Реализация идей Л.В. Занкова в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 14:31, доклад

Краткое описание

Реализация идей Л.В. Занкова в современной школе.
Новая, информационная эпоха уже сформулировала свой социально – педагогический заказ. «Ей нужны люди с типом сознания, основанным на гуманистических, экологических императивах, характеризующимися самостоятельностью и ответственностью, которое на языке психологии может быть охарактеризовано как рефлексивное (ответственное, анализирующее) в противовес технократическому, манипулируемому.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Реализация идей Л.В. Занкова  в современной школе.

Новая, информационная эпоха уже  сформулировала свой социально –  педагогический заказ. «Ей нужны  люди с типом сознания, основанным на гуманистических, экологических  императивах, характеризующимися самостоятельностью и ответственностью, которое на языке психологии может быть охарактеризовано как рефлексивное (ответственное, анализирующее) в противовес технократическому, манипулируемому. Общественными строителями, способными обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации, могут быть люди, мыслящие достаточно универсально, способные различать и понимать весьма широкий спектр проявлений бытия целостного мира и соответственно выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины.

Выпускнику школы третьего тысячелетия необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.

Одним из существенных результатов  разработки и реализации в школьной практике педагогической системы Л.В.Занкова является то обстоятельство, что идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывает влияние на всю систему российского образования. В любых педагогических инновациях подчёркивается проблемная структура учебных материалов, направленность на организацию учебно – поисковой деятельности детей в атмосфере сотрудничества учителя и детей.

Каллиграфия – это искусство  писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что такое письмо? Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это ещё и искусство, графика. « Рука – вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Это значит, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие речи.

Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает большие трудности  в начальной школе – эти  вопросы все больше и больше волнуют  меня как учителя – практика. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Мы очень часто просто не видим, как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытаемся скорректировать не причину, а результат и нередко, затратив много сил (своих и учеников), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.

В отличие от устных форм речевой  деятельности, которыми человек может  овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

То, что писал Леонид Владимирович Занков в шестидесятые годы, в настоящее  время звучит столь же актуально, как и пятьдесят лет назад: «Надо соблюдать правильное соотношение анализа и синтеза обучения детей письму и неустанно следить за формированием навыка у каждого».

На простых рисунках дети учатся запоминать графический образ, понимать, что такое часть и что такое  целое. Дети учатся видеть в словах письменные буквы, привыкают к письменному шрифту, тренируют руку: рисуют, обводят, раскрашивают, штрихуют. Я очень часто применяю задания «Собери рисунки из частей», «Выдели часть из рисунка, заштрихуй её», игра «Зеркало», вычлени один рисунок из другого. Это одни из эффективных приемов подготовки руки к письму.

 

Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития понять, а тем более вербализировать  всю последовательность своих действий не только очень трудно, но для большинства – практически невозможно.

Почти все дети не любят писать, так как у них нет потребности  в этом. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых «не хочу», во-вторых «не могу». Как облегчить  обучение письму, построить урок интереснее, чтобы захотелось писать. Конечно же, используя эффективные приёмы. И тут на помощь приходит основные структурные единицы графической системы – элементы письменных букв.

Работая в тетрадях Н.В. Нечаевой, дети постепенно приходят к осознанию  следующих опорных положений: все буквы алфавита составлены из восьми основных элемен­тов, которые могут различаться размерами, расположением по отношению к рабочей строке, могут быть по-разному повернуты в пространстве, кроме того, иметь тонкие различия в графике.

Эти опорные положения позволили детям уже в тетради № 1 увидеть, как "живут" элементы в буквах, и не только увидеть, но и написать их во всех буквах. Это помогает организовать сравнение нового элемента или буквы с уже из­вестными элементами и буквами, тем самым, обеспечив много­кратную их повторяемость на основе анализа и синтеза. Учитель предлагает каждому ребенку основные элементы букв и на каждом уроке они складывают из них знакомые буквы, перекодируют одну букву в другую, меняя элементы местами. Это очень хороший прием, так как дети видят не только зрительно, но и формируют образ буквы при помощи тактильных ощущений.

Знание места начала написания  каждого элемента позволяет детям  постепенно уже в тетради № 1 выходить на их соединение. Делают они это  только при обводке букв. Процессуальность по­добных заданий, обладающих высоким мотивационным содержа­нием, такова: во-первых, изучаемый элемент обводится в буквах, частью которых он является; во-вторых, изучаемый и изученные элементы обводятся в словах.

А это ещё только середина сентября и значит, богатый материал для новых заданий, которые может использовать учитель. Дети с удовольствием выполняют задание «Найди сам изученный элемент в словах». Это позволяет мне еще эффективнее использовать основной прием в формировании графических навыков – анализ формы букв. Дети анализируют форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Но это только формальный анализ. Мы с детьми учимся выделять элементы движения, а подобные задания способствуют опережающему запоминанию мест соединений элементов, готовят их к написанию букв и слов. При изучении первых же букв ученики обводят и пишут самостоятельно наиболее типичные соединения этих букв с последующими эле­ментами.

Таким образом, выработанная система  работы по формированию графических навыков по тетрадям Н.В. Нечаевой позволяет учесть нам всю многокомпонентную психофизиологическую структуру процесса овладения письмом: звукобуквенный анализ, зрительный анализ, формирование и сохранение зрительно – двигательного образца, каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными  о том, какое из звеньев этой сложной  структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно одно: выпадение любого из этих звеньев затрудняет формирование навыка письма.

 Особенности методики  развивающего обучения позволяют  учащимся самостоятельно добывать  знания при минимальной косвенной  помощью как уже говорилось  выше, система способствует развитию  мышления, а этого нельзя достичь  без правильно заданного вопроса.  На уроке нужно создавать проблемную ситуацию и тогда ребёнок, прежде чем ответить, начинает анализировать, рассуждать и делать выводы. Уроки строятся на подборе таких вопросов, заданий. которые содержат трудности, ловушки, но нужно помнить , что трудности должны быть преодолимы. Материал подбирается в зависимости от целей и задач урока. Создание условий для возникновения интереса- трудная задача, но её можно решить средствами учебника и за счёт привлечения дополнительного материала.

Например, в 3-ем классе даётся закрепление по теме состав слова. В качестве иллюстрации вышесказанного приводится фрагмент урока «Состав слова».

Введение в тему.

У. А) Прочитайте имена  сказочных героев.

Кощей Бессмертный, Елена  Премудрая, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Красная Шапочка.

Б) Какие из них соответствуют  данной схеме?

Д. - Алёнушка, Иванушка, Шапочка.

У. - Докажите.

У. - Как образованы эти  слова?

Д. - При помощи суффикса.

У. - Почему два слова  выделены?

Д. - В этих словах есть приставки.

У. -Как они образованы?

Д. - Приставочно-суффиксальным способом.

У. - Назовите тему урока.

Д. - Состав слова. (Табличка состав слова)

3. Изучение темы

У. А) Из чего состоят слова?

Д. - Корень, суффикс, приставка, окончание.

У. - А какая часть  самая главная? Почему?

Д. - Корень, потому что все растения имеют корень и без него они погибнут. Врусском языке от него образуются однокоренные слова. (Табличка корень).

У. Б) Ребята, а вы знаете из каких сказок эти герои?

Дети называют сказки.

У. - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам. Я вам прочитаю отрывок. Из какой он сказки?

Окончив работу, девушка  забивалась в уголок у очага и  садилась прямо назолу, и за это  её прозвали Золушкой. А старшая  из сестер называла её Замарашкой.

Д. - Золушка.

У. - Назовите однокоренные слова. Докажите.

Д. - Зола, Золушка.

У. - Назовите способ образования  слова Золушка?

Д. - Суффиксальный. (Табличка суффикс).

У. - Какую роль выполняет  суффикс в слове?

Д. - Служит для образования  новых слов.

У. В) У вас на столе  лежит текст. Прочитайте его. Из какой  сказки?

Найдите и выпишите слова, образованные только при помощи суффикса.

Дочку свою вдова очень  любила и все ей прощала, а падчерицу  заставляла много работать и кормила  очень плохо.

Д. - Дочку, любила, работать, кормила.

Г) Словарная работа.

У. - Ребята, а где живут сказки?

Д. - В библиотеке

У. - Объясните лексическое  значение этого слова.

У. - В словаре Даля дается следующее толкование этого  слова. (Учитель читает из словаря)

У. - А кто знает, как  пишется это слово? (Табличка библиотека).

- Запишите это слово, поставьте ударение, выделите опасные места.

- Как называется профессия  человека, работающего в библиотеке?

Д. - Библиотекарь.

У. - Запишите это слово.

- Что вы можете сказать  об этих словах?

Д. - Однокоренные и родственные.

У. - Назовите способ образования слова библиотекарь?

Д. - Суффиксальный.

На учебном материале  каждого предмета в системе Л.В.Занкова  ежедневно решаются не только специфические  задачи , но и задачи развития активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением. Поэтому, задачей современной школы, является воспитывать людей с высокой коммуникативной культурой, обладающей кругозором, умеющих самостоятельно принимать решение в новой ситуации, видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них, постоянно совершенствоваться, осваивать новые приёмы знаний и применения их на практике. Для этого нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию. Задача учителя – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию станет постоянной, доминирующей. Решение этой проблемы возможно, если ребёнок будет поставлен в ситуацию, когда его деятельность будет окрашена эмоциями, связанными с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В этом случае у ребёнка формируется и развиваются процессы восприятия, мышление, воображение и внимание.

Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда задание сложное, когда нужно «догадаться», «открытое новое». Есть хорошее слово «почему». С него начинается детское открытие. «Умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию, быть готовым к изменению сложившихся способов действия, а также привычка искать доказательства и иметь склонность к дискуссии – есть проявление рефлексивного развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности». Мои ученики пока ничего нового в науке не открывают. Они только учатся мыслить, узнают то, что до них уже открыли. И тут на их пути появляется «почему».

- Почему медведь на  Севере белый?

- Почему надо спать?

- Почему нельзя достать  до неба?

- Почему разные предметы  имеют одно и то же название?

- Почему? Почему? Почему? ....

Именно этот вопрос делает ученика любознательным, размышляющим, инициативным, думающим, способным самостоятельно преодолевать трудности, принимать решения.

Ребёнок должен приходить  в школу делать открытия, конечно, не для человечества, а для самого себя. Тогда он может подойти к общим проблемам науки, постепенно будет осваивать методы современного научного исследования, поймёт, что такое современная наука и как она двигает прогресс.

Информация о работе Реализация идей Л.В. Занкова в современной школе