Продолжается работа
над структурой высказывания. Описательные
и повествовательные тексты анализируются
с точки зрения их структуры,
проводится работа с моделями
(круг, разделённый на части; схемы),
обсуждается возможное начало
рассказа; речь детей обогащается
словами-связками для соединения
предложений. Речевую деятельность
детей активизирует применение
ситуации письменной речи, анализ
детских высказываний (удачное развитие
сюжета, интересные приключения, образная
речь, выразительность, неудачные моменты),
мотивация заданий (рассказать, чтобы
понравилось всем, порадовать кого-то).
Интересные игры-занятия
разработаны Э.П. Коротковой. На них
обучение описания игрушек осуществляется
одновременно с формированием
грамматически правильной речи и обогащением
словаря. Задания на описания постепенно
усложняются, используются приёмы мотивации
речи, обогащается игровая деятельность
детей.
Задание рассказать об игрушке
побуждает ребенка внимательно рассмотреть
ее детали, отметить цвет, величину и т.
д. Воспитатель учит детей наблюдать и
фиксировать в словах, в речи то, что они
видят, слышат, осязают. Дети упражняются
в выборе точных слов-обозначений, учатся
контролировать свою речь, степень ее
соответствия описываемому объекту и
его признакам. В рассказах-описаниях
находит выражение эмоционально-эстетическое
отношение дошкольников к вещам, к игровому
материалу, речь их становится более выразительной.
Показом игрушек, предметов,
организацией действий с ними, постановкой
определенных заданий педагог создает
такие учебные ситуации, в которых дошкольники
проявляют речевую активность, целенаправленно
овладевают языковым материалом, речевыми
навыками и умениями.
Важное значение в системе обучения
рассказыванию имеют занятия по картине.
В детском саду проводятся два вида таких
занятий: рассматривание картин с беседой
о них и составление детьми рассказов
на материале картин. На первых дошкольники
овладевают преимущественно диалогической
речью: учатся выслушивать вопросы педагога,
отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют
развитию монологической речи: дети приобретают
навыки составления рассказа, в котором
все части контекстно связаны друг с другом,
логически и синтаксически объединены.
В соответствии с «Программой
воспитания в детском саду» занятия по
рассматриванию картин проводятся во
всех возрастных группах. Но если дети
младшего и среднего возраста учатся описывать
картины, опираясь на вопросы педагога,
то в старшей и подготовительной к школе
группах основное внимание уделяется
самостоятельному рассказыванию.
Ребенок дошкольного возраста
любит рассматривать картины и рассказывает
о них живо и заинтересованно. Велико его
желание поделиться своими впечатлениями
с окружающими о том, что он видит. Рассматривание
картины побуждает ребенка к речевой активности,
обусловливает тему и содержание рассказов,
их нравственную направленность.
В обучении детей рассказыванию
по картине принято выделять несколько
этапов. В младшем возрасте осуществляется
подготовительный этап, который имеет
своей целью обогатить словарь, активизировать
речь детей, научить их рассматривать
картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте
детей учат составлять описательные рассказы
по предметным и сюжетным картинкам, сначала
по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст
характеризуется возросшей речевой и
мыслительной активностью детей. Поэтому
ребенок может самостоятельно или с небольшой
помощью педагога составлять не только
описательные, но и повествовательные
рассказы, придумывать начало и конец
сюжета картины.
Начиная со средней группы в
детском саду проводятся занятия по пересказу
литературно-художественных произведений.
Занятия занимают значительное место
в системе работы по формированию связной
речи дошкольников. Когда ребенок не только
слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит
их в собственной речи, воздействие художественных
произведений на его личность, на его речевое
развитие усиливается.
В каждой возрастной группе
методика обучения пересказу имеет свои
особенности, однако существуют и общие
методические приемы. Прежде всего воспитатель
должен выразительно прочитать рассказ,
который детям предстоит пересказать.
После выразительного чтения проводится
беседа, основное назначение которой -
выяснить, правильно ли дети поняли содержание
и смысл произведения. Беседа должна проходить
живо, с широким привлечением образной
художественной речи, чтобы не ослабить
эмоционального впечатления от прослушанной
сказки или рассказа. Главным методическим
приемом в беседе выступают вопросы педагога.
В процессе беседы, подготавливающей
детей к пересказу, они активно оперируют
языковым материалом рассказа или сказки,
воспроизводят отдельные словосочетания,
обороты, упражняются в нахождении и использовании
выразительных интонаций.
Важным методическим приемом
является оценка детского пересказа. Используя
его, воспитатель не должен забывать, что
отметив положительные моменты и недостатки,
нужно обязательно поощрить старания
ребенка. Следует отметить и внимание,
с каким дети слушали пересказ своего
товарища. Необходимо также учить дошкольников
выполнять речевые задания коллективно.
На занятиях рекомендуется
использовать различные способы пересказа.
Например, короткий текст ребенок может
изложить от начала до конца. Более длинное
произведение можно пересказывать коллективно,
по частям: один начинает, другие продолжают
его и заканчивают. Здесь дети приобретают
самый первоначальный опыт пересказа
в лицах, с использованием элементов драматизации;
они знакомятся с изложением текста от
первого лица - от лица героя.
Пересказ литературных произведений
оказывает заметное влияние на речевую
деятельность дошкольников. Дети приобщаются
к подлинно художественной речи, запоминают
образные слова, учатся владеть родным
языком. Они более творчески начинают
строить свои собственные рассказы - на
темы из личного опыта, на предложенный
сюжет. Поэтому следует полнее использовать
влияние пересказа на формирование связной
речи детей.
В обучении дошкольников связной
речи значительное место отводится рассказыванию
на темы из личного опыта. Основой для
развития этого вида рассказывания служит
повседневная жизнь детей. Темы для своих
рассказов они черпают в играх, прогулках,
экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны
и интересны детям, обогащают их речевую
деятельность, доставляют радость общения.
«Дети, - отмечала Е. И. Тихеева, - обыкновенно
охотно отзываются на предложение рассказать
что-либо из их личных переживаний. Делиться
с другими своими мыслями, обмениваться
впечатлениями - насущнейшая потребность
человека, которая выражается у детей
очень своеобразно, по-детски».
Обучая детей рассказыванию
на темы из опыта, педагог заботится о
том, чтобы они излагали свои мысли последовательно,
толково, понятно для слушателей, говорили
выразительно, не торопясь, достаточно
громко; учит пользоваться точными словами
и словосочетаниями, элементами образной
речи; следит за грамматической и орфоэпической
стороной изложения. В рассказывании из
личного опыта педагог упражняет детей
не только на занятиях, но и в повседневной
жизни, во время общения с ними.
«Программой воспитания в детском
саду» обучение рассказыванию на темы
из личного опыта предусмотрено начиная
со второй младшей группы. Однако в этой
и в средней группе педагог только подготавливает
детей к самостоятельному речевому творчеству,
- занятия по рассказыванию на темы из
личного опыта проводят в старшей и подготовительной
группах. В программе воспитания в детском
саду конкретно указываются те речевые
умения и навыки, которыми должны овладеть
дети в процессе обучения.
Дошкольники старшей группы
учатся рассказывать о событиях, фактах,
собственных впечатлениях связно, живо,
не отклоняясь от заданной темы; правильно
отражать в речи воспринятое; рассказывать
с достаточной полнотой и законченностью;
указывать место и время описываемых событий;
пользоваться точными названиями предметов,
качеств, действий.
В подготовительной к школе
группе у детей в процессе обучения совершенствуются
формы монологической речи; продолжает
развиваться умение связно, подробно и
живо рассказывать об играх, прогулках,
случаи из жизни; четко, ясно излагать
свои мысли; указывать время и место описываемых
событий, пользоваться точными наименованиями
предметов, их частей и качеств, действий.
Успех этого вида обучения в значительной
степени зависит от того, насколько интересно
и разнообразно протекает жизнь детей
в детском саду.
Большую роль играет также словарная
работа, которую проводит педагог. Содержание
ее усложняется от одной возрастной группы
к другой. От качества словарной работы
зависят стройность речи ребенка, ее живость,
отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный
словарный запас позволяет старшим дошкольникам
уверенно использовать в своей речи нужные
слова и словосочетания, правильно отражать
воспринятое.
В рассказах на темы из личного
опыта ребенок учится самостоятельно
отбирать словесный материал, он, по словам
Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать
слова и выражения самостоятельно, а не
выбирать их из готового рассказа». В подготовительной
к школе группе детей обучают творческому
рассказыванию. Ребенок седьмого года
жизни вполне подготовлен к этому виду
речевой деятельности: усложняется его
мыслительная деятельность, возрастает
произвольность и целенаправленность
воображения, его устойчивость и активность.
Дошкольники шести-семи лет обнаруживают
способность к простому, логически аргументированному
комбинированию представлений, образов.
Таким образом, творческое рассказывание
соответствует возрастным возможностям
старших дошкольников, отвечает их интересам.
Предложение придумать рассказ, сказку
дети обычно встречают радостно. Они переживают
эмоциональный подъем, когда придумывают
сами или слушают своих сверстников.
Рассказывание по сюжету усиливает
интерес детей к рассказыванию в целом,
подготавливает к литературно-словесному
творчеству, с которым они встретятся
в школе.
Заключение
Каждый вид обучения рассказыванию как
метод формирования связной речи детей
имеет свои особенности, конкретную структуру
учебных занятий и методические приемы.
При проведении занятий по обучению рассказыванию
перед педагогом стоят следующие задачи:
- закрепление и развитие у детей навыков
речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения
связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля
и самоконтроля за построением
связных высказываний;
- целенаправленное воздействие
на активизацию и развитие
ряда психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления), тесно
связанных с формированием навыков
устного речевого сообщения;
- формирование у детей навыков построения
связных развернутых высказываний в свою
очередь включает:
1) усвоение норм построения
такого высказывания (тематическое
единство, соблюдение последовательности
в передаче событий, логической
связи между частями-фрагментами
рассказа, завершенность каждого
фрагмента, его соответствие теме
сообщения и др.);
2) формирование навыков планирования
развернутых высказываний; обучение
детей выделению главных смысловых
звеньев рассказа-сообщения;
3) обучение лексико-грамматическому
оформлению связных высказываний
в соответствии с нормами родного
языка.
Осуществление указанных специальных
задач обучения рассказыванию увязывается
с общими задачами познавательного развития
детей, нравственного и эстетического
воспитания, творческого развития личности.
Список использованной
литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников, Москва, 1998г.(2000), с.
245.
- Бородич А.М., Методика развития речи, Москва,1981г.,
с.44
Ванюхина Г.А. Истоки качества связной речи
дошкольников с системными речевыми нарушениями
// Логопед. – 2005. – № 2.
Воробьева В.К. Методика развития связной
речи у детей с системным недоразвитием
речи. – М.: ACT, 2006.
Глухов В.П. Формирование связной речи
детей дошкольного возраста с общим речевым
недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2004.
Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н.
Развитие речемыслительных способностей
детей. – М.: Просвещение, 2009.
Ушакова О.С., Смирнова Е.А., Обучение
старших дошкольников рассказыванию по
серии сюжетных картин, Д в., №12, 1987.