Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:46, реферат

Краткое описание

Происходит интернационализация высшего образования, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа – интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости. Превращение высшего образования в мировую социальную систему характеризуется множеством взаимосвязанных элементов разного уровня и характера. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, вузы взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка.

Содержание

Введение

1. Состояние и проблемы образования в Казахстане на современном этапе.
1.1 Текущее состояние образования Казахстана
1.2 Индикаторы качества образования
2. Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами
2.1 Международные критерии образования
2.2 Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

     В Казахстане в 2001 году как один из видов государственного контроля впервые введена Государственная аккредитация вузов. Было аккредитовано 59 вузов РК. Аккредитация проводилась по количественным показателям. Но это оказалось дублированием процедуры государственной аттестации организаций образования, в связи с этим в 2001 году она приостановлена.

    Внедрение международной модели аккредитации в Казахстане начинается с 2008 года. Планируется проведение специализированной аккредитации по 10 образовательным программам, институциональной аккредитации 5-ти ведущих вузов Республики Казахстан. На сегодняшний день выделены финансовые средства из республиканского бюджета объемом 35 млн. 803 тыс. тенге.

 

Внедрение международной модели аккредитации позволит:

– перейти от старой системы оценки качества образования к системе, признанной и широко практикуемой в США и развитых европейских странах;

– заимствовать передовую международную методологию и технологию, обеспечив академическую мобильность студентов и преподавателей вузов;

– предоставить объективную информацию обществу о соответствии качества подготовки специалистов в отечественных вузах современным требованиям.

В рамках проекта разработки системы обеспечения качества высшего образования в Республике Казахстан определены пилотные вузы:

 

1. Казахский агротехнический  университет им. С. Сейфуллина (г. Астана);

2. Казахский национальный  технический университет им. К.И. Сатпаева (г. Алматы);

3. Карагандинский экономический  университет Казпотребсоюза (г. Караганда);

4. Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар);

5. Академия бизнеса моды «Сымбат» (г. Алматы).

Основные цели внедрения аккредитации:

– внедрение международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Стандарты и руководящие принципы);

– повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования;

– оказание помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем обеспечения качества;

– содействие совершенствованию качества подготовки студентов;

– учет и защита интересов общества и прав потребителей, путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг;

– публичное распространение информации о высших учебных заведениях, прошедших независимую экспертизу – аккредитацию.

      Принципы аккредитации: добровольность, независимость; объективность; гласность и прозрачность. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов сертификации аккредитационного органа в области образования планируется создание Национального совета по аккредитации. В состав Национального совета по аккредитации будут входить представители МОН РК, аккредитационных агентств, вузов, неправительственных организаций, студенческих организаций. НАЦ разработал стандарты и критерии оценки деятельности организации образования, в которой принимали участие вузы Казахстана, студенты и другие заинтересованные лица. Проведена экспертиза стандартов и критериев международными экспертами проекта ТАСИС «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества в сфере высшего образования в Казахстане». Стандарты институциональной аккредитации разработаны в соответствии с международной моделью на основе стандартов и руководящих принципов ЕПВО и стандартов американских региональных агентств:

1. Общий стандарт –  Основные положения по институциональной аккредитации.

2. Стандарт 1 – Миссия, цели и задачи.

3. Стандарт 2 – Планирование и эффективность.

4. Стандарт 3 – Руководство и менеджмент.

5. Стандарт 4 – Образовательные программы и их эффективность.

6. Стандарт 5 – Профессорско-преподавательский  состав и эффективность преподавания.

7. Стандарт 6 – Студенты.

8. Стандарт 7 – Научно-исследовательская работа.

9. Стандарт 8 – Финансирование и финансовая устойчивость.

10. Стандарт 9 – Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные.

 

Аккредитации вузов осуществляется по следующим этапам:

– подача заявления;

– заключение двухстороннего контракта;

– процедура самооценки организации образования с составлением отчета;

– представление отчета о самооценке в аккредитационный орган;

– рассмотрение отчета о самооценке в аккредитационном центре;

– разработка рекомендаций аккредитационным центром по представленному отчету о самооценке;

– процедура внешней оценки – посещение вуза и отчет экспертов;

– рассмотрение аккредитационным центром отчета о внешней оценке, рекомендаций экспертов и подготовка материалов для рассмотрения вопроса об аккредитации вуза аккредитационным советом;

– рассмотрение вопроса об аккредитации вуза и принятие окончательного решения аккредитационным советом;

– публикация отчета;

– последующие процедуры для проверки устранения замечаний.

Срок рассмотрения аккредитационным центром отчета о самооценке, посещения вуза экспертами и принятия решений должен составлять не менее одного года. Срок действия аккредитации – 5 лет.

 

В РК внедрение институциональной аккредитации планируется проводить по следующим шагам:

1. Проведение семинаров для руководителей вузов.

2. Проведение семинаров  для представителей вузов с  целью подготовки отчетов самооценки  в соответствии со стандартами  институциональной аккредитации.

Подготовка к институциональной аккредитации включает разработку:

– методических пособий к стандартам институциональной аккредитации.

– кодекса этики для эксперта при проведении внешней оценки.

В целом, при аккредитации вузов выполняются следующие задачи:

– проведение консультации признанными зарубежными аккредитационными агентствами для осуществления международной аккредитации ведущих вузов страны в 2008–2010 годах;

– создание научно-методических и правовых основ институциональной и специализированной аккредитации вузов и образовательных программ;

– совершенствование процедуры аккредитации и разработка новых критериев оценки деятельности вуза;

– проведение аккредитации вузов Национальным аккредитационным центром и другими аккредитационными агентствами.

     Система обеспечения качества состоит из внутренней и внешней оценки качества. Внутренняя оценка качества основана на аудите, SWOT-анализе, самооценке, мониторинге.

     Внешняя оценка качества основана на требованиях аккредитации (национальной и зарубежной), госаттестации, государственного образовательного стандарта РК и международных агентств по стандартизации. В целом, объектами качества выступают: студенты, преподаватели, учебные материалы. В этой связи повышению качества способствует:

– система по работе со студентами (система по изучению мнения студентов);

– работа с выпускниками (трудоустройство, обратная связь);

– работа с работодателями (выявление потребностей, запросов и требований к молодым специалистам).

В то же время связь с индустрией имеет определенные преимущества для вуза:

1. Совместная научная работа с предприятиями.

2. Доступ к современной технике и оборудованиям.

3. Профессиональная ориентированность программ.

4. Возможность трудоустройства выпускников.

5. Консультативная работа для ППС.

6. Возможность переподготовки  и повышения квалификации специалистов предприятии в вузе.

7. Совместная работа в  реальной научно-технологической  среде.

 

      Для индустрии также есть свои преимущества: привлечение консультантов из вузов, подготовка и переподготовка специалистов в вузе, совместная исследовательская работа по развитию бизнес-структуры, хорошо подготовленные выпускники вуза.

       Таким образом, для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условиям повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы.

 

 

 

2.2 Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане

 

      Развитие и применение дистанционных образовательных технологий приобретает все возрастающее значение. Прогресс в этой области является важным фактором реформирования и совершенствования отечественной системы образования, приведения ее в соответствие международным требованиям и интеграции в международное образовательное пространство. Его обеспечение следует рассматривать как насущную задачу и один из главных аспектов государственной политике в сфере образования, в полной мере соответствующие стратегической цели вхождения Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, намеченной Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

      В Казахстане достаточно сил, ресурсов и высококвалифицированных специалистов, чтобы решить эти задачи. Необходима лишь тщательная и обстоятельная их проработка и корректировка по ходу реализации. Ж.К. Туймебаев В этом и состоит назначение семинаров, которые проводит Министерство образования и науки по данной проблематике. Мы должны сообща решать эту сложную проблему. Все присутствующие должны стать активными участниками созидательного процесса построения развитой и высокоэффективной системы дистанционного образования в стране, приложить все усилия для достижения этой цели во благо и процветание Казахстана.

       Для Казахстана широкомасштабное внедрение высокоэффективных технологий дистанционного образования представляет актуальную и назревшую задачу, к решению которой созданы реальные предпосылки. Об этом говорят следующие факты.

      В настоящее время грамотное население Казахстана составляет 99,5 % . По этому показателю мы занимаем 14 место среди 177 стран мира. Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, в ходе международного мониторинга "Преодоление неравенства: важная роль управления" Казахстан занял 1-е место среди 129 стран по индексу развития образования для всех по таким показателям, как "Охват начальным образованием", "Уровень грамотности для взрослых", "Гендерный индекс", "Доля доучившихся до 5-го класса". По индексу человеческого развития (ИЧР) наша страна за 12 лет продвинулась с 93 на 73 место. Все это свидетельствует о том, что население республики в целом подготовлено для внедрения новых образовательных технологий, основанных на современных достижениях научно-технического прогресса, в первую очередь, информационных и телекоммуникационных технологиях.

      Наряду с этим достаточно подготовлена сама система образования, на развитие которой государством выделяются средства в значительных и всевозрастающих объемах. Так, в прошлом 2008 году государственные расходы на образование возросли более чем в 2,8 раза по сравнению с 2004 годом. Их доля в общем объеме ВВП составила 3,7 %, что является высоким показателем.

      В рамках реформирования системы образования создана обновленная нормативно-правовая база, основу которой составляют: новый Закон РК "Об образовании", принятый в июле 2007 года;

Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 годы;

Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы; Государственная программа "Комплексная информатизация системы образования РК на 2007-2010 годы".

     Параллельно разработана нормативно-правовая база дистанционного обучения. В частности, приняты и уже применяются на практике Государственный стандарт РК "Технические и программные средства дистанционного обучения" СТРК 34.016-2004, Государственный стандарт образования РК "Информационная технология. Электронное издание" СТРК 34.017-2005, ГОСО РК 5.03.004-2006 "Организация дистанционного обучения. Основные положения". 19 вузам республики разрешена дистанционная форма подготовки в режиме эксперимента.

      В стратегическом плане МОН РК на 2009-2011 годы запланировано создание единой информационной системы образования, которая предполагает комплексное решение проблемы подключения организаций образования и органов управления образованием в общую корпоративную компьютерную сеть с единым центром управления. Данная сеть станет основой общегосударственной телекоммуникационной инфраструктуры для внедрения и поддержки IT-технологий в системе образования.

      В соответствии с поручением Главы государства с 2007-2008 учебного года в учебный процесс организаций образования внедряются системы обучения в режиме он-лайн.

     В настоящее время разрабатывается долгосрочная программа развития образования до 2020 года, в которой вопросы информатизации образования, в том числе внедрение дистанционных образовательных технологий, рассматриваются в качестве приоритетных.

    Современное образование на основе дистанционных IT-технологий выходит за пределы отдельных государств, трансформируясь в открытое, которое характеризуется как образование "без стен и границ". Это большой прорыв, обеспечивающий возможность получения высококачественного образования для любого человека по всему миру, вне зависимости от его местонахождения и проживания. Одновременно это дополнительная возможность для каждой страны заявить о себе в международной среде, распространить свое культурное и политическое влияние, повысить свою конкурентоспособность.

      Для Казахстана внедрение высококачественных дистанционных образовательных технологий и открытое образование это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую территорию, которая при относительно малой численности населения обуславливает его низкую плотность по стране. Значительная часть населения проживает в селах и населенных пунктах, удаленных от городов, областных и районных центров. Имеются поселения, в которых функционируют малокомплектные школы. Есть и такие, где имеются только начальные школы. С появлением мелких крестьянских хозяйств и животноводческих ферм на удаленных пастбищах образуются семейные группы, в которых дети не имеют возможности посещать школу. В таких случаях обеспечить население даже обязательным общим средним образованием становится сложной проблемой. К этому надо добавить инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, также испытывающими затруднение в получении образования.

Информация о работе Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами