Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 14:31, доклад
Реализация идей Л.В. Занкова в современной школе.
Новая, информационная эпоха уже сформулировала свой социально – педагогический заказ. «Ей нужны люди с типом сознания, основанным на гуманистических, экологических императивах, характеризующимися самостоятельностью и ответственностью, которое на языке психологии может быть охарактеризовано как рефлексивное (ответственное, анализирующее) в противовес технократическому, манипулируемому.
Реализация идей Л.В. Занкова в современной школе.
Новая, информационная эпоха уже сформулировала свой социально – педагогический заказ. «Ей нужны люди с типом сознания, основанным на гуманистических, экологических императивах, характеризующимися самостоятельностью и ответственностью, которое на языке психологии может быть охарактеризовано как рефлексивное (ответственное, анализирующее) в противовес технократическому, манипулируемому. Общественными строителями, способными обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации, могут быть люди, мыслящие достаточно универсально, способные различать и понимать весьма широкий спектр проявлений бытия целостного мира и соответственно выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины.
Выпускнику школы третьего тысячелетия необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.
Одним из существенных результатов разработки и реализации в школьной практике педагогической системы Л.В.Занкова является то обстоятельство, что идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывает влияние на всю систему российского образования. В любых педагогических инновациях подчёркивается проблемная структура учебных материалов, направленность на организацию учебно – поисковой деятельности детей в атмосфере сотрудничества учителя и детей.
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что такое письмо? Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это ещё и искусство, графика. « Рука – вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Это значит, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие речи.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает большие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют меня как учителя – практика. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Мы очень часто просто не видим, как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытаемся скорректировать не причину, а результат и нередко, затратив много сил (своих и учеников), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
То, что писал Леонид Владимирович Занков в шестидесятые годы, в настоящее время звучит столь же актуально, как и пятьдесят лет назад: «Надо соблюдать правильное соотношение анализа и синтеза обучения детей письму и неустанно следить за формированием навыка у каждого».
На простых рисунках дети учатся запоминать графический образ, понимать, что такое часть и что такое целое. Дети учатся видеть в словах письменные буквы, привыкают к письменному шрифту, тренируют руку: рисуют, обводят, раскрашивают, штрихуют. Я очень часто применяю задания «Собери рисунки из частей», «Выдели часть из рисунка, заштрихуй её», игра «Зеркало», вычлени один рисунок из другого. Это одни из эффективных приемов подготовки руки к письму.
Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития понять, а тем более вербализировать всю последовательность своих действий не только очень трудно, но для большинства – практически невозможно.
Почти все дети не любят писать, так как у них нет потребности в этом. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых «не хочу», во-вторых «не могу». Как облегчить обучение письму, построить урок интереснее, чтобы захотелось писать. Конечно же, используя эффективные приёмы. И тут на помощь приходит основные структурные единицы графической системы – элементы письменных букв.
Работая в тетрадях Н.В. Нечаевой, дети постепенно приходят к осознанию следующих опорных положений: все буквы алфавита составлены из восьми основных элементов, которые могут различаться размерами, расположением по отношению к рабочей строке, могут быть по-разному повернуты в пространстве, кроме того, иметь тонкие различия в графике.
Эти опорные положения позволили детям уже в тетради № 1 увидеть, как "живут" элементы в буквах, и не только увидеть, но и написать их во всех буквах. Это помогает организовать сравнение нового элемента или буквы с уже известными элементами и буквами, тем самым, обеспечив многократную их повторяемость на основе анализа и синтеза. Учитель предлагает каждому ребенку основные элементы букв и на каждом уроке они складывают из них знакомые буквы, перекодируют одну букву в другую, меняя элементы местами. Это очень хороший прием, так как дети видят не только зрительно, но и формируют образ буквы при помощи тактильных ощущений.
Знание места начала написания каждого элемента позволяет детям постепенно уже в тетради № 1 выходить на их соединение. Делают они это только при обводке букв. Процессуальность подобных заданий, обладающих высоким мотивационным содержанием, такова: во-первых, изучаемый элемент обводится в буквах, частью которых он является; во-вторых, изучаемый и изученные элементы обводятся в словах.
А это ещё только середина сентября и значит, богатый материал для новых заданий, которые может использовать учитель. Дети с удовольствием выполняют задание «Найди сам изученный элемент в словах». Это позволяет мне еще эффективнее использовать основной прием в формировании графических навыков – анализ формы букв. Дети анализируют форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Но это только формальный анализ. Мы с детьми учимся выделять элементы движения, а подобные задания способствуют опережающему запоминанию мест соединений элементов, готовят их к написанию букв и слов. При изучении первых же букв ученики обводят и пишут самостоятельно наиболее типичные соединения этих букв с последующими элементами.
Таким образом, выработанная система работы по формированию графических навыков по тетрадям Н.В. Нечаевой позволяет учесть нам всю многокомпонентную психофизиологическую структуру процесса овладения письмом: звукобуквенный анализ, зрительный анализ, формирование и сохранение зрительно – двигательного образца, каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.
К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно одно: выпадение любого из этих звеньев затрудняет формирование навыка письма.
Особенности методики
развивающего обучения
Например, в 3-ем классе даётся закрепление по теме состав слова. В качестве иллюстрации вышесказанного приводится фрагмент урока «Состав слова».
Введение в тему.
У. А) Прочитайте имена сказочных героев.
Кощей Бессмертный, Елена Премудрая, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Красная Шапочка.
Б) Какие из них соответствуют данной схеме?
Д. - Алёнушка, Иванушка, Шапочка.
У. - Докажите.
У. - Как образованы эти слова?
Д. - При помощи суффикса.
У. - Почему два слова выделены?
Д. - В этих словах есть приставки.
У. -Как они образованы?
Д. - Приставочно-суффиксальным способом.
У. - Назовите тему урока.
Д. - Состав слова. (Табличка состав слова)
3. Изучение темы
У. А) Из чего состоят слова?
Д. - Корень, суффикс, приставка, окончание.
У. - А какая часть самая главная? Почему?
Д. - Корень, потому что все растения имеют корень и без него они погибнут. Врусском языке от него образуются однокоренные слова. (Табличка корень).
У. Б) Ребята, а вы знаете из каких сказок эти герои?
Дети называют сказки.
У. - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам. Я вам прочитаю отрывок. Из какой он сказки?
Окончив работу, девушка забивалась в уголок у очага и садилась прямо назолу, и за это её прозвали Золушкой. А старшая из сестер называла её Замарашкой.
Д. - Золушка.
У. - Назовите однокоренные слова. Докажите.
Д. - Зола, Золушка.
У. - Назовите способ образования слова Золушка?
Д. - Суффиксальный. (Табличка суффикс).
У. - Какую роль выполняет суффикс в слове?
Д. - Служит для образования новых слов.
У. В) У вас на столе лежит текст. Прочитайте его. Из какой сказки?
Найдите и выпишите слова, образованные только при помощи суффикса.
Дочку свою вдова очень любила и все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.
Д. - Дочку, любила, работать, кормила.
Г) Словарная работа.
У. - Ребята, а где живут сказки?
Д. - В библиотеке
У. - Объясните лексическое значение этого слова.
У. - В словаре Даля дается следующее толкование этого слова. (Учитель читает из словаря)
У. - А кто знает, как пишется это слово? (Табличка библиотека).
- Запишите это слово, поставьте ударение, выделите опасные места.
- Как называется профессия человека, работающего в библиотеке?
Д. - Библиотекарь.
У. - Запишите это слово.
- Что вы можете сказать об этих словах?
Д. - Однокоренные и родственные.
У. - Назовите способ образования слова библиотекарь?
Д. - Суффиксальный.
На учебном материале каждого предмета в системе Л.В.Занкова ежедневно решаются не только специфические задачи , но и задачи развития активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением. Поэтому, задачей современной школы, является воспитывать людей с высокой коммуникативной культурой, обладающей кругозором, умеющих самостоятельно принимать решение в новой ситуации, видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них, постоянно совершенствоваться, осваивать новые приёмы знаний и применения их на практике. Для этого нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию. Задача учителя – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию станет постоянной, доминирующей. Решение этой проблемы возможно, если ребёнок будет поставлен в ситуацию, когда его деятельность будет окрашена эмоциями, связанными с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В этом случае у ребёнка формируется и развиваются процессы восприятия, мышление, воображение и внимание.
Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда задание сложное, когда нужно «догадаться», «открытое новое». Есть хорошее слово «почему». С него начинается детское открытие. «Умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию, быть готовым к изменению сложившихся способов действия, а также привычка искать доказательства и иметь склонность к дискуссии – есть проявление рефлексивного развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности». Мои ученики пока ничего нового в науке не открывают. Они только учатся мыслить, узнают то, что до них уже открыли. И тут на их пути появляется «почему».
- Почему медведь на Севере белый?
- Почему надо спать?
- Почему нельзя достать до неба?
- Почему разные предметы имеют одно и то же название?
- Почему? Почему? Почему? ....
Именно этот вопрос делает ученика любознательным, размышляющим, инициативным, думающим, способным самостоятельно преодолевать трудности, принимать решения.
Ребёнок должен приходить в школу делать открытия, конечно, не для человечества, а для самого себя. Тогда он может подойти к общим проблемам науки, постепенно будет осваивать методы современного научного исследования, поймёт, что такое современная наука и как она двигает прогресс.
Информация о работе Реализация идей Л.В. Занкова в современной школе