Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление особенностей математического
развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
Задачи исследования:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до
эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в
свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.

Содержание

Введение.....................3
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего
дошкольного
возраста....................5
1.1. Понятие, история, проблемы
математического развития младших
дошкольников...............5
1.2. Современные требования к математическому
развитию детей дошкольного возраста....28
1.3. Психолого-педагогические основы
математического развития
детей-дошкольников...........33
Выводы......................45
Литература...................48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая математика.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными

способностями для того, чтобы  связывать друг с другом временные,

пространственные и причинные  последовательности и включать их в  более широкую

систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а

эти связи усваиваются  им в результате непосредственного  восприятия вещей и

деятельности с ними. При  классификации объекты или явления  объединяются на

основе общих признаков  в класс или группу, например: все люди, которые умеют

водить машину и т.д. Классификация  вынуждает детей подумать о том, что лежит

в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо

сделать заключение о них.

Основные представления  о постоянстве, операциях классификации  и сериации

образуют более общую  схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни.

Они создают фундамент  для выработки логического последовательного

мышления.(13-15,25,32-33).

 

                               ЛИТЕРАТУРА:                              

1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М. : Просвещение 1990г.

2. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г.

стр. 11 -16, 40.

3. Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. "Проблемы восприятия

пространства и пространственных представлений". -М.: 1961г. стр.84-88.

4. Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое

письмо. - М.: 1945 г. стр. 6-8.

5. Волковский Д Л."Руководство к "Детскому миру" в числах". -

М.: 1916г. стр.7-11,13,24.

6. "Вопросы психологии" 1966г. № 4. стр 121-126.

7. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей  дошкольного возраста". -М.: Просвещение 1989 г.

8. Гальперин П.Я. "Введение  в психологию". - М.: 1976г.

9. Гальперин П.Я. " О методе  формирования умственных действий". Хрестоматия

по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.

10. Глаголева Л.В. "Сравнение  величин предметов в нулевых  группах школ" Л-М.

: Работник просвещения  1930г. стр. 4-6, 12-13.

11 .Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г. стр. 13-20.

12. Дошкольное образование  в России. Министерство образования  РФ. - М. :

Изд.АСТ, 1997г., 8-45, 147, 155.

13.Дошкольное воспитание , 1969г. № 9 стр. 57-65.

14.Дошкольное воспитание , 1972г.№ 12 стр.44-48.

15.Дошкольное воспитание , 1988г. № 2 стр. 26-30.

16.Дошкольное воспитание , 1979г. .№ 10 стр.59-62.

17.Дошкольное воспитание , 1981г. № 3 стр. 55-56.

18.Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение

1992г.

19.Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры

дошкольника» М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.

20.3вонкин А. "Малыш и  математика, непохожая на математику". Знание и сила,

1985г. стр. 41-44.

21 Логинова В.И. "Формирование  у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о

материалах и признаках, свойствах и качествах". -Л.: 1964г

22. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. -М. : Педагогика 1988г. стр.

170-194.

23. Каменский Я.А. Избранные  педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г.

стр. 10-51.

24. Логинова В.И. "Формирование  умения решать логические задачи  в дошкольном

возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических

представлений в детском  саду". -Л. : 1990г. стр.24-37.

25. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г.стр.

17-20.

26. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е.-М. : Изд. "Задруга" 1920г. стр.

182-183.

27. Морозова М. , Тихеева  Е. " Счёт в жизни маленьких  детей". Изд. 2-е. -М.-

Л. : Госиздат 1927г. стр.6-13, 66.

28. Менчинская Н.А. "Психология обучения арифметике". АПН РСФСР 1955г. -М.

стр. 164-182.

29. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр.

11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

30. Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста.

Использование игровых методов  при формировании у дошкольников математических

представлений". -Л. : 1990г. стр.47-62.

31. Носова Е.А. "Формирование  умения решать логические задачи  в дошкольном

возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических

представлений в детском  саду". -Л. : 1990г. стр.24-37.

32. Непомнящая Н.Н. "Психологический  анализ обучения детей 3-7 лет  ( на

материале математики)".-М. : Педагогика 1983г. стр.7-15.

33. Обухова Л.Ф. "Этапы  развития детского мышления "- М. : МГУ, 1972г.

стр.41-74.

34. Плаксе Ж. Избранные  психологические труды. - М. 1969г.

35. Песталоцци И.Г. Избранные  педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика

1981г. стр.167-168.

36. Проскура Е.В. "Развитие  познавательных способностей дошкольника  ".Под

ред. Венгер Л.А. -Киев :1985г. стр. 39-42.

37. Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного

возраста". - М. : Просвещение 1982г.

38. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием

".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.

39. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений

дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.

40. Ушинский К.Д. Избранные  педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г.

стр.651 -652.

41. Фребель Ф. "Воспитание человека ".-М. Изд. К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.

42. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. стр.

28-32,97-99.

43. Shencer A. Rathus. Inderstanding Child Development N.Y.  1988. P.83-86

44. Schmidt H.D. Allgemeeine Entwicklung spychlolgie. 1977 p.45-49

                               

                     Этапы формирующего эксперимента                    

     1 Этап - были  предложены следующие игры на  развитие математических

представлений:

«Переполох» цель - формирование умения различать контрастные и  смежные части

суток.

«Что изменилось?» цель- развитие понимания схематичного изображения позы

человека.

«День рождения куклы» цель - умение различать цвета и формы.

«Запомни картинки» цель - развитие внимания и памяти, различение

геометрических фигур  по характерным признакам.

«Повторяйте друг за другом»  цель - развитие понимания схематичного

изображения позы человека.

«Чем похожи, чем различаются», «Будем считать» цель - учить ребёнка

количественному и порядковому  счёту.

«Найди каких игрушек поровну», «Подбери пару» цель - учить ребёнка

количественному и порядковому  счёту.

«Зверюшки на дорожках» цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и

размер; размер и цвет).

«Мастерская форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах,

выделение их по характерным  признакам.

«Нарисуй картинку палочками» цель - развитие мышления, порядковый и

количественный счёт.

«Учимся сравнивать» цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.

«Раскрась предметы разных геометрических форм» цель - развитие представлений

о геометрических фигурах.

«Что дальше?» цель - развитие количественного и порядкового  счёта. «Игры с

блоками Дьенеша» цель - развитие количественного и порядкового счёта,

величина, длина, ширина, высота, цвет. Умение сравнивать два свойства

одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет.

«Когда это бывает?»  цель - развитие представлений о  времени и частях суток.

«Цветные дома» цель - выделение  одновременно двух свойств фигур: форма  и цвет.

«Цветное лото» цель - выделение  размера и цвета.

2 Этап - следующие игры :

«Что изменилось?», «Кто здесь  прячется?» цель - ориентировка в групповой

комнате, умение двигаться  в заданном направлении.

«Что досталось тебе?»  цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими

материалами.

«Внимание - угадай-ка» цель - манипулирование с жидкостями.

«Определи различия на глаз»  цель - развитие памяти, умение обобщать все

геометрические фигуры.

«Учимся находить видимые  различия» цель - ориентировка на плане  в группе и на

участке по плану.

«На что похоже?» цель - развитие внимания, обобщение геометрических форм по

размеру.

«Половина к половинке», «Точечки»  цель - количественный и порядковый счёт.

«Волшебная мозаика» цель - обобщение геометрических фигур  по цвету.

Игры с блоками Дьенеша - с усложнением.

«Гномы с мешочками» цель - развитие умения выделять пространственные

отношения (вверх- вниз, направо- налево, сбоку- сверху, сзади-спереди).

«Учимся сравнивать» цель - умение сравнивать предметы по длине , ширине, высоте.

«Кто ушёл и где он спрятался?»  цель - умение двигаться в заданном направлении

по устной команде.

«Передай пакет» цель - количественный и порядковый счёт.

«Куда залетела пчела?» цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на один

больше, на один меньше).

Лото «Цвет и форма» цель - развитие представлений о  цвете и форме, обогащение

мышления.

«Логическое лото» цель - счёт и геометрические фигуры.

     3 Этап - следующие  игры:

«Внимание» цель - умение ориентироваться по плану детского сада.

«Что изменилось?» цель - ориентировка с усложнением.

«Чем похожи, чем различаются?»  цель - умение выделять одновременно два

свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер). «Продолжи ряд.

Точечки» цель - количественный и порядковый счёт. «Исправь ошибку»  цель -

умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.

Лото «Сосчитай», «Назови  соседей» цель - развитие порядкового  счёта. «Кто

знает, пусть дальше считает!»  цель - счёта обратном направлении. «Чудесный

мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.

«Разрезные картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры и развитие

мышления.

«Копирование и зарисовка  геометрических фигур» цель - геометрические фигуры и

счёт.

«Когда это было?» цель - развитие умения различать контрастные  части суток,

определение их последовательность вчера- сегодня-завтра).

«Быстро – медленно» цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер.

«Кубики для всех» цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять

определённый орнамент по образцу (схеме).

 


Информация о работе Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций