Роль фольклора в умственном развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:25, доклад

Краткое описание

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Вложенные файлы: 1 файл

этнопедагогика.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

   Необходимо  подобрать  соответствующие  настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений   народного   жанра,   формировать   умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей   знакомых   потешек,   прибауток,   сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей.       Они с радостью рассматривают   иллюстрации,   пересказывают содержания знакомых потешек.

   Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному

поэтическому  слову.

   В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

   Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.

  В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

   Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного

материала, более  глубоко воздействует на чувства  ребенка, способствуют

запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.

    Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

    Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает  напряжение, успокаивает и радует ребенка.   Одевая на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар  покачу, гулять хочу

При укладывании  спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,

Все касаточки  спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

   Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями.

И так, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых,

воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и  воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. (Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми, представлены в Приложении ).

    Использование малых форм народного фольклора при обучении детей в самостоятельной деятельности при досуге, на занятиях, конкурсах, развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках повышает интерес к устному народному творчеству. 
   Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. 
Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

***

Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у  пруда -Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди  двора -Бал-бал-бал! Балды-балды!

Наши гуленьки в верху - Грру-грру-грру!

Наши курочки  в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя – петушок ранним-рано по утру

Нам споет - ку-ка-ре-ку!

***

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Масляна головушка, Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Деткам спать  не даешь?

***

Ой, люли-люлюшеньки, Биньки-баюшеньки...

Сладко спи  по ночам Да расти по часам.

***

Ранним-рано по утру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» 

А коровки в  лад ему Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй,

А вернешься  вечерком, Нас напоишь молочком.

***

Дай молочка, Буренушка, хоть капельку -на донышко!

Ждут меня котята, малые ребята.

Дай им сливок ложечку, творогу немножечко.

Всем дает здоровье молоко коровье.

***

Люли, люли, люли, Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять:

«Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай».

Баю-баюшки-баю,

Баю Верочку  мою.

Приди, котик, ночевать,

 Мою доченьку  качать.

Я тебе-то уж, коту, За работу заплачу:

Дам кусочек  пирога Да кувшин молока.

 Ты уж  ешь, не кроши, Больше, котик, не проси.

***

Большие ноги Шли  по дороге:

Топ,топ,топ, Топ,топ,топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке:

Топ,топ,топ,топ,топ,

Топ,топ,топ,топ,топ.

***

Этот пальчик - детка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот- наш  малыш,

И зовут его  Денис!

Топ-топ по земле -Ведь земля-то наша,

И для нас  на ней растут

Пироги и  каша!

***

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем  в лес ходил.

С этим братцем  кашу ел.

С этим братцем  песни пел.

***

Скачет зайка  маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

***

Поехали, поехали

С орехами, с  орехами,

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку.

***                                      

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровной дорожке

На одной  ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и  прямо,

А потом вдруг ... в яму Бух!

Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Отрыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»

- Курочка-рябушечка,  Куда идешь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,  Зачем идешь?

- За водой.

- Курочка- рябушечка,  Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу  пищат:

Пи-пи-пи!

***

Ночь пришла, Темноту привела.

Задремал петушок, Запел сверчок.

Вышла маменька, Закрыла ставенку,

Засыпай,Бай-бай.

***

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня - тележке,

Щелкает орешки.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

   1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.  
   2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.  
   3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.  
   4. Брыкина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению // Дошкольное воспитание №7- 1980.  
   5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Министерство образования  и науки Челябинской области

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

Златоустовский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

ПО ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

 

 

«Роль матери, отца в народной педагогике»

 

 

 

 

                                                                                         Группа: 32

                                                                                     Мазунина Е.К

 

 

 

 

Златоуст 2012 г.


Информация о работе Роль фольклора в умственном развитии детей