Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:00, курсовая работа
Музыкальная субкультура является одной из важнейших частей подростковой субкультуры. Подросток принадлежит к какой-либо малой группе, которую он считает для себя значимой. Такой группой для подростка чаще всего и становится какая-либо музыкальная субкультура, поскольку именно в ней ему приходится общаться больше всего. И нередко случается так, что ему приходится долго добиваться принятия в определенную группу, доказывать свое право на состояние в ней, принимать установленные правила и порядки. Так же в подростковых увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода — средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм. Несомненно, не только музыкальная субкультура имеет все вышеперечисленные характеристики, но именно она привлекает наше внимание своей смелостью и эпатажностью, своей яркостью и разнообразием. Именно поэтому актуальность темы исследования заключается в том, что наше внимание привлекает проблема музыкально-эстетического развития подростка. Особенный интерес вызывает проблема влияния музыкальной субкультуры на и развитие личности подростка.
Введение
Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков.
Психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков.
Современные педагоги о роли субкультуры в развитии подростка.
Заключение.
Список литературы.
Каковы же мотивы участия подростков в неформальных объединениях и субкультурах?
Во-первых, следует отметить, что присоединение к неформальной группе (субкультуре) - нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации). Причины вступления в группы:
одиночество - 27%;
непонимание родителей - 24 %.
Среди прочих причин были названы:
стремление к защищенности;
обособленность;
подражание, группирование;
свобода;
эмоциональная насыщенность общения;
стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.
Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок:
умение постоять за себя (54%),
смелость (40%),
независимость (35 %).
Во-вторых, отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных субкультурах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, - т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни. Изменение предмета коммуникации, особенно, - появление постоянного предмета - есть зачастую первый симптом культурных перемен на микросоциальном уровне.
Объединение в субкультуры подростков можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.29
Исследования
в этой области педагогики, социологии
и психологии необходимы для разрешения
того кризиса, который переживает сегодня
Россия. Только тщательные и систематические
исследования в области развития социальной
работы с молодежью могут помочь понять
причины происходящего в нашем обществе
конфликта поколений. Необходимо понять
суть молодежных исканий, отрешиться от
безусловного осуждения того, что несет
с собой молодежная субкультура, дифференцированно
подходить к явлениям жизни современной
молодежи. Также необходимо понять, что
молодому человеку нужно определить границы
своих реальных возможностей, узнать,
на что он способен, утвердиться в обществе.30
Подтверждением этому может служить следующая
цитата Эриксона: «Молодой человек должен,
как акробат на трапеции, одним мощным
движением опустить перекладину детства,
перепрыгнуть и ухватиться за следующую
перекладину зрелости. Он должен сделать
это за очень короткий промежуток времени,
полагаясь на надежность тех, кого он должен
опустить, и тех, кто его примет на противоположной
стороне».
Выводы
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, как нам представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Все чаще стали появляться новые молодежные течения, которые привлекают подростков своей оригинальностью, неординарностью, новым способом выделится из «толпы», стать замеченным и значимым в своей группе. Все чаще на этот феномен начинают обращать свое внимание исследователи и педагоги.
Стихийно возникающие молодежные субкультуры, объединения можно назвать и «альтернативными», так как они часто являются нетрадиционными и выступают с оппозиционной точки зрения по отношению к «академическим» или мэйнстримовским формам культурной жизни.
Среди отличительных черт подростка-неформала - стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни - настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного.
Объединение в субкультуры подростков можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.