Речевые нарушения при детском церебральном параличе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:03, лекция

Краткое описание

Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе — от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959, К. А. Семенова, Е. М. Масткжова, 1972). Степень и характер речевого расстройства зависят прежде всего от тяжести поражения мозга, — его речевых зон, а так¬же от развития премоторно-лобной, теменно-височной облас¬тей мозга, для функционирования которых необходима аф¬ферентная импульсация с нижележащих отделов мозга — среднего мозга, мозжечка, ствола мозга. Развитие речи у де¬тей с церебральными параличами оказывается, также под влиянием условий их воспитания, общения, окружения и обу¬чения, тяжести и характера двигательного поражения.

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Алалия чаще отмечается при приобретенных правосторонних гемиплегиях. Как отмечают К. А. Семенова и Н. М. Мастюкова при врожденных гемиплегиях моторная алалия обычно проявляется атипично, обычно при переходе ребенка на более высокие этапы овладения речью, например, при обучении грамоте. У этих детей наблюдается также более позднее развитие речи, речевой негативизм, снижение уровня речевой мотивации, психогенные наслоения (например, заикание), недостаточность слухо-речевой памяти и семантической стороны речи, нарушение фонетического слуха и фонематического анализа.

Моторная алалия у детей  с церебральными параличами часто сочетается с нарушением высших корковых функций — отмечаются пространственные нарушения, недостаточность стереогноза, праксиса. Подобный полиморфизм дефекта затрудняет его дифференциальную диагностику с олигофренией. Затруднительно также отграничение моторной алалии на фоне дизартрии от псевдоалалических нарушений.

Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами проявляется в задержке темпов формирования речи. При этом отрицательными факторами для развития речи является сочетание двигательной недостаточности с интеллектуальной недостаточностью, нарушением деятельности, мотивации, соматической ослабленностью, неблагоприятными социально-педагогическими условиями (особенно недо статочным речевым и эмоциональным окружением), наруше нием кинестетического, слухового и зрительного восприятия

В структуре псевдоалалического синдрома обнаруживается прежде всего нарушение  формирования экспрессивно} стороны речи — задерживается развитие фонематической 1 лексико-грамматической ее сторон, наблюдается также рече вой негативизм, малая речевая активность, трудности обще ния, нарушение фонематического слуха.

Однако в отличие от моторной алалии псевдоалалическш нарушения носят менее полиморфный и стойкий характер являются более обратимыми. Псевдоалалический синдрол связан не с поражением корковых речевых зон, а с их функциональной недостаточностью, слабостью, поэтому эти нару шения и называют псевдоалалическими.

Отграничение моторной алалии, псевдоалалического синдрома, олигофрении у детей  с церебральными параличам возможно лишь в ходе всестороннего комплексного неврологического, логопедического, педагогического  и психологического обследования, динамического наблюдения за развитием ребенка в процессе деятельности и обучения.

При обследовании высших психических  функций у детей с церебральными  параличами необходимо использовать методы и систему нейропсихологического  исследования, разработанные А. Р. Лурия  и его сотрудниками. Подобное комплексное исследование, основанное на системном подходе к  нарушению функций и качественном анализе дефекта, дае: возможность тонкого и глубокого анализа структуры речи и путей ее реабилитации. Такая методика помогает проследить взаимосвязь и взаимовлияние нарушений двигательных и речедвигательных функций, гностико-праксических, зрительно моторных и речевых расстройств в соотношении с возрастом. У ребенка, состоянием его сенсорных и интеллектуальных функций, эмоциональных реакций, патологических позно-то нических рефлексов. Нейропсихологическое обследованш вскрывает состояние различных сторон речи — фонетической семантической, лексико-грамматической в динамическом аспекте, что дает возможность оценить адекватность применяемого коррекционно-воспитательного, медикаментозного, физиотерапевтического лечения.


Информация о работе Речевые нарушения при детском церебральном параличе