Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 14:25, доклад

Краткое описание

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Вложенные файлы: 1 файл

Представление опыта работы.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений,  а так же использовала  изображение не предметов, а символов например - для изображения диких лесных животных рисуем ёлку, а для обозначения домашних – дом.

Играли с детьми в игру «Заколдуем слова». На листочках нарисованы 5 клеток, в которых нужно заколдовать животных. Медленно произношу слова, а дети изображают карандашом нужные символы (волк, лиса, кошка, ёж, собака), в клетках появляются символы. Этому приёму я уделяю особое внимание. Он служит не только для расширения ассоциативного словаря, развитию логического мышления и памяти, но и способствует развитию связной речи (т.к. дети должны объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке), развитию мелкой моторики (т.к. необходимо быстро схематически изобразить его).

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Заучивание - утомительный процесс для ребёнка, чтобы облегчить запоминание  использовала в работе и такой приём: расскажи стихи руками. Сделать эту работу более творчески мне помог математический планшет. Это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач, а именно:

- автоматизация звукопроизношения;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, зрительного внимания, памяти, мелкой моторики. 

Например, при заучивании стихотворения А.Плещеева «Осень» предлагала детям изобразить при помощи резиночек первую букву каждого слова.

Интересным приёмом мнемотехники на мой взгляд является и пиктограмма - рисунчатое письмо. Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.

 Читаемый детям стишок рисую по ходу чтения. При этом использую знакомые детям символы. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, и дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию. Таблицу – рисунок оставляю на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких дней. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволило повысить компетентность детей в умении пользоваться ими  и эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить её.

Когда этот материал освоен, предлагаю детям составить мнемотаблицу по лексической теме самостоятельно.

При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях  использовала  сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (первоначально схема составляется в ходе обследования предмета, позже дети работают по готовому плану – мнемотаблице).

Затем таблицу преобразовала в пособие, которое мы с детьми назвали "Расскажи о предмете". Пособие позволяет не только составлять полный описательный рассказ о предмете, но и обучает отгадыванию загадок – описаний.

Следует отметить, что дети испытывали некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получались очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы вводила задачи по активизации и обогащению словаря.

  Подчеркну, что мнемотаблицами  не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа.

Параллельно с этой работой использовала речевые и настольно-печатные игры, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, навыки самопроверки.

Чтобы определить эффективность используемых методов в развитии связной речи детей провела промежуточную диагностику.

Результаты промежуточной диагностики показали,  что применение в работе с детьми  приемов моделирования позволило прийти к более высоким показателям в развитии речи детей.

Цель III этапа - развитие речи детей через ТРИЗ - технологию.

Задачи:

- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

- воспитывать творческую личность.

Дошкольное детство - это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

  1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.
  2. Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например, придумать новый дом красивый и необычный.)
  3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом  острове, что с вами может случиться?)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Я составила  картотеку игр и тренингов для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же изготовила необходимые пособия. А именно:                              Пособие «Круги Луллия: с его помощью уточняем знания детей в различных предметных областях; развиваем вариативность воображаемых образов.                                                                                                                          Пособие «Гусеничка»: предназначено для упражнения в  классификации  объектов  по признакам, закрепления умения составлять описательные рассказы, составлять загадки.                                                                          Пособие «Вертолина» - поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области.                                                                                         Пособие «Часы»: использовала на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок, использовала его для  упражнения детей в определении и назывании признаков предметов.

Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.  

           Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала  дошкольников

С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий (ТРИЗ) была проведена следующая работа с родителями:

  • Провела анкетирование по проблеме «Речевое развитие детей».
  • Выпустила памятки «Факторы успешного речевого развития детей».
  • Оформила  папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?»
  • Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
  • Провела консультацию «ТРИЗ в детском саду».
  • Оформила выставку дидактических ТРИЗ - игр.

Результаты  итоговой  диагностики показали, что использование методов данной технологии, значительно повысили уровень связной речи детей. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение,  применяют полученные знания в повседневной жизни.                                                                                                                               

Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Работу по данной теме планирую продолжать и в дальнейшем.

 

Список использованной литературы:

1.Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/  М.М. Алексеева, В.И. Яшина.  -  М.: Просвещение. - 1997.

2.Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А.М. Бородич.  2-е изд. - М.: 1984.

3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.

4. Дьяченко О.М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006

5. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.

6. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7. Периодические издания:

- «Дошкольное воспитание»

 № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г.), № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г.), № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г.), № 5, 9 (1998 г.);

- «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.)

 


Информация о работе Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов