Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:12, реферат
Воображение: понятие и особенности. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста. Игра и развитие творческого воображения старших дошкольников.
Ещё один путь для развития воображения – это специальные игры. Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и придумать их назначения (Субботина 2006).
С детьми можно также провести игру «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
В игру можно и превратить и методику: раздать каждому играющему карандаши и наборы листочков с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломанными линиями, но, конечно, у каждого играющего должны быть одинаковые наборы фигурок). Все дети должны за 10-15 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно, чтобы получились предметные изображения. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, то есть таких, которые не встретились у других играющих.
Можно вместе придумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, сломанная ветка, морозные узоры на стекле, камушки на берегу.
Можно использовать и такие задания: сочинить про цветные кружочки и палочки разной длины, нарисовать вместе картинку и придумать по ней сказку, составить план сказки и потом рассказать ее.
В обычном, повседневном общении с детьми следует давать им больше инициативы, ставить новые, неожиданные задачи. Пусть решают сами. Пусть сумеют вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие характеры, особенности поведения других людей.
Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха? А в замке Людоеда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? А теперь представьте себе, что к тебе прилетел Карлсон, что вы будете делать? А если ты встретишь Маугли? В ответах на такие вопросы и зарождается проникновение в другую личность, складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, ко всему миру.
Ребёнку трудно разобраться в многообразии возможных поворотов сказок и столкновений персонажей. Взрослые должны быть рядом, помогая в трудные моменты, но не перехватывать инициативу.
Все дети разные. Одному достаточно только предложить что-нибудь придумать, сочинить, выдумать, и тут же радостно вспыхнут глазёнки и начнется сначала неумелый, а потом все более совершенный творческий поиск. А другой постарается уйти, спрятаться за уже знакомые сюжеты и задания, передать право первооткрывателя взрослому или другому ребёнку. Один очень быстро и охотно включится в любую новую игру, а с другим надо неоднократно возвращаться к одному и тому же (Дьяченко 2007: 45-50).
Очень важно не форсировать творческими достижениями ребёнка, не сравнивать детей между собой, хваля одного и принижая, стараясь подхлестнуть, другого. У каждого ребёнка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности. Необходимо внимательно присмотреться к каждому ребёнку. Может быть, если он смелый и категоричный, уже можно прививать ему некоторую критичность к своим творческим продуктам. Если застенчив и не уверен в себе, то лучше пока просто подбодрить и поддержать почти любую инициативу. Если ребёнок стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы научить его задерживаться на одном задании, находить новые интересные детали, насыщать знакомое новым содержанием, усматривать более глубокие связи, чем те, которые выступают на первый взгляд. И наоборот, если в играх и занятиях взрослому трудно сдвинуться с места, и ребёнок увязает в бесконечных деталях, то лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренировать ребёнка в умении переходить от одной идеи к другой, от одного решения к другому (Субботина 2006).
Итак,
мы выделили и охарактеризовали, на
наш взгляд, наиболее важные психолого-педагогические
условия по развитию творческого воображения.
Учёт и выполнение данных условий будет
способствовать более эффективной работе
по развитию творческого воображения
в игре.
В
результате анализа психолого-
список
использованной Литературы
1. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. – 55 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: «Союз», 1997. – 93 с.
3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 45-50.
6. Субботина Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 189 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
Информация о работе Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игре