Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:28, реферат

Краткое описание

Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах (2).docx

— 51.25 Кб (Скачать файл)

Если презентация предусмотрена на всех этапах урока, то части её лучше выделить различным фоном, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не сделать его монотонным и однообразным.

Обобщению и систематизации знаний, как правило, посвящают отдельный урок. Кажется, что нет смысла проводить его с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы (обычно не менее 5 уроков) этот вид наглядности ни разу не использовался. В этом случае учащиеся будут обращать больше внимания на форму, а не на содержание урока. В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы.

На уроках русского языка использование ИКТ, презентаций является особенно необходимым при подготовке к написанию сочинений. Так при знакомстве с творчеством художника, можем видеть, сравнить несколько картин, можем более подробно рассмотреть картину, которую будем описывать, с разных сторон, с разных точек зрения. Вместе с этим можно вывести на экран различные упражнения по подготовке к написанию сочинения. Например, вставить готовый текст описание, а затем его же, только с пропущенными словами, чтобы ребята могли его восстановить.

Такая форма работы расширяет кругозор ребят, даёт возможность образно мыслить, при глубоком, подробном рассмотрении можно даже почувствовать цвет и запах картины, т.е. развивает творческие способности учащихся. Соответственно и результат выше, чем без использования ИКТ.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, для развития творческих способностей, ученик тоже может участвовать в создании презентации.

Однако хотелось бы остановиться на некоторых трудностях:

  1. Новейшие технические средства, хорошая техническая база в школе, оснащенность каждого кабинета – вот, что дает возможность более эффективного обучения.
  2. При работе с компьютерами трансформируются взаимоотношения учитель – ученик, исчезает целостная система обучения, на учителя возлагается трудоемкая работа……
  3. Сложность заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием ИКТ – самое простое и приятное дело. А найти часы (и минуты!) на осуществление подготовительного этапа – самого важного в этом процессе - вот основная проблема

Использование современных информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка способствует повышению познавательной активности и творческих способностей  подрастающего поколения.

И все-таки, несмотря на увлечённость всеобщей школьной компьютеризацией, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью, это  всего лишь  дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития.

А потому выходит, что какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали школы, - без живого, творческого подхода к преподаванию не обойтись.

УСЛОВИЯ

В нашей школе требования к кадровым, материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования выполняются.

Все учителя начальных классов прошли курсы по повышению квалификации по ФГОС, имеют большой стаж работы 25 – 35 лет, с высшей категорией один учитель, остальные имеют первую категорию.

В школу поступил полный комплект оборудования для начальных классов: компьютеры, интерактивная доска, проектор, принтер, цифровой микроскоп, документ-камера, программные продукты, системы PROLog и PROClass, конструкторы и др. Для работы с системой PROClass не хватает знаний, а получить консультацию в нашей школе не у кого, поэтому в этой системе использую только предложенные тесты.

Наша школа участвует в проекте «Школа цифрового века». Учителя получили возможность получать электронные методические газеты и журналы по выбору через интернет.

Хотя в моем классе 3 ученика, один из них с ОВЗ – нарушение речи. По рекомендации СОКБ имени Калинина рекомендованы занятия с логопедом, но такового у нас в школе нет, поэтому занятия с логопедом не проводятся. С детьми с ОВЗ проводятся только индивидуальное обучение. В школе также нет психолога, детей с ОВЗ рассматривает только ПМПК, не возможно своевременно выявить одаренных детей.

 

Выводы

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования ИКТ на уроках русского языка:

1)  повышение  эффективности учебного процесса  за счёт внесения разнообразия  на разных этапах урока;

2)  усиление  наглядности;

4) осуществление  индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной  для себя скоростью);

5)  расширение  объёма предъявляемой учебной  информации;

6)  улучшение  организации урока (дидактический  материал всегда имеется в  достаточном количестве), улучшение  качества образования.

7)  повышение  качества контроля знаний учащихся  и разнообразие его формы;

8)  включение  учащихся в коллективную деятельность  в парах;

9)  повышение  интереса ребенка к изучению  предмета (и к учению в целом);

10) активизация  творческих способностей ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества, развитие личности.

Таким образом, применение компьютера на уроках русского языка в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.

  Однако  существуют недостатки и проблемы  применения ИКТ:

- нет компьютера  в домашнем пользовании некоторых  учащихся;

- недостаточная  компьютерная грамотность учителя;

- отсутствие  контакта с учителем информатики;

- отсутствие  необходимого оборудования в  классе (доступа к сети  Интернет).

 

Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.
  2. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» № 2 2009г.
  3. Козлова В. В., Кондакова А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; — М. : Просвещение, 2011
  4. Колесникова Ю.А. Первое место – компьютеру. «Начальная школа. Плюс до и после» № 7 2007г.
  5. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М. : Просвещение, 2013

Нормативные документы  

    1. Закон РФ об образовании
    2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
    3. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
    4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе».Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А.В. Баранников
    5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

 

Интернет ресурсы:

  1. Бердникова А. Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании
  2. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  3. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области
  4. http://www.pravoteka.ru/pst/908/453593.html
  5. http://festival.1september.ru/articles/521181/

 

 

 


Информация о работе Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах