х.Шелепаева – М.: ВАКО, 2009. – 220 с.
  34. Щедровицкий, Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ). [Текст] / Г.П.Щедровицкий– М., 2010. – 186 с.
  35. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. [Текст] / Г.И. Щукина – М., Просвещение, 2009. – 240 с.

Информация о работе Развитие познавательной деятельности учащихся