Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности

Содержание

Введение
1. Понятие ФГОС.
2. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ.
4. Принцип деятельностного подхода к развитию речи.
5. Решение задач по речевому развитию во время образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.

При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

С целью создания продуктивной предметно-развивающей среды в группе детского садаобразован познавательно-речевой уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.

Уголок театрализации дает возможность малышу взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствует развитию диалогической речи. 

Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстративный и наглядно игровой материал, а также, игровое оборудование. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).

При организации учебной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений. К каждому занятию педагог подходит творчески, тщательно его подготавливает. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Возрастает количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.

 

 

 

 

 

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ.

ФГОС диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

  1. Знать: нормативную базу введения ФГОС ДО в образовательную практику, новые технологии, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО, современные педагогические технологии продуктивного обучения, модульную систему обучения, пути реализации развивающего обучения.
  2. Уметь: использовать игровые методики, ИКТ, цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе; находить информацию и применять ее в педагогической деятельности; планировать и осуществлять самоконтроль, вступать в профессионально-педагогическую беседу, дискуссию.
  3. Владеть: методами проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОО, современными образовательными технологиями для формирования предпосылок универсальных учебных действий; технологиями и контрольно-оценочными методами педагогической диагностики.
  4. Обладать: профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОО.

Принцип деятельностного подхода к развитию речи.

В основе Стандарта лежит деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.  

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Личность человека проявляется в его общении, в его отношениях с другими людьми, впостижении им мира других личностей. В связи с этим возникает вопрос о влиянии на развитие личности человека в целом уровня развития его языковой личности.

При определении комплекса условий для обеспечения успешного формирования языковой личности ребенка с особыми потребностями важно учитывать, насколько эти условия будут способствовать: 1) обогащению, осознанию и систематизации речевого опыта ребенка; 2) усилению речевой активности ребенка; 3) развитию его «чувства языка». Это возможно при создании развивающей речевой среды, при использовании моделирования ситуаций живого общения, стимулирующих и активизирующих речевую деятельность ребенка, что достигается при реализации деятельностно-коммуникативного подхода в обучении. 

Что составляет понятие «деятельностный подход к обучению», в чем заключается его сущность, его принципиальные отличия от так часто употребляемого впедагогике понятия «деятельностный подход»? 

Смысловое поле сочетания «деятельностный» определяется соотношением двух понятий: «деятельность». 

В основе существительного деятельность (работа, систематическое применение своих сил в какой-либо области) лежит исконно русское деять — делать, причем со значением многократного действия. Родственное деятельный — энергично работающий, проявляющий особенную активность. Таким образом, смысловое поле слова деятельностный можно связать с понятиями действие; применение сил, а стало быть, способность; активность. 

Определяя комплекс основных принципов деятельностного подхода к языковому обучению ребенка с особыми потребностями, будем рассматривать целесообразность включения этих принципов в обучение с точки зрения создания оптимальных условий организации деятельности учащихся в процессе общения. Принцип (от лат. principium — основа, первоначало) — это основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. 

Модель деятельностного подхода к речевому развитию ребенка, имеющего проблемы в обучении, основывается прежде всего на идеях инклюзивного образования, самой ключевой из которых является такая: все дети могут учиться, и мы должны создать подходящие условия для их обучения! 

Три базовых принципа деятельностного подхода – это интерактивность, диалогичность, рефлексивность. 

Реализацию принципа интерактивности (от англ. interaction — взаимодействие) в традиционном учебном процессе мы связываем прежде всего с осуществлением организациивзаимодействиясубъектовобучения,каквнутреннего(взаимноепонимание), так и внешнего (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами). 

Результат интерактивного обучения зависит от умения педагога создать мотивацию и условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний, формирования умений ставить самостоятельные задачи и решать их в процессе взаимодействия и общения. Педагогическая деятельность в рамках интерактивного обучения приобретает характер специфической индивидуальной деятельности педагога по проектированию учебной деятельности учащихся и ее практическому воплощению в определенной предметной области с ориентацией на организацию спонтанного взаимодействия учащихся, становящегося объектом обучения путем группового обсуждения, рефлексивного анализа и оценки результатов и с использованием активных методов обучения, таких, как групповые дискуссии, проигрывание ролей и действий, имитации и имитационные игры, ролевые и деловые игры, упражнения для групп с небольшим числом участников, упражнения на развитие навыков саморегуляции, работа над проектом, тренинги, моделирование и другие. 

Второй основополагающий принцип ДП — диалогичность обучения. Внимание современныхнауккпроблемедиалогичностиобъясняетсявпервуюочередьфилософским, мировоззренческимвлияниемработМ.М.Бахтина.Вегоконцепциимираичеловекавмире (картины мира) главным является утверждение о диалогической отнесенности к другому как важнейшей бытийной характеристике человека. Диалогичность мышления и сознания является условием сосуществования в мире, важнейшей бытийной характеристикой человека, условием и способом освоения, усвоения и присвоения новой картины мира, неотъемлемым качеством творческого мышления. 

Диалоговое взаимодействие предполагает уникальность всех участников диалога и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения любым участником образовательного процесса, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность участников общения. 

Определяющую роль в реализации принципа диалогичности также играет готовность самого педагога к диалоговому взаимодействию. Использование диалоговых методов в обучении не только способствует формированию у учащихся самостоятельности, ответственности, открытости, культуры жизненного самоопределения, способности пользоваться своим умом как инструментом понимания. Диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, потому что активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, требует гармонии формы и содержания, резонансного совпадения вопросов и ответов, оптимальной аргументации и ясности выражения, единства эмоционального и рационального. 

Для нас представляется важным и то, что диалог, имея социальную природу, реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. Поэтому диалоговые формы обучения и воспитания дают возможность педагогу создавать условия для социализации личности ученика. И главное — диалог формирует деятельную, активную позицию всех его участников, создаёт условия для речевой деятельности. Способность к поступку, к выбору, к речевой инициативе в диалоге становится более востребованной. 

Что способствует эффективности использования диалогового взаимодействия в обучении? Этому способствуют проблемное содержание учебного предмета, коллективный и групповой характер форм взаимодействия, ценностно-смысловое равенство всех участников диалога, их направленность на диалоговое взаимодействие, сотворчество. 

Принцип рефлексивности обучения связан с созданием условий для формирования рефлексии у учащихся, с реализацией в процессе обучения идеи рефлексивного отношения человека к самому себе и к миру. 

В определении рефлексии мы актуализируем в первую очередь понимание ее как процесса осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые отражают событийность человеческой жизни. В осуществлении речевой деятельности рефлексия — это осмысление, переосмысление и преобразование речевого опыта, извлеченного из речевых событий. 

Рефлексия позволяет личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью, сделать ее предметом анализа, осознанного регулирования и контроля. Таким образом, создаются условия для реализации творческой позиции учащегося, осуществляемой в общей системе коллективной работы класса, развивается способность ученика к управлению собственной деятельностью, процесс обучения организуется как решение учебно-познавательных проблем на основе творческого взаимодействия (диалога) с воспитанниками. 

Для детей с особыми потребностями особенно актуально использование рефлексии как метода через организацию пошаговой рефлексии, когда рефлексия осуществляется на протяжении всех этапах. 

 

Решение задач по речевому развитию во время образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

  • Владение речью как средством общения
  • Обогащение активного словаря
  • Развитие связной,  грамматически правильной диалогической  
    и монологической речи
  • Развитие речевого творчества
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности 
    как предпосылки обучения грамоте

Разделы (задачи, блоки)

Осуществляемая образовательная деятельность

В ходе режимных моментов

В организованной детской деятельности

В самостоятельной детской деятельности

При взаимодействии с семьями

Первая младшая группа

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

-развитие речи как  средства общения 
-выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками) 
-обучающие игры с использованием предметов и игрушек 
-коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки , прибаутки, пестушки, колыбельные)

- во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну

- игры-забавы 
дидактические игры 
- подвижные игры

- консультации 
- родительские собрания 
-использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) 
- оформление стендов, «уголков  родителей» 
-беседа

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)

-развитие понимания речи  и активизация словаря на основе  расширения ориентировки детей в ближайшем окружении 
-развитие умения по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.

-дидактические игры 
-продуктивная  деятельность 
-обучение, 
объяснение, 
напоминание, 
слушание

- во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну

-совместная продуктивная  и игровая деятельность детей 
-словотворчество

- консультации 
- родительские собрания 
- использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) 
- оформление стендов, «уголков  родителей» 
- дни открытых дверей 
-бесед

Звуковая культура речи

-упражнение детей в  отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз 
-развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания 
-формирование умения пользоваться высотой и силой голоса

-обучение, 
объяснение, 
повторение 
-дидактические игры 
-имитационные упражнения

- во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну

-совместная продуктивная и игровая деятельность детей

- консультации 
- родительские собрания 
- использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) 
- оформление стендов, «уголков  родителей» 
- дни открытых дверей 
-беседа

Грамматический строй речи

-совершенствование грамматической структуры речи 
-формирование умения согласовывать существительные и местоимения с глаголом, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги 
-упражнять в употреблении нескольких вопросительных слов и несложных фраз

-дидактические игры 
-обучение, 
объяснение, 
напоминание 
-продуктивная  деятельность

- во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну

-совместная продуктивная  и игровая деятельность детей

- консультации 
- родительские собрания 
- использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) 
- оформление стендов, «уголков  родителей» 
- дни открытых дверей 
-беседа

Связная речь

-формирование умения  отвечать на простейшие и более сложные вопросы 
-поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного опыта 
- во время игр-инсценировок формирование умения повторять несложные фразы 
-формирование умения слушать небольшие рассказы

-показ настольного театра  или работа с фланелеграфом 
-рассматривание иллюстраций

- во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну

-совместная продуктивная  и игровая деятельность детей 
-игры парами

- консультации 
- родительские собрания 
- использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) 
- оформление стендов, «уголков  родителей» 
- дни открытых дверей 
-беседа

Художественная литература

Неоднократно читать и рассказывать художественное произведения, предусмотренные программой. 
Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. 
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.  
Приобщать к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе. 
Предоставление  детям возможности договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений

Занятия с использованием наглядности: 
- чтение; 
-  рассказывание,  
- заучивание наизусть 
  
Занятия без использования наглядности: 
- чтение; 
-  рассказывание,  
- заучивание наизусть

Театрализованные игры. 
Игры-забавы. 
Подвижная игра со словом. 
Хороводные игры. 
Пальчиковые игры. 
Дидактические игры. 
Рассматривание иллюстраций. 
Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. 
Беседа. 
Досуги. 
Праздники. 
Развлечения. 
Игра-драматизация. 
Работа в книжном уголке. 
«Книжкина неделя».

Чтение художественной литературы. 
Повторное чтение художественной литературы. 
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки).

Подвижная игра со словом.

Хороводные игры. 
Пальчиковые игры.

Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова в игре 
Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками 
 Игры-забавы. 
Игра-драматизация.

Выставка рассматривание  книг художников – иллюстраторов (Ю.Васнецов) 
Работа в книжном уголке. 
Работа с фланелеграфом. 
Игры с персонажами  настольного театра.  
Дидактические игры.

Консультации, 
рекомендации по чтению. 
Участие: 
- в создании выставки детской  
литературы; 
- в Дне открытых дверей; 
- в «Книжкиной неделе»; 
- в создании детской библиотеки в группе

Вторая младшая группа

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

-поддерживать стремление  ребенка активно вступать в  общение всеми доступными средствами; 
-поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться  с ними впечатлениями; 
-побуждать к внеситуативному общению на близкие ребенку темы

-Речевое стимулирование 
(повторение, объяснение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. 
-Беседа с опорой на  зрительное восприятие и без опоры на  него. 
- Хороводные игры, пальчиковые игры. 
- Образцы коммуникативных кодов взрослого.

-Игры-занятия 
-Эмоционально-практическое взаимодействие  
(игры с предметами и  сюжетными игрушками). 
 - Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек. 
-Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). 
- Игра-забава 
- Работа в книжном уголке  
-Чтение,  рассматривание иллюстраций (беседа). 
- Сценарии активизирующего общения.

-Содержательное игровое  взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) 
-Совместная предметная и продуктивная деятельность детей 
(коллективный монолог). 
-Игра-драматизация с  использованием разных видов театров 
-Игры в парах и совместные игры 
(коллективный монолог)

-Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые  столы, семинары-практикумы и т.д.  
-Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и  сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).  
-. Игры парами. 
-Беседы.  
-Пример  коммуникативных кодов взрослого.  
-Чтение, рассматривание иллюстраций.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)

Формирование лексической стороны речи 
побуждать использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств;

-Речевые дидактические игры. 
-Наблюдения 
- Работа в книжном уголке 
-Чтение  
- Беседа 

-игры-занятия 
-Сценарии активизирующего общения. 
- Дидактические игры 
-Настольно-печатные игры 
-Продуктивная деятельность 
- Разучивание стихотворений 
- Работа в книжном уголке

-Совместная  
продуктивная и игровая деятельность детей. 
- Словотворчество

-Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые  столы, семинары-практикумы и т.д.  
-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов  
- Беседа, пояснение

Формирование грамматической стороны речи 
содействовать освоению грамматического оформления высказываний;

-Дидактические игры 
-Речевые тренинги (упражнения) 
-Беседа 
-Разучивание стихов 
индивидуальная работа

- Сценарии активизирующего общения. 
- Дидактические игры 
- Индивидуальная работа 
- Игра-драматизация

-Игра-драматизация 
- Совместная  
продуктивная и игровая деятельность детей.

-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов 
- Беседа

Формирование произносительной стороны речи 
упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков

- Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) 
-Артикуляционная гимнастика 
- Речевые дидактические игры. 
-Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). 
- Разучивание скороговорок, чистоговорок. 
- Индивидуальная работа

-Речевые упражнения, задания. 
- Дидактические игры. 
- Имитационные  
упражнения. 
- Сценарии активизирующего общения. 
- Игры-забавы 
-Индивидуальная работа

-Игра-драматизация. 
- Театрализованная деятельность. 

-Имитационные упражнения  
-Дидактические игры 
- Разучивание скороговорок, чистоговорок. 
- Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). 

Практическое овладение нормами речи

-Помогать отвечать на  простейшие и более сложные  вопросы 
-поощрять попытки рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта  
-учить повторять несложные фразы

-Образцы коммуникативных 
 кодов взрослого. 
-Освоение формул речевого этикета  
( пассивное)

-Сюжетно-ролевые игры 
-Чтение художественной литературы

-Совместная  
продуктивная и игровая деятельность детей.

-Информационная поддержка родителей

Художественная литература

Читать знакомые, любимые детьми произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. 
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.  
Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Занятия: 
- чтение; 
-  рассказывание,  
- заучивание наизусть 
 Театрализованные игры. 
Игры-забавы. 
Подвижная игра со словом. 
Хороводные игры. 
Пальчиковые игры. 
Дидактические игры. 
Рассматривание иллюстраций. 
Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. 
Беседа. 
Досуги. 
Праздники. 
Развлечения. 
Игра-драматизация. 
Работа в книжном уголке. 
«Книжкина неделя».

Чтение художественной литературы. 
Повторное чтение художественной литературы. 
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки).

Подвижная игра со словом.

Хороводные игры. 
Пальчиковые игры.

Работа в книжном уголке  
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова в игре 
Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками 
 Игры-забавы. 
Игра-драматизация.

Выставка  
Работа с фланелеграфом. 
Игры с персонажами  настольного,  пальчикового театра.  
Дидактические игры. 
Настольно-печатные игры. 
Пальчиковые игры. 
Работа в изо-уголке (рисование, (раскрашивание)

Консультации, 
рекомендации по чтению, 
консультативные встречи  
по запросам, проектная деятельность, открытые занятия,  
досуги, праздники.

Участие: 
- в создании выставки детской  
литературы; 
- в Дне открытых дверей; 
- в «Книжкиной неделе»; 
- в создании детской библиотеки в группе

Средняя группа

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

-помогать налаживать  общение со взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации. 
-создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками. 
-развитие любознательности 
-формирование умения выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации

- Речевое стимулирование 
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. 
-Беседа с опорой на  зрительное восприятие и без опоры на  него. 
- Хороводные игры, пальчиковые игры. 
- Образцы коммуникативных кодов взрослого. 
- Тематические досуги. 

-Эмоционально-практическое  взаимодействие  
(игры с предметами и  сюжетными игрушками). 
 - Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек. 
-Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). 
- Сюжетно-ролевая игра. 
- Игра-драматизация.  
- Работа в книжном уголке  
-Чтение,  рассматривание иллюстраций (беседа). 
- Сценарии активизирующего общения.

-Содержательное игровое  взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) 
-Совместная предметная и продуктивная деятельность детей 
(коллективный монолог). 
-Игра-драматизация с  использованием разных видов театров  
-Игры в парах и совместные игры 
(коллективный монолог)

-Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые  столы, семинары-практикумы и т.д.  
-Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и  сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).  
- Игры парами. 
-Беседы.  
-Пример  коммуникативных кодов взрослого.  
-Чтение, рассматривание иллюстраций.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)

Формирование лексической стороны речи 
Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении пользовать словами с противоположным значением (антонимами), использовать словать без опоры на наглядно представленную ситуацию

-Речевые дидактические игры. 
-Наблюдения 
- Работа в книжном уголке 
-Чтение  
- Беседа 

-Сценарии активизирующего общения. 
- Дидактические игры 
-Настольно-печатные игры 
- Досуги 
-Продуктивная деятельность 
- Разучивание стихотворений 
- Работа в книжном уголке 
-.Игры-занятия 
-Индивидуальная работа

-Совместная  
продуктивная и игровая деятельность детей. 
- Словотворчество

-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов  
- Беседа

Звуковая культура речи

Формирование произносительной стороны речи 
-развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук). 
-совершенствовать артикуляцию, умение четко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. 
-развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

- Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) 
-Артикуляционная гимнастика 
- Речевые дидактические игры. 
-Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). 
- Разучивание скороговорок, чистоговорок. 
- Индивидуальная работа

-Игры-занятия 
-Речевые упражнения, задания. 
- Дидактические игры. 
- Имитационные  
упражнения. 
- Сценарии активизирующего общения. 
-Индивидуальная работа 
- Досуг

-Игра-драматизация. 
- Театрализованная деятельность. 

-Имитационные упражнения  
-Дидактические игры 
- Разучивание скороговорок, чистоговорок. 
- Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). 

Грамматический строй речи

Формирование грамматической стороны речи 
-побуждать грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными. 
-самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями. 
-отражать свое понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений.

-Дидактические игры 
-Речевые тренинги (упражнения) 
-Беседа 
-Разучивание стихов

-Игры-занятия 
- Сценарии активизирующего общения. 
- Дидактические игры 
- Игра-драматизация

-Игра-драматизация 
- Совместная  
продуктивная и игровая деятельность детей. 

-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов 
- Беседа

Связная речь

Формирование связной речи (монологические формы) 
-учить рассказывать, описывать предмет, картинку. 
-упражнять в составлении рассказов по картине с использованием раздаточного дидактического материала. 
-учить пересказывать.

- Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром 
-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций 
- Дидактические игры

-Занятия по  
-обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя 
-обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы  
( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) 
-обучению пересказу по серии сюжетных картинок 
(выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) 
-обучению пересказу по картине 
-обучению пересказу литературного произведения 
 - Показ настольного театра или работа с фланелеграфом 
- Рассматривание иллюстраций 
- Беседа о персонажах  
- Чтение потешек, песенок на тему сказки 
- Игра-инсценировка

-Игры парами 
-Театрализованная деятельность

-Открытый показ занятий  по обучению рассказыванию. 
- Информационная поддержка родителей 
-Экскурссии с детьми

Художественная литература

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения.  
Помогать детям, используя  разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание  
произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть).  
Рассматривание иллюстраций. 
Театрализованные игры. 
Игры-забавы. 
Подвижная игра со словом. 
Хороводные игры. 
Пальчиковые игры. 
Дидактические игры. 
Самодеятельные литературные концерты 
Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. 
Беседа. 
Этическая беседа. 
Литературные викторины. 
Досуги. 
Праздники. 
Развлечения. 
Игра-драматизация. 
Работа в книжном уголке. 
«Книжкина неделя».

Чтение художественной литературы. 
Повторное чтение художественной литературы. 
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки). 
Подвижная игра со словом. 
Хороводные игры. 
Пальчиковые игры.

Работа в книжном уголке  
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова в игре 
Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками 
 Игры-забавы. 
Игра-драматизация. 
Выставка рассматривание  книг художников – иллюстраторов (Ю.Васнецов, Е.Рачев, Е.Чарушин) 
Работа с фланелеграфом. 
Игры с персонажами  настольного,  пальчикового театра, би-ба-бо.  
Дидактические игры. 
Настольно-печатные игры. 
Пальчиковые игры. 
Работа в изо-уголке

Консультации, 
рекомендации по чтению, 
консультативные встречи  
по запросам, проектная деятельность, открытые занятия,  
досуги, праздники.

Участие: 
- в создании выставки детской  
литературы; 
- в Дне открытых дверей; 
- в «Книжкиной неделе»; 
- в создании детской библиотеки в группе

Старшая группа

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

-дальнейшее развитие  речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира 
-поощрение попыток делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации 
-формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи

-Поддержание социального контакта 
(фактическая беседа, эвристическая беседа). 
-Образцы коммуникативных 
 кодов взрослого. 
-Коммуникативные тренинги. 
- Тематические досуги. 
- Гимнастики 
 (мимическая, логоритмическая). 
-Игры со словом

-Имитативные упражнения, пластические этюды. 
- Сценарии активизирующего общения. 
- Чтение,  рассматривание иллюстраций 
(беседа.) 
- Коммуникативные тренинги. 
- Совместная продуктивная деятельность. 
- Работа в книжном уголке 
- Экскурсии. 
- Проектная  деятельность 
-Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

-Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей 
-Сюжетно-ролевая игра.  
- Игра- импровизация по мотивам сказок. 
- Театрализованные игры. 
- Игры с правилами. 
- Игры парами (настольно-печатные)  
- Совместная  
продуктивная деятельность детей

-Игры парами. 
-Пример  коммуникативных кодов взрослого.  
-Чтение, рассматривание иллюстраций 
-  Беседы 
- Игры-драматизации 
- Досуги, праздники 
- Экскурсии 
-Совместные семейные проекты

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)

Формирование лексической стороны речи 
Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать  образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

-Речевые дидактические игры. 
-Чтение, разучивание 
- Беседа 
- Досуги 

-Сценарии активизирующего общения. 
- Дидактические игры 
- Игры-драматизации 
- Экспериментирование со словом 
-Познавательно-исследовательская деятельность 
-Продуктивная деятельность  
-Игры-занятия

-Игра-драматизация 
- Совместная  
продуктивная и игровая деятельность детей. 
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность

- Объяснение, повторение, исправление 
-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов 
- Беседа

Звуковая культура речи

Формирование произносительной стороны речи 
-развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. 
-учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки. 
-упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях. 
-учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.

-Артикуляционная гимнастика 
-Речевые дидактические игры. 
-Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). 
- Разучивание скороговорок, чистоговорок, четверостиший.

-Речевые упражнения, задания. 
- Дидактические игры. 
- Имитационные  
упражнения. 
- Сценарии активизирующего общения. 
- Досуг

-Игра- импровизация по мотивам сказок. 
- Игра-драматизация 
- Театрализованная деятельность

-Дидактические игры 
-Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов 
- Игра-драматизация 
- Консультации у логопедов

Грамматический строй речи

Формирование грамматической стороны речи 
-содействовать освоению трудных случаев словоизменения. 
-формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных. 
-совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.

-Дидактические игры 
-Речевые тренинги (упражнения) 
-Беседа 
-Разучивание стихов

-Сценарии активизирующего общения. 
-.Игры-занятия 
-Досуг 
-Дидактические игры 
- Речевые задания и упражнения

-Игра- импровизация по мотивам сказок. 
- Театрализованная деятельность

-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов 
- Беседа 
- Экскурсии 
-Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д.

Связная речь

Формирование связной речи (монологические формы) 
-поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого. 
-учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.

- Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром 
-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций 
- Дидактические игры

-Творческие задания 
-Дидактические игры 
- Экскурсии 
- Проектная деятельность 
- Досуги и праздники 
Экспериментирование 
-Познавательно-исследовательская деятельность 
-Игры-занятия 
-Театрализованная деятельность 
-Словотворчество

-Игры-импровизации по мотивам сказок  
- Проектная деятельность 
-Словотворчество

-Открытый показ занятий  по обучению рассказыванию. 
- Информационная поддержка родителей 
-Экскурссии с детьми  
- Участие в проектной деятельности

Подготовка к обучению грамоте

Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности. 
Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нем. 
Ввести понятие «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов. 
Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков; с согласными «м», «н», «л», «р»

Занятие  
Дидактические игры 
Словесные игры 
Индивидуальная работа 
Игровые упражнения 
Проектная деятельность (звуковая модель слова) 
Проблемно – поисковые ситуации

Индивидуальная работа 
Игровые упражнения 
Дидактическая игра 
Словесные игры

Дидактическая игра 

Беседа 
Консультации  
Семинары 
Семинары – практикумы 
Анкетирование 
Информационные листы 
Мастер-класс 
Ситуативное обучение 
Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ 
Консультативные встречи 
Просмотр видео 
День открытых дверей 
Проектная деятельность

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.  С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев  произведения.

Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть).  
Рассматривание иллюстраций. 
Театрализованные игры. 
Игры-забавы. 
Подвижная игра со словом. 
Хороводные игры. 
Пальчиковые игры. 
Дидактические игры. 
Самодеятельные литературные концерты

Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. 
Беседа. 
Этическая беседа. 
Литературные викторины. 
Досуги. 
Праздники. 
Развлечения. 
Игра-драматизация. 
Работа в книжном уголке. 
«Книжкина неделя». 
«Книжкина мастерская» 
Сочиняем сказки. 
Словотворчество. 
Литературные конкурсы. 
Проектная деятельность. 
Создание книг из рисунков детей и родителей.

Чтение художественной литературы. 
Повторное чтение художественной литературы. 
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков.

Подвижная игра со словом.

Хороводные игры. 
Пальчиковые игры. 
Загадки, считалки, сговорки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Работа в книжном уголке  
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова в игре 
Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками 
 Игры-забавы. 
Игра-драматизация.

Выставка рассматривание  книг художников – иллюстраторов. 
Работа с фланелеграфом. 
Игры с персонажами  настольного,  пальчикового театра, би-ба-бо.  
Дидактические игры. 
Настольно-печатные игры. 
Пальчиковые игры. 
Работа в изо-уголке.

Консультации, 
рекомендации по чтению, 
консультативные встречи  
по запросам, проектная деятельность, открытые занятия,  
досуги, праздники.

Участие: 
- в создании выставки детской  
литературы; 
- в Дне открытых дверей; 
- в «Книжкиной неделе»; 
- в создании детской библиотеки в группе

Участие в подборе литературы о мальчиках и о девочках. 
 

Подготовительная группа

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях. 
-поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами, в вопросах об их звучании и значении, догадках, толковании смысла слова. 
-развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».

-Поддержание социального контакта 
(фактическая беседа, эвристическая беседа). 
-Образцы коммуникативных 
 кодов взрослого. 
-Коммуникативные тренинги. 
- Тематические досуги. 
- Гимнастики 
 (мимическая, логоритмическая). 
-Игры со словом

-Имитативные упражнения, пластические этюды. 
- Сценарии активизирующего общения. 
- Чтение,  рассматривание иллюстраций 
(беседа.) 
- Коммуникативные тренинги. 
- Совместная продуктивная деятельность. 
- Работа в книжном уголке 
- Экскурсии. 
- Проектная  деятельность 
-Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

-Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей 
-Сюжетно-ролевая игра.  
- Игра- импровизация по мотивам сказок. 
- Театрализованные игры. 
- Игры с правилами. 
- Игры парами (настольно-печатные)  
- Совместная  
продуктивная деятельность детей

-Игры парами. 
-Пример  коммуникативных кодов взрослого.  
-Чтение, рассматривание иллюстраций 
-  Беседы 
- Игры-драматизации 
- Досуги, праздники 
- Экскурсии 
-Совместные семейные проекты

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

-продолжение работы по  обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря 
-поощрение проявлений интереса к смыслу слов 
-совершенствование умения использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания

-Речевые дидактические игры. 
-Чтение, разучивание 
- Беседа 
- Досуги 

-Сценарии активизирующего общения. 
- Дидактические игры 
-. Игры-драматизации 
- Экспериментирование со словом 
-Познавательно-исследовательская деятельность 
-.Продуктивная деятельность  
-Игры-занятия

-Игра-драматизация 
- Совместная  
продуктивная и игровая деятельность детей. 
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность

- Объяснение, повторение, исправление 
-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов 
- Беседа

Звуковая культура речи

-совершенствование  умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями 
-совершенствование фонематического слуха : называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове 
-отработка интонационной выразительной речи

-Артикуляционная гимнастика 
-Речевые дидактические игры. 
-Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). 
- Разучивание скороговорок, чистоговорок, четверостиший.

-Речевые упражнения, задания. 
- Дидактические игры. 
-. Имитационные  
упражнения. 
- Сценарии активизирующего общения. 
- Досуг

-Игра- импровизация по мотивам сказок. 
- Игра-драматизация 
- Театрализованная деятельность

-Дидактические игры 
-Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов 
- Игра-драматизация 
- Консультации у логопедов

Грамматический строй речи

-упражнение детей в  согласовании слов в предложении 
-совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени 
-помощь детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использование языковых средств для соединения их частей

-Дидактические игры 
-Речевые тренинги (упражнения) 
-Беседа 
-Разучивание стихов

-.Сценарии активизирующего общения. 
-Игры-занятия 
-Досуг 
-Дидактические игры 
- Речевые задания и упражнения

-Игра- импровизация по мотивам сказок. 
- Театрализованная деятельность

-Дидактические игры 
- Чтение, разучивание стихов 
- Беседа 
- Экскурсии 
-Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д.

Связная речь

Совершенствование диалогической и монологической форм речи 
-формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитание культуры речевого общения 
-развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их 
-совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формирование умения составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие умения составлять рассказы из личного опыта 
-совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему

- Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром 
-Чтение сказок, рассматривание иллюстраций 
- Дидактические игры

-Творческие задания 
-Дидактические игры 
- Экскурсии 
- Проектная деятельность 
- Досуги и праздники 
- Экспериментирование 
-Познавательно-исследовательская деятельность 
-Игры-занятия 
-Театрализованная деятельность 
-Словотворчество

-Игры-импровизации по  мотивам сказок  
- Проектная деятельность 
-Словотворчество

-Открытый показ занятий  по обучению рассказыванию. 
- Информационная поддержка родителей 
-.Экскурссии с детьми  
- Участие в проектной деятельности

Подготовка к обучению грамоте

-формирование представлений о предложении 
-упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности 
-формирование умение составлять слова из слогов 
-формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми словами на части 
-формирование выделять последовательность звуков в простых словах

Занятие  
Дидактические игры 
Словесные игры 
Индивидуальная работа 
Игровые упражнения 
Проектная деятельность 
Проблемно – поисковые ситуации 
Продуктивная деятельность 
Викторины 
Праздники 
Досуги 
Сюжетно-ролевая игра

Индивидуальная работа 
Игровые упражнения 
Дидактическая игра 
Словесные игры 
Сюжетно-ролевая игра

Дидактические игры 
Работа в книжном уголке 
Продуктивная деятельность 
Сюжетно-ролевая игра

Беседа 
Консультации  
Семинары 
Семинары – практикумы 
Анкетирование 
Информационные листы 
Мастер-класс 
Ситуативное обучение 
Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ 
Консультативные встречи 
Просмотр видео 
День открытых дверей 
Проектная деятельность 
Праздники 
Досуги

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. 
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть).  
Рассматривание иллюстраций. 
Театрализованные игры. 
Игры-забавы. 
Подвижная игра со словом. 
Хороводные игры. 
Пальчиковые игры. 
Дидактические игры. 
Самодеятельные литературные концерты 
Совместная досуговая деятельность (с другими группами) 
Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. 
Беседа. 
Этическая беседа. 
Литературные викторины. 
Досуги. 
Праздники. 
Развлечения. 
Игра-драматизация. 
Работа в книжном уголке. 
«Книжкина неделя». 
«Книжкина мастерская» 
Сочиняем сказки. 
Проектная деятельность. 
Литературные утренники 
Литературные конкурсы. 
Спектакли. 
Театрализованные представления. 
Экскурсия в библиотеку 
Режиссерская игра 
Создание книг из рисунков детей

Чтение художественной литературы. 
Повторное чтение художественной литературы. 
Рассматривание иллюстраций. 
Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки).

Подвижная игра со словом.

Хороводные игры. 
Пальчиковые игры. 
Загадки, считалки, сговорки,  
скороговорки

Работа в книжном уголке  
Рассматривание иллюстраций. 
Рассматривание и обсуждение книг 
Участие в разборе и систематизации книг и картинок 
Использование художественного слова в игре 
Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками 
 Игры-забавы. 
Игра-драматизация.

Выставка и рассматривание  книг художников – иллюстраторов  
Работа с фланелеграфом. 
Игры с персонажами  разных видов театра.  
Дидактические игры. 
Настольно-печатные игры. 
Пальчиковые игры. 
Работа в изо-уголке 
Игра «Расскажи стихи руками» 
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» 
«Книжкина неделя» 
Игра: 
-ролевая игра 
- игра-драматизация 
-режиссерская игра

Создание книг из рисунков детей

Консультации, 
рекомендации по чтению, 
консультативные встречи  
по запросам, проектная деятельность, открытые занятия,  
досуги, праздники.

Участие: 
- в создании выставки детской  
литературы; 
- в Дне открытых дверей; 
- в «Книжкиной неделе»; 
- в создании детской библиотеки в группе. 
Участие в подборе литературы о мальчиках и о девочках.

Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДО