Развитие речи у детей с нарушением слуха в разных видах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:21, доклад

Краткое описание

Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и кон¬кретизации его значения, включения в активную речь де¬тей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляет¬ся в другой логике и последовательности.

Вложенные файлы: 1 файл

Razvitie_rechi_v_raznykh_vidakh_deyatelnosti.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

Развитие речи в быту

 Бытовые ситуации, в  которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения, включения в активную речь детей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляется в другой логике и последовательности.

Организовывая детский коллектив в различных бытовых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данного режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется и в письменной форме в более ограниченном объеме.

Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, воспитатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фиксируется на табличках. В помещениях группы, где дети раздеваются, умываются, спят, обедают, располагаются наборные полотна, в которых хранятся таблички с необходимыми по ходу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слов и выражений они заменяются на новые. Речевой материал, представленный в письменном виде, должен быть прочитан.

Для старших глухих дошкольников, владеющих устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, может сообщаться и уточняться уст-но-дактилъно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в устой форме.

При отборе речевого материала, планировании способов его предъявления воспитатель руководствуется рекомендациями сурдопедагога, в основу которых положены требования программы по развитию речи.


Отбор речевого материала тесно связан с ситуацией его использования, т. к. в различных бытовых моментах он предъявляется ситуативно. Воспитатель не стремится добиться полного усвоения слов и выражений сразу. Регулярность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию в структуре различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого материала будет повышаться за счет его использования на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружающим, на специальных занятиях по развитию речи.

Учитывая содержание деятельности детей, воспитатели намечают и методические приемы раскрытия значений слов, стремясь обеспечить формирование точных наглядных представлений, стоящих за словом. Вводя новое слово, педагог предлагает детям рассмотреть предмет, по возможности потрогать, демонстрирует способ его использования. Табличка со новым словом прочитывается воспитателем вместе с детьми и располагается рядом с соответствующим предметом. В соответствии с необходимостью использования данного предмета гигиены и общением с детьми в связи с данным режимным моментом воспитатель в дальнейшем использует разные по характеру коммуникативные высказывания с новым словом (возьми полотенце, где полотенце?, полотенце упало). Введение этих фраз тесно связывается с ситуацией, где их использование уместно и необходимо. Последовательность введения фраз, их лексическая наполняемость зависят от этапа обучения, возраста и уровня речевого развития дошкольников.


Характеризуя речевой материал, который может быть введен при проведении режимных моментов, следует отметить, что он должен:


  • быть актуальным для общения детей со взрослыми и 
    между собой, соответствовать задачам проведения соот 
    ветствующего режимного процесса;
  • включать разные коммуникативные конструкции (по 
    ручения, сообщения, вопросы, отрицания), в состав ко 
    торых входят разные грамматические категории (суще 
    ствительные, глаголы, прилагательные, наречия и др.) 
    в зависимости от ситуации общения;
  • быть обеспечен повторяемостью в различных ситуациях 
    общения.

Как правило, воспитатели работают с одной группой детей в течение всего периода обучения или нескольких лет. Осуществляя вместе с сурдопедагогом речевое развитие воспитанников группы, воспитатель на каждом последующем этапе работы с детьми расширяет объем материала, используемого в быту, обогащает лексический состав и грамматическую сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же ситуации с детьми разных лет обучения выглядит по-разному.

В бытовой деятельности используются слова, в значениях которых может быть отражена различная степень обобщения. В одних случаях это слова с конкретными значениями (рубашка, туфли, ешь, не плачь...), в других — с более высокой степенью обобщения (работать, умываться, одеваться, одежда, вещи...). Раскрывая значения слов с высоким уровнем обобщения, необходимо показывать те конкретные действия, которые обобщены в данном слове. Вначале все действия обобщаются одним словом умываться, затем, на последующих годах обучения, значение слова конкретизируется: детям сообщаются названия конкретных действий.

Но только часть слов и фраз, с которыми знакомятся дети в течение выполнения режимных мероприятий, может быть запрограммирована заранее. В процессе нерегламентированного общения при проведении различных режимных моментов постоянно создаются условия, когда по ходу деятельности можно и целесообразно ввести новые слова и выражения, обогащающие разговорную речь детей (хочу пить, устал, потерял, забыл, обидел, ударил и др.). Чаще всего эти слова вводятся в непреднамеренных ситуациях, которые не могут быть учтены заранее. Используя сложившуюся конкретную ситуацию, воспитатель вводит новое слово. Например, придя с прогулки, дети увидели заплаканную няню. Они хотели выяснить у воспитательницы, что случилось. Она пояснила, что тетя Катя расстроена, у нее заболела дочка. Слово расстроена было записано, прочитано детьми, повторялось в соответствующих ситуациях.


В быту воспитатель не только вводит новые слова, необходимые для обеспечения различных речевых ситуаций, но и формирует у детей представления о речевом этикете. Он в реальных бытовых ситуациях демонстрирует детям, как нужно поздороваться, попрощаться, извиниться, поблагодарить. (Тетя пришла: «привет». Воспитатель произносит слово, демонстрирует табличку и использует соответствующий жест.) НО! недостаточно только дать детям образец, необходимо постоянно учить их речевому общению с незнакомыми и знакомыми людьми. Вначале дети делают это по напоминанию взрослого (скажи «привет», поздоровайтесь), а затем дети начнут соблюдать эти нормы по собственной инициативе.

Организовывая бытовую деятельность детей, воспитатель в первую очередь направляет внимание на обеспечение режима дня, формирование навыков самообслуживания, норм поведения и взаимодействия детей. Речь же используется в связи с организацией деятельности и подчиняется ей. Речевой материал, используемый в различных бытовых ситуациях, не доводится здесь до уровня отработки, это первичный этап работы над ним, дальнейшее его усвоение будет обеспечиваться на занятиях по различным видам деятельности, развитию речи, в процессе ознакомления с окружающим.


 

Речевое развитие детей в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной и др.)

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием, фэмп. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушениями слуха.

Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на занятиях по видам деятельности он в большей степени регламентирован и усваивается в тематической логике. Речевой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речи детей, формирования их речевого общения. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. Определяющего фактора развития речи в игре - организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навыки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуждая повторить его за ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях.


Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представлений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. + обогащение речевого развития детей с недостатками слуха: в процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, и определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования. Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.

В процессе умственного развития ребенка особая роль принадлежит занятиям по формированию элементарных математических представлений. Усвоение количественных, временных, пространственных представлений, формирование измерительных навыков предполагает и овладение соответствующей терминологией. Особое значение в процессе усвоения математического материала детьми с нарушениями слуха имеет сформиро-ванность значений слов больше, меньше на...; сколько, столько же, сложи и др.


Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Другие виды занятий воспитателей или организация свободной деятельности детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития дошкольников с нарушенным слухом.

Речевой материал, используемый в процессе организации игр, труда, изобразительной деятельности и конструирования, физического и музыкального воспитания, формирования математических представлений можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся слова и фразы, специфические для данной деятельности, так называемый «терминологический» речевой материал.

Во вторую группу включается речевой материал, отражающий тематику сюжетно-ролевых, дидактических или подвижных игр, рисования, лепки, трудовой деятельности. Часть этого речевого материала может быть знакома детям по различным бытовым ситуациям, экскурсиям, в связи с рассматриванием картинок и др.

Речевой материал третьей группы представляет слова и фразы, связанные с организацией общения детей со взрослым и между собой по ходу деятельности.

При отборе речевого материала к занятиям по разным видам деятельности воспитатель должен учитывать наличие этих трех групп.


Рассмотрим отбор и содержание материала каждой из указанных групп. Любой вид деятельности связан с использованием специфических слов и выражений, которые в других видах деятельности не встречаются. Это названия объектов, действий, признаков предметов. Так как этот речевой материал используется в русле данного вида деятельности, необходимо обеспечить его усвоение на этих занятиях. Поэтому воспитатель заранее отбирает необходимый речевой материал из словаря, указанного к программе данного раздела. Для лучшего запоминания эти слова и фразы заранее пишутся на табличках или фиксируются на доске. Они предъявляются устно и прочитываются устно со слабослышащими детьми или устно-дактильно с глухими детьми, начиная со средней группы.

Педагоги заранее определяют способы раскрытия значения слов:

  • показ предмета (кисточка),
  • демонстрация действия (заштриховать, примакивать; подпрыгнуть, кувыркаться...), свойств (пластилин мягкий),
  • дидактические игры («катится—не катится»),
  • выполнение совместных с ребенком действий (купать куклу) и др.

Слова, сообщаемые воспитателем в связи с определенным видом деятельности, включаются во фразы, необходимые для общения детей и педагога (возьмите кисточки, закрасьте шар). Нельзя сводить работу по развитию речи только к предъявлению специальных слов и выражений, чаще всего обозначающих названия предметов и игрушек. Важное значение должно придаваться накоплению глагольного словаря, т. к. он важен для обеспечения общения с детьми и является основой диалога.

Информация о работе Развитие речи у детей с нарушением слуха в разных видах деятельности