Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:24, реферат

Краткое описание

Концепция здоровьесберегающего образования.
Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.
Культура здорового образа жизни личности.
Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».
Классификация здоровьесберегающих технологий.
Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

реализация зст в учпроцессе.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Выделенные  технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  • Внесубъектные: технологии рациональной организации 
    образовательного          процесса,          технологии          формирования 
    здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового 
    питания (включая диетическое) и т.п.
  • Предполагающие    пассивную    позицию    учащегося:    фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие     активную     субъектную     позицию     учащегося 
различные     виды    гимнастки,    технологии    обучения    здоровью, 
воспитание культуры здоровья.

Классификация здоровьесберегающнх  технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; 
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- 
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью 
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии 
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и 
коррекции девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации  и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной  деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность  и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма  – не менее трех;

5) чередование видов  преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор  места на уроке методов, способствующих  активизации инициативы и творческого  самовыражения самих учащихся. Это  такие методы, как метод свободного  выбора (свободная беседа, выбор  способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность  применения ТСО (в соответствии  с гигиеническими нормами), умение  учителя использовать их как  возможности инициирования дискуссии,  обсуждения;

8) позы учащихся, чередование  поз;

9) физкультминутки и  другие оздоровительные моменты  на уроке – их место, содержание  и продолжительность. Норма –  на 15-20 минут урока по 1 минутке  из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся  мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной  части урока вопросов, связанных  со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат  на уроке;

13) наличие на уроке  эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и  т.п.; 

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока,  т.е. количество времени, затраченного  школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более  75-80 %;

15) момент наступления  утомления учащихся и снижения  их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности  окончания урока:

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с<span class="dash041e_0431

Информация о работе Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе