Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:25, доклад
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.
Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному
поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного
материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют
запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.
Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:
Валенки - валенки,
Невелички маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу
При укладывании спать:
Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,
Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями.
И так, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых,
воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. (Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми, представлены в Приложении ).
Использование малых форм народного
фольклора при обучении детей в самостоятельной
деятельности при досуге, на занятиях,
конкурсах, развлечениях, театрализации,
обрядовых праздниках повышает интерес
к устному народному творчеству.
Таким образом, использование малых
форм фольклора вполне оправдывает себя,
приобщение ребёнка начинается с детства,
где закладываются основные понятия и
примеры поведения. Культурное наследие
передается из поколения в поколение,
развивая и обогащая мир ребёнка.
Фольклор является уточнительным средством
для передачи народной мудрости и воспитании
детей на начальном этапе их развитии.
Приложение
***
Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды!
Наши гуленьки в верху - Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя – петушок ранним-рано по утру
Нам споет - ку-ка-ре-ку!
***
Петушок, петушок, Золотой гребешок,
Масляна головушка, Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
***
Ой, люли-люлюшеньки, Биньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам Да расти по часам.
***
Ранним-рано по утру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй,
А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком.
***
Дай молочка, Буренушка, хоть капельку -на донышко!
Ждут меня котята, малые ребята.
Дай им сливок ложечку, творогу немножечко.
Всем дает здоровье молоко коровье.
***
Люли, люли, люли, Прилетели гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Машу усыплять:
«Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай».
Баю-баюшки-баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Я тебе-то уж, коту, За работу заплачу:
Дам кусочек пирога Да кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши, Больше, котик, не проси.
***
Большие ноги Шли по дороге:
Топ,топ,топ, Топ,топ,топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке:
Топ,топ,топ,топ,топ,
Топ,топ,топ,топ,топ.
***
Этот пальчик - детка,
Этот пальчик - бабка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот- наш малыш,
И зовут его Денис!
Топ-топ по земле -Ведь земля-то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
***
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
***
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладеньку.
***
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг ... в яму Бух!
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Отрыла ставенку:
«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»
- Курочка-рябушечка, Куда идешь?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
- За водой.
- Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода?
- Цыплят поить.
Они пить хотят,
На всю улицу пищат:
Пи-пи-пи!
***
Ночь пришла, Темноту привела.
Задремал петушок, Запел сверчок.
Вышла маменька, Закрыла ставенку,
Засыпай,Бай-бай.
***
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня - тележке,
Щелкает орешки.
Список используемой литературы:
1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников
к русской национальной культуре // Дошк.
воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В.
Художественное чтение и рассказывание
в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
3. Бородич А.М. Методика развития
речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
4. Брыкина Г. Русская народная песня
как средство обучения выразительному
пению // Дошкольное воспитание №7- 1980.
5. Бухвостова С.С. Формирование
выразительной речи у детей старшего
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Златоустовский педагогический колледж
СООБЩЕНИЕ
ПО ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
«Роль матери, отца в народной педагогике»
Златоуст 2012 г.
Информация о работе Роль фольклора в умственном развитии детей