Развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
на основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования;
изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_moya.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Ребенок получает картинку, а педагог делает вид, что занят делом. В течении 30 секунд ребенок рассматривает картинку, а педагог в это время внимательно, но не заметно следит и фиксирует возможные проявления ориентировочной деятельности. Через 30 секунд картинку у ребенка забирает; педагог фиксирует спонтанные высказывания ребенка. Если он молчит, то по истечение 15 секунд ему задают вопросы в определенной последовательности:

Понравилась ли тебе картинка?

Что тебе понравилось?

Что там нарисовано?

А что еще? Может быть вспомнишь?

Что же там смешного?

А может быть такое в жизни? Может быть тут что-то перепутано?

В тех случаях, когда ребенок сразу оценивает ситуацию, как нелепую, и активно называет запомнившиеся ему фрагменты, все перечисленные вопросы соответственно снимаются.

При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и эмоциональные реакции его при изучении объекта и количество воспроизведенных фактов. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок адекватно оценил ситуацию и вспомнил многие детали, средний - когда ребенок адекватно оценил ситуацию с помощью вопросов взрослого, вспомнил изображенную на картинке ситуацию яркие моменты на картинке, низкий - когда ребенок с помощью вопросов взрослого оценил ситуацию и вспомнил только изображенную на картинке ситуацию[16].

5. Проверить моторную  память можно с помощью методик, описанной в книге «Детская  практическая психология» под редакцией Т.Д. Марциновской. Ребенку предлагается выполнить по памяти серию инструкций, например: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть и яблоко. Таких действий в инструкции может быть для старших дошкольников от 7 до 10. Обязательно, перед тем как начать работу, ребенку предлагается прослушать внимательно инструкцию до конца. Затем взрослый фиксирует правильность последовательность выполнения инструкции. Высокий балл ставится за то, что ребенок с одного повторения правильно последовательно выполнил все предложенные действия; средний - когда ребенок после двух повторений выполнил все действия, но в неправильной последовательности; низкий - когда ребенок выполнил правильно 4-5 действий[13].

 

2.2 Анализ результатов исследования

На основе подобранных методик нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.

Проведенное исследование особенностей развития памяти у  детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи показало следующие результаты.

После обработки данных по методике из серии опытов П.И. Зинченко для изучения особенностей развития произвольного запоминания мы получили следующие результаты (таблица 2.1).

 Результаты методики  из серии опытов П.И. Зинченко для изучения особенностей развития произвольного запоминания

Таблица 2.1

Список детей

Высокий

Средний

Низкий

1

Дмитрий  А.

 

+

 

2

Елизавета М.

   

+

3

Ксения Л.

 

+

 

4

Ольга К.

   

+

5

Степан К.

   

+


Проведенная диагностика выявила следующие показатели: высокий уровень составил 0 %, то есть ни один ребенок не воспроизвел все картинки; два ребенка воспроизвели 8-9 картинок, что подтверждает  средний  уровень произвольного запоминания - 40 %; низкий –  60 %, говорит о том, что три ребенка назвали 5 картинок, что соответствует данному уровню развития произвольного запоминания.

Для исследования эмоциональной памяти предлагается методика «Когда тебе было весело». Проведя её, мы получили следующие результаты (таблица 2.2).

Результаты методики «Когда тебе было весело»

Таблица 2 .2

Список детей

Высокий

Средний

Низкий

1

Дмитрий  А.

 

+

 

2

Елизавета М.

   

+

3

Ксения Л.

 

+

 

4

Ольга К.

 

+

 

5

Степан К.

   

+


Проведя данную методику, были получены следующие данные: высокий уровень составил 0 % - дети  не справились полностью с заданием, не вспомнили адекватные картинке ситуации; средний –  60 %, то есть три дошкольника вспомнили 4-5 ситуаций к 8 предложенным картинкам, что соответствует данному уровню; низкий –  40 % - два дошкольника вспомнили только моменты радости, злости и смеха.

Проверка смысловой памяти показала следующие результаты (таблица 2.3).

Результаты методики проверки смысловой памяти

Таблица 2.3

Список детей

Высокий

Средний

Низкий

1

Дмитрий  А.

   

+

2

Елизавета М.

   

+

3

Ксения Л.

 

+

 

4

Ольга К.

   

+

5

Степан К.

   

+


Были получены следующие данные: высокий  балл составил 0 %, так как дети не смогли справиться со всем заданием после 2-3 попытки; один ребенок повторил половину предлагаемых фраз после 2 попытки, что соответствует среднему баллу, средний уровень - 20 %;  низкий уровень показали  80 % детей, то есть четверым детям не удалось воспроизвести половину предлагаемых предложений после третьей попытки.

Исследование зрительной памяти (эту методика используется в качестве изучения образной памяти) проводиться методикой «Нелепицы». Эту методику предлагает Рогов Е.И.  Были получены следующие результаты (таблица 2.4).

Результаты методики «Нелепицы»

Таблица 2.4

Список детей

Высокий

Средний

Низкий

1

Дмитрий  А.

 

+

 

2

Елизавета М.

   

+

3

Ксения Л.

 

+

 

4

Ольга К.

 

+

 

5

Степан К.

   

+


Данная диагностика выявила, что для дошкольников характерны следующие показатели: высокий балл составил 0 %, потому что ни одному из дошкольников не удалось адекватно оценить ситуацию и вспомнить многие детали; средний балл получили  60 %, так как три дошкольника адекватно оценили ситуацию с помощью вопросов взрослого, вспомнили изображенную на картинке ситуацию, яркие моменты, что соответствует данному уровню; низкий уровень составил  40 %, то есть два дошкольника сумели с помощью вопросов взрослого оценить ситуацию и вспомнить только изображенную на картинке ситуацию.

Для  проверки моторной памяти мы использовали методику, описанную в книге «Детская практическая психология» под редакцией Т.Д. Марциновской.

Проведенная диагностика выявила следующие показатели (таблица 2.5).

Результаты методики для проверки моторной памяти

Таблица 2.5

Список детей

Высокий

Средний

Низкий

1

Дмитрий  А.

 

+

 

2

Елизавета М.

   

+

3

Ксения Л.

+

   

4

Ольга К.

 

+

 

5

Степан К.

   

+


Проведя методику, были получены следующие данные: один ребенок с одного повторения  правильно последовательно выполнил все предложенные действия, что соответствует высокому уровню развития моторной памяти – 20%; средний уровень составил 40 %, то есть два ребенка после двух повторений выполнили все действия, но в неправильной последовательности, что полностью соответствует данному уровню; два ребенка выполнили правильно 5 действий, соответственно это показали низкого уровня –  40 %.

Результаты исследования, направленного на выявление особенностей развития памяти у  детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи можно наглядно представить в таблице 2.6 и диаграмме      (рисунок 2.1).

Результаты  исследования

Таблица 2.6

Список детей

Методика  из серии опытов П.И. Зинченко

(произвольное  запоминание)

Методика  «Когда тебе было весело»

Методика  проверки смысловой памяти

Методика «Нелепицы»

Методика для проверки моторной памяти

Итого

1

Дмитрий  А.

С

С

Н

С

С

С

2

Елизавета М.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

3

Ксения Л.

С

С

С

С

В

С

4

Ольга К.

Н

С

Н

С

С

С

5

Степан К.

Н

Н

Н

Н

Н

Н



 

 

 

 

Рисунок 2.1. Результаты исследования

Обобщая результаты исследований можно сделать следующий вывод: в подготовительной к школе группе 40 % дошкольников, относящихся к низкому уровню, требуется систематическая работа по развитию памяти, для 60%, которые отнесены к среднему уровню развития памяти -  необходимо  совершенствование данной функции, высокий уровень составил 0 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи