2. Благополучное положение
ребенка в обществе сверстников
как одна из характеристик
коллективистической направленности взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста
обусловлено действием двух взаимосвязанных
факторов: I) сформированностью у ребенка
деловых навыков и нравственных качеств,
2) видом и направленностью адресованных
ему оценок педагога, ^
3. Формированию деловых
навыков и нравственных качеств
детей способствует только такая
оценка, в которой раскрывается
соответствие или несоответствие
конкретного действия ребенка
установленным нормам.
4. Отсутствие оценочных
воздействий, а также применение опосредствованной оценки
по отношению к детям оказывает отрицательное
влияние на их развитие, а именно:
1) дети, по отношению
к которым применяются оценки
данного вида, не получают коррективов
своей деятельности. Это способствует
формированию и закреплению у них неправильных способов
действия;
2) окружающие не получают
представлений о реальных возможностях
этих детей, что затрудняет
процесс их общения со сверстниками,
5. Осознание детьми
нравственной стороны поступков
зависит от направленности педагогической оценки.
1) Детям б-го года
жизни еще очень трудно вычленить
нравственный компонент в действиях
сверстников, а также осознать
правильность собственного поступка.
Оценка педагогом вычлененного
из конкретного действия ребенка
нравственного компонента демонстрирует как оцениваемому,
так и всем окружающим соответствие или
несоответствие данного поступка нравственным
нормам.
2) Замена педагогом
оценки деловых навыков ребенка
оценкой личности в целом препятствует
осознанию детьми нравственной
стороны конкретного поступка. Это способствует
положительному восприятию окружающими
поступков ребенка даже в тех случаях,
когда они не соответствуют нравственным
нормам. Сам же ребенок, не имея оценочных
коррективов, осознает свои действия как
правильные и продолжает поступать подобным
образом. Это приводит к закреплению отрицательного
опыта как его поведения, так и поведения
всех детей группы, воспринимающих оценки
педагога.
3) Осознанию детьми
нравственных норм и упражнению
их в нравственном поведении
способствуют прямые и предвосхищающие
оценки, направленные на выделение нравственной
стороны поступка.
6. Изменение характера
и направленности оценок педагога
по отношению к детям, занимающим
неблагополучное положение в
обществе сверстников, а именно
- вычленение и положительная оценка их конкретных
достоинств- способствует положительному
восприятию окружающими этих детей. Большое
значение при этом имеет активное привлечение
детей к самостоятельному выделению и
оценке конкретных действий и нравственных
проявлений в поведении товарищей.
7. Для оптимизации
процесса формирования коллективистической
направленности детских взаимоотношений
необходимо определить такой
вид совместной деятельности
дошкольников, который заключал
бы в себе возможности как
предварительного планирования оценочных воздействий
педагога, так и использования самых разнообразных
умений и навыков детей.
Список литературы:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. -672 с.
- Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – №2.
- Козлова С. А. , Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С.1-50.
- Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с.10-23
- Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. – М.: Просвещение. – 1984. – С. 76.
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – С.321.
- http:// vospitatel.resobr.ru/