Развитие связной речи у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:01, доклад

Краткое описание

Принципиальным моментом методики логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, является первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:
динамичен, в нем происходит быстрая смена действий
смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события
описательный рассказ же статичен, фактически не имеет заданной извне программы, ее необходимо создавать намеренно и самостоятельно.

Вложенные файлы: 1 файл

DOKLAD_PO_TEME_M-KA_Vorobevoy.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Конспект занятия  - Знакомство детей с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

 

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Дикие животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.

Цель занятия: познакомить детей с новыми средствами синтаксического сцепления предложений – местоимения, производные слова, контекстные синонимы.

Задачи:

- (обучающая) познакомить детей с новыми  способами связи предложений  в рассказе; закрепить основной  способ – прямой лексический поворот; закрепить и уточнить знания детей о диких животных; учить образовывать производные слова, т.е парадигмы словообразования;

- (развивающая) развивать точность, прочность запоминания;

- (воспитательная) воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

                                                 Ход занятия:

 

 

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

 

 

 

 

 

Повторение

изученного

 

 

 

 

 

 

Построение картинно-графическрго плана

 

 

 

 

 

 

Новый материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

 

 

Итог

 

 

 

 Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

Дидактическая игра «Кто, где живет»

 

 

Чтение рассказа:

Как-то раз пастух в поле поймал лисенка.

Лисенка принесли ребята.

Ребята посадили лисенка в пустой амбар.

Прямо за амбаром начинался лес.

Ночью из леса пришла лисица.

Лисица принесла лисенку зайчонка.

 

 

- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем  не словами, а картинками.

Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.

 

Знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений в рассказе

 

Посмотрите какая схема у нас получилась.

А почему мы можем назвать эти предложения рассказом?

- Правильно, за счет такого поворота  картинок осуществляется связь  отдельных предложений в единое целое – рассказ.

- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.

 

 

Мишка шел, шел, шел,

Пирожок нашел,

Сел, поел

И дальше пошел.

 

 

« Будь внимателен»

«Прочитайте» первое предложение, а к первому слову второго предложения необходимо подобрать новое слово, так чтобы не разрушить рассказ.

ФИШКА ЗАПРЕТА

Таким словом может быть?

 

Дальше по тексту производим лексические подстановки и можно сделать вывод – Содержание рассказа не меняется.

 

 

Один ребенок « прочитывает» предложение так как оно дано в рассказе, а другой с новым словом – поочередно.

 

 

 

 

 

Что нового узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садится.

 

 

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

 

Ребята внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

Ребята самостоятельно выстраивают смысловую программу к рассказу из предложенных педагогом картинок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«читают» предложение.

 

 

Дети выполняют действия соответствующие тексту.

 

 

 

Можно заменить на –

«этого лисенка» или «детеныша»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.

 

 

 

 

Ответы детей.


Конспект занятия  по формированию навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста

 

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Хлеб. Профессии. Обучение  пересказу.

Цель занятия: познакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения.

 

Задачи:

- (обучающая) обучение умению выделять и  осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового, планов рассказа; закрепить умения  рассказывания об одном и том же предмете по разному;

- (развивающая) развивать умение устанавливать  причинно-следственные связи;

- (воспитательная) воспитывать уважение к труду хлебороба;  воспитывать самооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.

Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, а так же людей разных профессий: шофера, пекаря, комбайнера и предметов для них, наглядные схемы.

 

                                  Ход занятия:

 

 

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

 

 

 

 

 

 

 

Повторение

изученного

 

 

Предъявление

нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

 

 

 

 

Составление рассказа по сюжетным  картинкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 Здравствуй, ребята, приготовимся  к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

 

За правильный ответ получите фишку.

 

Дидактическая игра «Кто, что нужно?»

 

 

 

Упр. На восстановление порядка картин серии, объединенных одной темой.

 

-Сейчас, послушайте рассказ и  отберите из ряда предложенных  сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный  рассказ.

 

Чтение рассказа:

 

Наступила осень.

В поле созрел хлеб.

Начались полевые работы.

Рано утром встают комбайнеры, выводя свои корабли на поля.

Им помогают убирать хлеб шофера на грузовиках.

Струится золотое зерно в кузов грузовика.

Все люди будут благодарны за их тяжелый труд.

 

Расположите картинки в последовательности протекания событий.

К каждой картинке произнесите предложение.

 

-Ой, налетел ветер и что-то  сдул с доски, какой картинки не хватает?

 

Встаньте в круг:

 

Листья осенние в небе кружатся

Листья осенние на землю ложатся,

И под ногами шуршат и шуршат,

Словно опять закружиться хотят.

 

Дети повторяют за педагогом отраженно, каждое предложение по картинкам.

 

Самостоятельно составьте рассказ по картинкам, которые мы выбрали.

А все внимательно слушают и потом скажете получился рассказ или нет и почему?

 

 

- А поможет нам в этом схема.

 

 

 

Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

Посмотрите кто у нас собрал самый богатый урожай?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет хлебобулочное изделие и садится.

 

 

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

 

 

 

Внимательно слушают, затем выбирают картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске и правильно выставляют картинки.

 

 

Внимательно восстанавливают картинку.

 

 

Повторяют движения и проговаривают стих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу и работу товарищей.

 

 

 

 

 

Подсчитывают фишки.


 

 

 

 

ссылки на литературные источники:

Воробьева.В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.М.: Астрель, 2006.

 

 

Ботоева Юлия Александровна, учитель логопед,ДОУ д/с компенсирующего вида № 194, г. Омск, 644076ул. 50 лет ВЛКСМ 12-15, тел. 57 10 16, сот 8 91 969 78 08

Email:       kincha74@mail.ru                                                

 

                                                                                

                                                                       

                                                                           

                                                              

 

 


Информация о работе Развитие связной речи у детей с ОНР