Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:19, статья

Краткое описание

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Содержание

1. Концепция здоровьесберегающего образования.
2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.
3. Культура здорового образа жизни личности.
4. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».
5. Классификация здоровьесберегающих технологий.
6. Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

·         экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

·        физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общуюработоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные  выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению еефункциональной составляющей.

 

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;         

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;         

адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на 
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние 
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода 
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает 
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные 
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья 
подрастающего поколения.     

 

 

 

Типы  технологий 

§        Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

§        Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

§        Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

§        Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

•        Внесубъектные:       технологии рациональной организации 
образовательного          процесса,          технологии          формирования 
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового 
питания (включая диетическое) и т.п.

•        Предполагающие    пассивную    позицию    учащегося:    фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие     активную     субъектную     позицию     учащегося 
различные     виды    гимнастки,    технологии    обучения    здоровью, 
воспитание культуры здоровья.           

Классификация здоровьесберегающнх технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).         

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; 
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- 
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью 
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии 
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и 
коррекции  девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики      заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации  и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические  условия в классе (кабинете): температуру  и свежесть воздуха, рациональность  освещения класса и доски, наличие/отсутствие  монотонных, неприятных звуковых  раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной  деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание  наглядных пособий, ответы на  вопросы, решение примеров, задач  и др. Норма – 4-7 видов за  урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность  и частоту чередования различных  видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через  10-15 минут;

6) наличие и выбор места  на уроке методов, способствующих  активизации инициативы и творческого  самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность  применения ТСО (в соответствии  с гигиеническими нормами), умение  учителя использовать их как  возможности инициирования дискуссии,  обсуждения;

8) позы учащихся, чередование  поз;

9) физкультминутки и другие  оздоровительные моменты на уроке  – их место, содержание и  продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся  мотивации к учебной деятельности  на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость  от активности, интерес к изучаемому  материалу и т.п.) и используемые  учителем методы повышения этой  мотивации;

11) наличие в содержательной  части урока вопросов, связанных  со здоровьем и здоровым образом  жизни; демонстрация, прослеживание  этих связей; формирование отношения  к человеку и его здоровью  как к ценности; выработка понимания  сущности здорового образа жизни;  формирование потребности в здоровом  образе жизни; выработка индивидуального  способа безопасного поведения,  сообщение учащимся знаний о  возможных последствиях выбора  поведения и т.д.;

12) психологический климат  на уроке;

13) наличие на уроке  эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и  т.п.; 

В конце урока следует  обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е.  количество времени, затраченного  школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более  75-80 %;

15) момент наступления  утомления учащихся и снижения  их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности  окончания урока:

-         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

-         спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

-         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Вопросы и задания:  

1.Дайте определение понятиям  "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".

2.Назовите основные источники  учебных перегрузок  в ОУ.

3.Укажите основные направления  здоровьесберегающей работы в ОУ.

4.Назовите основные составляющие  здорового образа жизни. Как  вы реализуете их в своей  жизни?

5.Назовите 10 причин сказать  " Нет" наркотикам.

6.Какими способами управления  своим самочувствием и работоспособностью  Вы владеете?

7.Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?

8.Выберите наиболее полное  определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии:

-Это технологии, в которых  сохранение и укрепление здоровья  является важнейшим приоритетом,  обеспечивается на технологическом  уровне в принципах работы, задачах,  методах, программах, реализуется  и подтверждается результатами  мониторинга.

– Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения

- Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.

9.Какие образовательные  технологии с большой вероятностью  наносят ущерб здоровью учащихся  и педагогов?

-Традиционная технология, чрезмерная интенсификация образовательного  процесса, использование приемов  авторитарной педагогики.

-Проблемное обучение, игровые  технологии

-Дистанционное обучение

10.Какие главные задачи  ре0шаются с помощью организационно  – педагогических образовательных  здоровьесберегающих технологий?

-Создание условий безопасного  для здоровья обучения, предотвращение  дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки

-Все аспекты воздействия  учителя на здоровье ученика:  выбор используемых на уроке  приемов, методов, технологий, осуществление  психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса

11.Какие главные задачи  решаются с помощью психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?

-Все аспекты воздействия  учителя на здоровье ученика:  выбор используемых на уроке  приемов, методов, технологий, осуществление  психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса

-Создание условий безопасного  для здоровья обучения, предотвращение  дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки

12.Какие главные задачи  решаются с помощью учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?

-Реализация программ  по обучению здоровью и ЗОЖ,  предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.

-Формирование и укрепление  психологического здоровья, повышение  ресурсов психологической адаптации  с помощью социально – психологических  тренингов, программ социальной  и семейной педагогики.

Информация о работе Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе