Развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
на основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования;
изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_moya.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Процесс выделения и осознания ребенком мнемической цели изучался З.М.Истоминой. Было установлено, что выделение мнемической цели ребенком дошкольного возраста происходит в том случае, когда он сталкивается с условиями, которые требуют от него активного запоминания и припоминания.

В исследовании 3. М. Истоминой было также обнаружено, что припоминание раньше, чем запоминание, приобретает произвольный характер. Экспериментальные материалы, полученные 3. М. Истоминой, показали, что, только обнаружив свою несостоятельность при воспроизведении данного ему поручения, ребенок осознавал тот факт, что он не был достаточно активен при выслушивании поручения и не сделал ничего для того, чтобы его запомнить[17].

Материалы, полученные в работе Н. А. Корниенко, также указывают на наличие у детей всех возрастов дошкольного детства обобщений запоминаемого материала, объединения его в смысловые группы.

Использование дошкольниками в процессе запоминания смысловой группировки уже само по себе свидетельствует об осмысленном характере их памяти и может служить для опровержения положения о механическом характере памяти детей в дошкольном возрасте. Многие психологи считали, что одной из основных особенностей детской памяти является ее механичность. Штерн, Коленаре, Третер говорили о преимуществе механического запоминания у маленьких детей.

Участие речи в установлении смысловых связей внутри запоминаемого материала является одним из центральных факторов развития памяти в дошкольном возрасте. Замещение наглядно-образных связей, имеющих место на первых этапах дошкольного детства, связями речевыми знаменует собой переход к внутренне опосредствованному запоминанию, что делает возможным развитие у детей словесно-логической памяти[7].

Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели.

В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала[5].

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6 - 7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчаёт установление между ними логических связей, что облегчает их запоминание.

Рассматривая влияние памяти на развитие личности, отмечается, что память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.

Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

Память имеет огромное значение в жизни и деятельности людей. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Прошлый опыт сохраняется в памяти[3].

Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

Кроме того, память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков[4].

Наблюдения за психическим развитием детей и специальные исследования показывают, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении.

Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью.

Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками[18].

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе[2].

Таким образом, можно выделить следующие особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная  память;

- память, все больше объединяясь  с речью и мышлением, приобретает  интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает  опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной  памяти как способности к регуляции  данного процесса сначала со  стороны взрослого, а потом и  самого ребенка;

- формируются предпосылки для  превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления обобщения  опыта поведения, опыта общения  ребенка со взрослыми и сверстниками  развитие памяти включается в  развитие личности.

 

 

1.3 Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

Помимо нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФНР, а именно, памяти.

У воспитанников снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Дошкольники забывают сложные инструкции, заменяют элементы задания, путают последовательность заданий. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности[25].

Кратковременная слуховая память соответствует нормальному развитию. Наблюдается нарушение оперативной памяти. Моторная память у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием лучше, чем зрительная и слуховая. Смысловая память преобладает над механической. Процесс опосредованного смыслового запоминания у детей с нарушениями речи сформирован хуже, чем у нормально развивающихся сверстников. Для запоминания воспитанникам необходимо большее число повторений. Детям трудно длительное время удерживать в памяти слуховую информацию и воспроизводить ее. Им необходима помощь педагога в виде подсказок. Воспроизведение отличается частыми перестановками и пропусками слов.

Двигательная память детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. Для них характерен малый объем запоминания по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, при воспроизведении движений отмечается замедление или ускорение темпа, отмечаются трудности при переходе от одного двигательного элемента к другому[12].

Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания. Однако при имеющихся трудностях у детей остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Изучая    процесс    освоения   группировки    как запоминания, П.И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается   раздвоение   умственной   и   мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию мыслительной группировки, дети забывают о том, что надо запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать. Дети старшего   и   среднего  дошкольного   возраста, успешно овладевая классификацией, сознательно используют ее в качестве способа запоминания[1].

Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал.

Для данной категории детей типичен средний уровень сформированности зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные с сужением объема зрительной памяти, наиболее частотны замены эталонных изображений близкими по семантическим характеристикам). Низкий уровень речеслуховой памяти является также характеризующим данную категорию детей: неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки соскальзывания на побочные ассоциации, снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания.

Нарушения речи накладывают отпечаток на формирование неречевых психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым недоразвитием и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития памяти[14].

Таким образом, изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез памяти детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией. Фонетико-фонематическое недоразвитие, безусловно, накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с речевой патологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

    1. Подбор методик по изучению уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

Наше исследование проходило на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 42 «Берёзка» г. Белгорода в подготовительной к школе группе. Общее число испытуемых составило  5 человек.

Целью нашего исследования было исследование уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Для выявления уровня развития памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выбраны следующие методики:

1.Для изучения особенностей развития произвольного запоминания в дошкольном возрасте была использована методика из серии опытов П.И. Зинченко[8]. Необходимо иметь ряд картинок: холодильник, стол, стул, плита, огурец, томат, свекла, курица, гусь, утка, кукла, машинка, мяч.

При изучении произвольного запоминания детям предлагалось запомнить картинки, используя для этого классификацию их по группам, то есть как специальное средство для запоминания. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок воспроизвел все картинки, средний - когда ребенок воспроизвел 8-9 картинок, низкий - когда ребенок воспроизвел 5-6 картинок.

2. Для исследования эмоциональной памяти предлагается методика «Когда тебе было весело». Ребенку предлагается посмотреть ряд картинок с изображением каких-либо эмоций: грусть, злость, радость, страх, смех и т.д. Затем у ребенка спрашивают: «Тебе нравятся эти картинки? Что нарисовано на этих картинках? Вспомни момент из своей жизни к каждой картинке. Почему тебе было грустно?» и др. Обязательно дать ребенку время на обдумывание. Не принимаются ответы-фантазии. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок вспоминает адекватную картинке ситуацию, средний - когда вспоминает 4-5 ситуаций к 8 предложенным картинкам, низкий - когда вспоминает только момент радости, злости и смех.

3. Проверка смысловой памяти.

Ребенку предлагается послушать такие фразы, например:

Осенью идут дожди.

Дети любят играть в прятки.

В саду растут груши и яблоки.

В небе летит самолет.

Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые он запомнит. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте ему еще раз.

Ребенок 5-6 лет обычно справляется с этим заданием после 2-ой или 3-й попытки. Результат является неудовлетворительным, если ребенку не удалось воспроизвести половину предлагаемых предложений после 3-й попытки. Высокий балл ставится ребенку тогда, когда он справился со всем заданием после 2-3 попытки, средний балл - когда ребенок повторил половину предлагаемых фраз после 2-3 попытки, низкий бал - когда ребенку не удалось воспроизвести половину предлагаемых предложений после 3-й попытки[9].

4. Исследование зрительной  памяти (эту методика используется в качестве изучения образной памяти) проводиться методикой «Нелепицы». Эту методику предлагает Рогов Е.И. Картинки, изображающие нелепые ситуации, можно заимствовать из методического пособия С.Д. Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».

Картинку предъявляют ребенку нейтрально; при этом ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей работе, а ты пока, чтобы не скучать, посмотри вот эту картинку».

Информация о работе Развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи