Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:28, реферат

Краткое описание

Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах (2).docx

— 51.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

  «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 20 по 24 января 2014 года

2 сессия с 3 по 7 февраля 2014 года

 

 

 

Выполнила :

Петрова Елена Петровна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

 м.р. Исаклинский

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

Введение

Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка. Но, несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации учебного процесса, так как речь современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира.

Проблема. В процессе обучения учащиеся не всегда способны к творчеству, а педагог не всегда уделяет должное внимание развитию данных способностей у детей. В результате этого учащиеся мало интересуются творческими работами (изложениями, сочинениями), в то время как эти занятия способны значительно развить художественный вкус, творческое мышление, воображение и многие другие качества, необходимые для формирования личности, способной принимать нестандартные решения, умеющей творчески мыслить. 

В связи с этим возникла необходимость в целенаправленной работе по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Следовательно, цель моей работы: развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач: 

  1. научить способности видеть проблему там, где её не видят другие;  
  2. научить способности находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства;
  3. научить способности доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла;
  4. научить способности строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных проблем.

В итоге работы, я ожидаю получить такой результат, ученики смогут видеть проблему там, где ее не видят другие; смогут находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; смогут дорабатывать  детали, совершенствовать первоначальный замысел; смогут строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных проблем.

 

Основная часть

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. 

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. 

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа». В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). 

Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. 

Важной целью образования в данных условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие  творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности. Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения за счёт изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Во многих случаях использование современных средств ИКТ и  IT-технологий даёт возможность дифференциации процесса обучения школьников за счёт использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам. Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно применяемые в урочной и внеурочной деятельности младших школьников, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения, а значит и росту  их познавательного интереса.

Основной целью работы учителя по развитию творческих способностей учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к обучаемому. Процесс информатизации нашей школы обеспечил оснащение её современной компьютерной техникой, предоставил доступ к компьютерам педагогам и учащимся.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников.

Методическим средством организации может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению, т.к. это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.

В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы.

Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, пер­сональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.

Использование на уроках электронных презентаций

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску — как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе.

Создание и применение на уроке электронных презентаций сегодня весьма актуально. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся, и для учителя, не отвлекать внимание школьников на внешнее оформление.

Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не один раз, а систематически.

Что же нового дает использование мультимедийных презентаций?

Во-первых, удобство демонстрации.

Во-вторых, методические преимущества:

Возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника, помогает организовать наблюдение, «учит видеть».

В-третьих, решение дидактических задач, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развивается коммуникативный потенциал личности.

Целями использования презентации на уроке могут быть:

    1. актуализация знаний;
    2. сопровождение объяснения нового материала;
    3. первичное закрепление знаний;
    4. обобщение и систематизация знаний.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно дополнить слайдами, но не в виде простого текста.

Они могут быть представлены как небольшой видеоряд, фотографии демонстрационных опытов, проведённых ранее, рисунки из учебника, требующие комментария и т. д.

 Для того чтобы  учащиеся лучше вспомнили изученный  материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причём их оформление не стоит резко менять под новый фон — так лучше срабатывает ассоциативная память.

 На некоторых слайдах  могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, так как при этом теряются эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдёт в русле «угадай следующий слайд (ответ)».

Первичное закрепление материала обычно проводят в виде беседы или выполнения заданий. В первом случае материал, предъявляемый для вопросов, может быть оформлен на слайдах презентации. Кроме него и самих вопросов уместно также предложить некий обобщённый материал по ответам учащихся. 
Можно предложить школьникам для повторения и дальнейшего самостоятельного комментирования несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, но это должен быть наиболее значимый материал. Во втором случае предпочтительнее использовать индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение.

Информация о работе Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах