Разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:22, творческая работа

Краткое описание

Город. Лицей. 10 А класс является классом профильного физико-математического направления, которое считается в лицее одним из самых элитных. Класс был сформирован три года назад, ребята учатся вместе с 8 класса. При наборе в этот класс учащиеся проходили конкурс: из 42 желающих в класс поступили только 26 человек. Один ученик пришел в класс в девятом классе, еще один - в десятом.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект №1.docx

— 44.19 Кб (Скачать файл)

Не обманывайтесь и  внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось представление об отдельных профессиях как о легких и романтичных. О профессиях врача, летчика они судят по успехам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали. 
Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен. Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда дело доходит до смешного: "Хочу стать кинематографом"; "Где нужно учиться, чтобы стать дальтоником"; "Мы с подругой твердо решили стать интуристами"; "Решил всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях. Скажите, с кем поговорить?"; "Решила уехать из поселка. Хочу стать горным инженером. Я не виновата, что родилась далеко от гор".

Не разделяйте профессии  на модные и не модные, почетные и  второстепенные. К первым относят, например, профессии компьютерщика, экономиста, бухгалтера, врача, юриста. Ко вторым - профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть. Некоторые выпускники школ считают позорным для себя работать в сфере обслуживания. А ведь, честно говоря, в наше время трудно установить грань сферы обслуживания. Разве только почтальон обслуживает врача? А сам врач в больнице кого обслуживает?

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия  слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем знакомстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. А возьмите механизатора широкого профиля в  сельском хозяйстве - разве ему не надо знать основ агротехники, зоотехники, не говоря уже просто о механике?

К современному рабочему предъявляют  такие требования, как умение выполнять  необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и организации  труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к  своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться. Недаром  еще В.Г.Белинский писал, что честный  и по-своему умный сапожник, который  в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного  стихотворца.

Изучите свои способности  и возможности. Разные профессии  требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек  стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует  его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии  по способностям облегчает овладение  мастерством. Каждая профессия требует  нового комплекса качеств. Так, квалифицированный  продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость  помешают стать отличным работником прилавка.

Выбирая профессию необходимо учитывать состояние своего здоровья. Существует около 3 тыс. профессий, по которым  имеются медицинские противопоказания. Профессии противопоказаны не потому, что человек не сможет выучиться  или работать по той или иной профессии, а потому что эта работа может  усугубить недостатки его здоровья. Ни обществу, ни человеку это не нужно. Имеются справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны  при тех или иных особенностях организма. Указанные справочники  предназначены для врачей, а не для массового читателя. Поэтому, выбирая профессию важно проконсультироваться с врачом. Медицинская профессиональная консультация проводится заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному  выбору профессии, исходя из рекомендаций врача.

Не откладывайте решение  вопроса "кем быть?" на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого  выбора. Если вы не нашли себе труда  по душе, учась в школе, то после  ее окончания можете попасть под  влияние случая: пойдете работать или учиться "за компанию", устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д.

Из сказанного следует  вывод: идите работать или учиться  туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность  испытать свои силы в избранной профессии. Если хотите стать механизатором - поработайте  на комбайне или тракторе, шофером - его помощником, врачом - санитаром  в больнице, геологом - поработайте  летом в экспедиции.

Главное же заключается в  том, чтобы полюбить работу, познать  ее и стать ее мастером.

Для самовоспитания старшеклассникам

полезно рекомендовать, следующее: 
1. Составьте перечень желательных для себя профессий. 
2. По литературе и беседам со специалистами составьте описание 2-3 профессий, установите, что требуют от человека эти профессии. 
3. Самокритично изучайте свои способности и возможности (интересы, достижения в учебе и труде, здоровье и пр.) и сопоставляйте их с требованиями выбираемой профессии.

Мудрые мысли о труде:

1. "Без труда не может быть  чистой и радостной жизни". (А.П. Чехов) 
2. "Всю мою жизнь я видел настоящими героями только тех людей, которые любят и умеют работать". (М- Горький) 
3. "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды". (Ф. Вольтер) 
4. "Чем выше культура, тем большим почетом пользуется труд". (В.Ромэр) 
5. "Устают, изнемогают не только от того, что много работают, а от того, что плохо работают". (Н. Введенский) 
6. "Если не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе понравится то, что ты делаешь" (английская пословица). 
7. "Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии". (Н. Чернышевский) 
8. "Труд - отец голода, дед пищеварения , прадед здоровья.". (Сафир) 
9. " Долг человека - трудиться и, по мере сил, превращать землю в небеса". (Р. Браушенг) 
10. "Свобода может быть у того, кто сам выбирает свое дело". (Восточная мудрость) 
11. "Жизнь есть настоящий труд, и только тот понимает ее вполне, кто смотрит на нее с этой точки зрения" (Д. П. Писарев) 
12. "Нет ничего более невыносимого, чем безделье". (Ч. Дарвин) 
13. "Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия". (Стендаль) 
14. "Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти". (О. Бальзак)

 

III. Анкета.

Данная анкета предлагается учащимся в конце учебного года. Ее результаты покажут определились ли ученики в выборе будущей профессии  и насколько они уверены в  своем выборе. Анкета является как  бы итогом проведенных ранее тестов и опросов.

 

Анкета:

 

1.Выбрал(а) ли ты профессию  ( профиль обучения) если да, то  какую?

________________________________________________________________

 

2. Что ты знаешь о  своей будущей профессии? (профиле  обучения.)

а) предмет, содержание и  условия труда;

б) профессиональные важные качества;

в) где можно получить эту профессию;

г) востребованность этой профессии на рынке труда;

 

3.Если не выбрал(а), то  почему?

а) плохо знаю мир профессий;

б) плохо знаю свои возможности;

в) не могу выбрать профессию.

 

4. Что повлияло на твой  выбор?

а) самостоятельно принял(а) решение;

б) посоветовали родители;

в) посоветовали друзья;

г) влияние оказали занятия  курса.

 

5. Что изменилось за  это время?

 

 

 

 

 

 

Рекомендации  учителям-предметникам:

По результатам проведенного диагностического исследования формируется  для каждого ученика класса набор  предметов, которые будут ему  необходимы для получения выбранной  профессией. В связи с этим учителям-предметникам необходимо указать учеников, которым  нужны более глубокие знания по предмету, которые заинтересованы в расширении своих умений и знаний в определенной сфере.

 

Список литературы:

    1. Елисеев, О.П. Структура интересов / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. – С.389-394



Информация о работе Разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников