Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:25, контрольная работа
Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и и средой воспитания, и воспитательной средой. По данным исследований семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. От сюда вытекает, что успешность формирования личности обуславливается в семье. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
1.Роль семьи в образовании человека.
1.1. Воспитание в семье.
1.2. Воспитательные функции семьи.
1.3. Методы отношений между взрослыми и детьми в семь.
1.4. Содержание воспитания в семье.
1.5. Виды отношений родителей к детям.
1.6. Вывод.
1.7. Глоссарий.
2.Работа со статьей .
2.1.Список статей.
2.2.Аннотация.
2.3.Вывод.
3.Список литературы.
4.Приложение.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный
университет имени М.В.
Северодвинский филиал
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050717- Специальная дошкольная педагогика и психология
Роль семьи в образовании человека.
Кокориной Татьяны Ивановны
Научный руководитель
ассистент кафедры педагогики -
2009
План.
1.Роль семьи в образовании человека.
1.1. Воспитание в семье.
1.2. Воспитательные функции семьи.
1.3. Методы отношений между взрослыми и детьми в семь.
1.4. Содержание воспитания в семье.
1.5. Виды отношений родителей к детям.
1.6. Вывод.
1.7. Глоссарий.
2.Работа со статьей .
2.1.Список статей.
2.2.Аннотация.
2.3.Вывод.
3.Список литературы.
4.Приложение.
Задание №1 «Роль семьи в образовании человека»
Цель: формирование умения работать с литературой: выбор основных понятой темы, определение понятий с использованием нескольких источников, составление глоссария; выбор информации для раскрытия темы, ее обобщение и представлении в виде текста, таблицы.
Воспитание в семье.
Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и и средой воспитания, и воспитательной средой. По данным исследований семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. От сюда вытекает, что успешность формирования личности обуславливается в семье. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Порой легкомысленное отношение к браку, семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность пагубным образом отражается на воспитании детей.
Именно
в семье и через семью формирую
Воспитательные функции семьи.
Главная функция семьи – воспитание детей. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не, на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни 30 минут. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.
Среди наиболее веских причин неудовлетворенного воспитания детей в семье отмечаются следующие :
1.невысокий экономический уровень,
2.низкая культура общественной жизни,
3.большая нагрузка на женщину в семье,
4.высокий процент разводов,
5.обострение конфликтов между поколениями,
6.увеличение разрыва между семьей и школой.
Типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семье.
Сколько семей столько и особенностей воспитания. Отношения определяются по степени напряженности и по следствиям негативного влияния на воспитание детей.
1. Семья, уважающая детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь.
2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существуют определения дистанции, которую ни родители, ни дети не нарушать, дети знают свое место в семье. Родители сами решают, что нужно детям.
3. Материально – ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Со стороны родителей к детям неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания.
5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют.
Содержание воспитания в семье.
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составляющим компонентом содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономически, экологическим, политическим, половым образованием подрастающего поколения.
1.Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается – приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни, включает правильную организацию распорядка дня, занятии спортом, закаливание и многое другое.
2.Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниям, формировании потребности и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставиться в центр родительской заботы.
3.Нравственное воспитание
4.Эстетическое воспитание в
семье призвано развивать
5.Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо.
Стили (виды) отношений родителей к детям.
В современной практике семейного воспитания выделяется три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
1.Авторитарный стиль
родителей в отношениях с
В этом типе отношений
А.С.Макаренко две
А) «Авторитет подавления». Жесткость и террор – вот основные черты отношения родителей к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений.
Б) «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Воспитание детей родители как правило поручают бабушкам и дедушкам.
2.Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
Попустительский тип
отношений А.С.Макаренко
3.Демократический стиль
характеризуется гибкостью.
Методы воспитания – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое родителей на сознание и поведение детей.
Специфика методов воспитания:
1. влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,
2. выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представления о ценностях…
Методы очень зависят от установленных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно находят соответствующие методы воспитания.
Общие методы семейного воспитания:
- убеждение (объяснение, внушение, совет);
- личностный пример;
- поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
- наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания);
- создаются воспитательные ситуации.
Средства решения воспитательных задач в семье: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычай, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура и спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.
1.Знание родителями своих детей.
2.Личный опыт родителей,
их авторитет, характер
3.Предпочтение совместной деятельности.
4.Педагогическая культура родителей.
Вывод: изучив материал по теме «Роль семьи в образовании человека» в основном руководствуясь книгами И.П.Подласого. В очередной раз убедилась в том, каким человек будет, зависит от его семьи и в том воспитании которое дала ему семья.
Глоссарий к теме «Роль семьи в образовании человека» по теории обучения.
№ |
Понятие |
Определения |
Автор |
Источник |
1. |
Семейное воспитание |
1.Общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. 2.Воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими, - родственниками, опекунами. 3.Более или менее
осознанные усилия по |
И.П.Подласый
Академия педагогических наук РСФСР
Гл.ред. Б.М.Бим - Бад |
Педагогика. Второй том. Учебник для вузов. М.,1999.
Педагогический словарь. Второй том. М., 1960.
Педагогический энцикло- |
2. |
Семья |
Малая социальная группа,
основанная на браке, кровном родстве,
члены которой связаны |
Е.С.Рапацевич |
Современный словарь по педагогике.-927 с. М., 2001. |
3. |
Личность |
1.Человек как общественное
существо, сформировавшееся в 2.Человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. 3.Человек как субъект
социальных отношений и
|
Гл.ред. Бим-Бад
Е.С.Рапацевич |
Педагогический словарь. Первый том. М., 1960.
Педагогический энциклопедическ
Современный словарь по педагогике. |
4. |
Мониторинг |
Постоянное наблюдение
за каким либо процессом в образовании
с целью выявления его |
Г.М.Коджаспирова А.Ю.Коджаспиров |
Педагогический словарь. Второе издание. М., 2005. |