Развитие речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика развития речи(контрольная).docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

                                      План:

 

 

 

 

 

                                       Введение

 

Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью , как произносительных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.

Только в процессе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций.

 

1. Характеристика сюжетного рассказа, его структура

    Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

    Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Рассказ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо доказать ребенку, что его рассказ нужен, поддерживать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание- это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Сюжетный (повествовательный) рассказ- это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов - вначале (экспозиция) называется герой (или герои, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка, по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка) .

 

 

2. Задачи обучения  сюжетным рассказам дошкольников

 

В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача воспитателя - научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

На занятиях по рассказыванию педагог приучает детей к умственному труду, воспитывает способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач, умение усваивать речевые образцы и творчески следовать им при выполнении заданий.

Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и др. Методика применения различных приемов и самый выбор их претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.

Остановимся вначале на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек. Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия - зрительные, слуховые, осязательные и др. Обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.

На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания. В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение. В повествовании – выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

 В младшем дошкольном  возрасте вначале стоит задача  научить детей сосредоточится  при рассматривании игрушек и  предметов, затем научить отвечать  на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению  с помощью воспитателя высказываний  об игрушках из 2-3 предложений. Индивидуально  и по подгруппам организуется  беседа - разговор; какие игрушки  у тебя есть дома? и т.д.Когда  дети научатся хорошо и правильно  отвечать на вопросы, им предлагается  повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются  приёмы, направленные на оказание  ребёнку помощи в описании  предмета: рассматривание, вопросы, обобщение  педагога (образец описания). На следующем  этапе можно рекомендовать совместное  составление описания.

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

 В среднем дошкольном  возрасте закладываются основы  для развития умения самостоятельно  описывать игрушки и самостоятельно  составлять рассказ-повествование  о них.

           3. Методика обучения сюжетным рассказам в разных возрастных группах

 

Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощённого в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; чёрный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

 Последовательность изложения  в описании зависит от умения  детей поэтапно обследовать предмет  – от восприятия его в целом  к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задаёт вопросы  в определённом порядке, учит  детей думать, в какой последовательности  они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику  описания.

 Наиболее распространённое  средство построения связного  текста (связь между предложениями) – повтор слов. Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто  это?» - «Это ёж».- «Кто колючий?» - «Ёж колючий». – «У кого на  спине иголки?» - «У ежа на спине  иголки». В вопросе содержится  ключевое слово, которым ребёнок  может оперировать в своём  ответе. Другой вариант постановки  вопросов, когда правильная форма  повторяющихся слов заключается  в самом вопросе: «Кто это?» - «Зайчик». «Какие уши у зайца?» - «У зайца  длинные уши». – «Какой хвост  у зайца?» - «У зайца короткий  хвост». Затем можно использовать  приём, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3-4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приёмы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

 Детей подводят к  составлению рассказов также  по вопросам воспитателя. Важно  сформировать элементарные представления  о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры  повествования рекомендуется использовать  схему составления совместного  с детьми рассказа. Сначала даётся  представление о том, как можно  по-разному начинать рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…»). Давая зачин рассказа, взрослый  предлагает ребёнку заполнить  его содержанием. Заполнение схемы  помогает ребёнку усвоить средства  связи между предложениями и  частями текста, формирует умение  пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

 Постепенно дети начинают  самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развить сюжет, используя слова-связки, глагольную  лексику (позвал – убежал, встретил, и …, стали они …), учит включать  диалог действующих лиц (спросил  – ответил), элементы описания  внешнего вида героев. Для рассказа  вначале отбираются 2-3 игрушки. Детям  легче развить сюжет и включить  в повествование всех действующих  лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее  количество игрушек можно увеличить.

 На этом этапе основным  приёмом обучения является образец, который даётся после рассматривания. Воспитатель может разыграть  сценки с игрушками. Для рассказывания  игрушки объединяются по две (кукла  и собачка, кошка и мышка, кукла  и машина). Обычно рассказы составляются  детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания  игрушек.

 Значительное место  занимают дидактические игры  на описание. Усложняются их содержание  и требования к речи. В игре  «Магазин игрушек» ребёнок-покупатель  должен описать игрушку, опираясь  на образец или план, а продавец  – отгадать, какая это игрушка, и продать её. Условием получения  игрушки, кроме описания, может быть  требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец  может не сразу понять, какую  игрушку хотят купить, и предлагает  описать её понятнее.

 В старшем дошкольном  возрасте игрушка занимает меньшее  место, но к умениям описывать  игрушку и строить повествование  предъявляются более высокие  требования. Описание должно быть  полным, логичным, без пропуска существенных  признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием  образной речи. Дети должны составлять  повествование по набору игрушек  и по одной игрушке, определяя  тему, развивая сюжет и соблюдая  композицию.

 В подготовительной  к школе группе даётся более  полное описание признаков (если  это животное, говорят о его  полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный  момент («Кто лучше расскажет  об игрушке»). На занятии «Наши  любимые игрушки» один ребёнок  описывает игрушку, не называя  её, а остальные отгадывают. Занятие  можно закончить предложением  так рассказать про любимую  игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В  конце можно дать задание внимательно  рассмотреть дома игрушку и  на следующий день дополнить  своё описание или подумать  и рассказать, как с этой игрушкой  можно играть.

 Наиболее простой приём  – образец в виде начала  рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.

Информация о работе Развитие речи дошкольников